Твой выбор
рабочая программа (9 класс)

Фокина Мария Сергеевна

Программа факультативных занятий "Твой выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof.orientatsiya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стрелихинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

Факультативных занятий

«Твой выбор»

(пред профильная подготовка)

Учитель: Фокина М.С.

С. Матвеевское, 2014г.


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Цель программы состоит  в формировании у школьников готовности к выбору профессии, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей, анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих двух типов знаний и сознательного  выбора  профиля обучения в старшей школе.

        Основные задачи:

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их  психологических ресурсов;
  2. Обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
  3. Развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Период обучения в 9 классе – это основной этап подготовки учащихся при переходе в 10-11 классы, где будет проходить сетевое обучение, занимаясь по этой программе учащиеся должны уметь принимать решения при выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; пройти процедуры психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, которые позволят им строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; уметь анализировать образовательные ситуации, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения.

        

Примерные критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старших классах:

 - выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

 - представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

 - информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

 - наличие опыта приложений усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

        Психологическое сопровождение учебного курса:

        Программа данного курса соответствует современным требованиям жизни общества, т.е. способствует реализации стратегии профессионального развития человека. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный принимать решения   и нести ответственность за эти решения, за себя, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать.

        Чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение.

        Психологическая работа с учащимися, выбирающими профессиональный путь, призвана создать им возможность решить главные задачи возраста: выработать собственное мировоззрение, определить позиции и ценности жизни, активизировать процесс самопознания, самоопределения в профессиональной деятельности.

        

Учебный курс дает возможность решить следующие задачи психодиагностики:

         -  определить актуальное состояние развития индивидуальности учащегося;

 - диагностические результаты использовать для стимулирования потребностей учащихся к самопознанию;

         - выявить недостатки, пробелы в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

        - определить ограничения в выборе такой профессиональной деятельности, которая предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям школьника;

        Программа предусматривает отказ от давления, навязывания стереотипов и мнений, делает акцент на объяснении того, что выбор профессии будет тогда верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Курс включает в себя теоретическую и практическую части, (групповые и индивидуальные консультации, методы групповой и индивидуальной диагностики),  рассчитан на 68 часа. Рекомендовано проводить занятия по два академического часа в неделю. Результат занятий  - презентация Профессионального плана.

        Программа ориентирована на широкое применение активных форм проведения занятий. Опыт показывает, что их использование помогает школьникам боле глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения своих знаний при проведении практических работ и тренингов, облегчает и ускоряет освоение данного предмета.  

Содержание программы

Темы  профконсультационной работы

  1. «Что изучает профориентация»
  2. «Рынок образовательных услуг и рынок труда.
  3.  «Образовательная карта .
  4. «Кто Я? или что Я думаю о себе?
  5. «Классификация профессий»
  6. «Формула профессии. Анализ профессии»
  7. «Здоровье и выбор профессии»
  8. «Роль темперамента и выборе профессии»
  9. «Характер и моя будущая карьера»
  10. «Я – концепция или «теория самого себя»
  11. «Интересы и выбор профессии»
  12.  «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию»
  13. «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями»
  14. Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности»
  15. «Человек среди людей. Способность к коммуникации»
  16. «Стратегия выбора профессии»
  17. «Твой профильный класс»
  18. «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»
  19. «О  трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения»
  20. «Лестница карьеры»
  21. «Резюме»

Профориентационная работа

Практические занятия (тренинги):

  1. Практическая работа по анализу профессии
  2. Практическая работа по самоанализу своих способностей
  3. Деловая игра «Кадровый вопрос»
  4. Тренинг «Перекресток»

Диагностика учащихся:

  1. Практическая диагностика.  «Ошибки в выборе профессии»
  2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.
  3. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация»
  4. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов»
  5. Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра

Учебно-тематический план

п\п

Темы курса

Всего часов

В том числе

Практических

Лекционных

Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.

1

«Что изучает профориентация»

1

1

2-3

«Рынок образовательных услуг и рынок труда.

2

1

1

4

«Образовательная карта.

1

1

5-6

«Кто Я или что Я думаю о себе»

2

1

1

7

«Классификация профессий»

1

1

Человеческие возможности при выборе профессии

8-10

«Формула профессии. Анализ профессии»

3

1

2

11

«Учреждения, организации и предприятия»

1

1

12-13

«Здоровье и выбор профессии»

2

1

1

14-15

«Роль темперамента и выборе профессии»

2

1

1

16-17

«Характер и моя будущая карьера»

2

1

1

18-19

«Практическая работа по самоанализу своих способностей»

2

1

1

20-22

«Я – концепция или «теория самого себя»

3

1

2

23

 Практическая диагностика.  «Ошибки в выборе профессии»

1

1

24-25

«Интересы и выбор профессии»

2

1

1

26-27

«Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным.  Способности к запоминанию».

2

1

1

28-29

«Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями»

2

1

1

30-31

Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности»

2

1

1

32-34

«Человек среди людей. Способность к коммуникации».

3

1

2

35

Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

1

1

36

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

1

37

«Стратегия выбора профессии»

1

1

Профессиональные маршруты

38

«Твой профильный класс».

1

1

39-41

«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

3

3

42-43

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация».

2

1

1

44-46

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов»

3

1

2

47-48

Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности

Тест структуры интеллекта

2

2

49

«Лестница карьеры»

1

1

50-51

«Резюме»

2

2

52

Практическая работа по написанию резюме.

1

1

53

Тренинг «Перекресток»

1

1

54-55

Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.

2

1

1

56-58

«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

3

2

1

59-61

«О  трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

3

2

1

62-63

Профессионально важные качества

2

1

1

64

Я учусь принимать решения

65-66

Притязания человека и его профессиональная карьера.

67

Выбор профессионально-образовательного пути.

68

Итоговый урок.  Дискуссия.

Всего

68

37

31


Список дополнительной литературы:

  1. Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2005.
  2. Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. -  С.-П., Издательский дом «РОСТ», 1999.
  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2001.
  4. Васильева Т.В. «Мои жизненные и профессиональные планы». – М.: - Русская академия образования, 1994.
  5. Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». -  Петрозаводск: Петроком, 1992.
  6. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». – М.: - Академия, 1995.
  7. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение, 1991.
  8. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 1989.
  9. Поляков В.А., Чистяков С.Н. «Профессиональное самоопределение молодежи» - М: - Педагогика, 1993, № 5.
  10. Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 1987, № 4.
  11. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
  12. Розин В.М. «Психология судьбы: программирование или творчество» - Вопросы психологии, 1992, № 1.
  13. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.
  14. Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 1990.
  15. Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2003.
  16. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.
  17. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 1987.
  18. «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста

В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...

Сценарий церемонии награждения победителей и призеров фестиваля юных избирателей "Твой выбор - твоя Россия!"

Сценарий поможет подготовиться к торжественному мероприятию, посвященному избирательному праву...