Ведерникова Ольга Васильевна, Салова Ида Григорьевна. Исследовательская культура как одна из составляющих успешности выпускника
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

        Исследовательская компетентность выпускника является значимой составляющей его успешной жизнедеятельности после завершения среднего общего образования. Поэтому  формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся – одна из насущных задач современной школы. ФГОС СОО исследовательскую культуру выпускника определяет как личностную ценность обучающихся, как значимый метапредметный результат в образовании старшеклассников, как часть общей культуры личности. Наиболее ярко исследовательская культура обучающихся проявляется в технологической готовности к выполнению проектно-исследовательских работ.

         Работа учащихся над исследованием – это исследовательская деятельность, в результате которой учащийся переходит от уровня обыденных знаний на уровень научного знания в той или иной изучаемой предметной области, на методологический уровень. Проектно-исследовательские работы учащихся направлены на развитие личности учащегося в аспекте исследовательских умений. Одной из актуальных проблем в формировании исследовательской культуры обучающихся является развитие умения владеть научным стилем мышления, исследовательскими процедурами (структурными элементами исследовательских действий).                    

        Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:  постановку проблемы;  описание понятийного аппарата проблемы исследования (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов); изучение теории, посвященной данной проблеме; подбор методик исследования и практическое овладение ими;  сбор собственного материала, его анализ и обобщение;  научный комментарий;  собственные выводы.  Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью культуры исследования, нормой ее проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведерникова Ольга Васильевна, Салова Ида Григорьевна,

методисты, научные руководители

ГБОУ Лицей № 101, Санкт-Петербург

     Исследовательская культура как одна из составляющих успешности выпускника

        Исследовательская компетентность выпускника является значимой составляющей его успешной жизнедеятельности после завершения среднего общего образования. Поэтому  формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся – одна из насущных задач современной школы. ФГОС СОО исследовательскую культуру выпускника определяет как личностную ценность обучающихся, как значимый метапредметный результат в образовании старшеклассников, как часть общей культуры личности. Наиболее ярко исследовательская культура обучающихся проявляется в технологической готовности к выполнению проектно-исследовательских работ.

         Работа учащихся над исследованием – это исследовательская деятельность, в результате которой учащийся переходит от уровня обыденных знаний на уровень научного знания в той или иной изучаемой предметной области, на методологический уровень. Проектно-исследовательские работы учащихся направлены на развитие личности учащегося в аспекте исследовательских умений. Одной из актуальных проблем в формировании исследовательской культуры обучающихся является развитие умения владеть научным стилем мышления, исследовательскими процедурами (структурными элементами исследовательских действий).                   

        Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:  постановку проблемы;  описание понятийного аппарата проблемы исследования (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов); изучение теории, посвященной данной проблеме; подбор методик исследования и практическое овладение ими;  сбор собственного материала, его анализ и обобщение;  научный комментарий;  собственные выводы.  Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью культуры исследования, нормой ее проведения.

         Проектно-исследовательская работа учащегося начинается с описания конкретных элементов структуры научного аппарата, с помощью которого раскрывается тема, содержание исследования. Таким образом, готовность к исследовательской деятельности предполагает, прежде всего, умение учащимися совершать такие интеллектуальные действия, как  владение понятийным аппаратом изучаемой проблемы и его применение в учебном исследовании, выбирать и использовать методы научного познания, обобщать и делать выводы. Для педагогов-руководителей проектно-исследовательской работы учащихся процесс формирования умения описывать структуру понятийного аппарата проблемы исследования представляет определенные трудности в процессе методического сопровождения проектно-исследовательской работы учащихся.

        Функциональная значимость понятийного аппарата проблемы исследования как учебной работы:

 1. Наличие  понятийного аппарата проблемы исследования - один из критериев оценки учебного исследования.

 2. Через понятийный аппарат раскрывается суть исследуемой проблемы и тема исследования.

 3. Владение научным аппаратом исследуемого вопроса предусматривает вхождение учащихся в понятийную область исследования.

4. Способность определять понятийный аппарат проблемы исследования отражает метапредметные умения обучающихся.

5. Степень владение понятийным аппаратом проблемы исследования раскрывает уровни сформированности метапредметных (исследовательских) умений.

        В процессе формирования умения владеть понятийным аппаратом проблемы исследования (исследовательскими процедурами) развиваются метапредметные умения учащихся, составляющие их исследовательскую компетентность.  Сформированность названных метапредметных умений даст возможность учащемуся осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.

Исследовательские процедуры

Метапредметные умения

Формулирование темы исследования

Умение формулировать тему учебной задачи (исследования)

Раскрытие актуальности (обоснование проблемы)

Умение анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

Формулирование объекта и предмета исследования

Умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение

Формулирование цели исследования

Умение самостоятельно определять цель учебной задачи (исследования)

Выдвижение гипотезы исследования

Умение строить гипотезы, раскрыть сущность явления, установить причинно-следственные связи

Формулирование задач исследования

Умения самостоятельно ставить новые задачи в новой ситуации

Определение методов исследования

Умение выбирать методы познания в соответствии с целью и результатами исследования

Формулирование выводов

Умение создавать обобщения в соответствии с целью и результатами исследования

        Процесс формирования умения учащихся владеть понятийным аппаратом проблемы исследования (исследовательскими процедурами) требует создания определенных организационных и дидактических условий в системе организации проектно-исследовательской деятельности:

1.Определение направлений и форм обучения исследовательской культуре (ФГОС СОО):

Урок

Внеурочная деятельность

Урок-исследование

(обучение предмету через исследовательскую деятельность)

Проблемный метод обучения

Исследовательский метод обучения

Проектный метод обучения

Урок по проектной деятельности

Элективные курсы

          Кружки                                                                            Итоговая аттестация

Ученическая конференция, конкурс проектно-исследовательских работ

Социальное проектирование

Защита итогового индивидуального проекта                                                                  

2. Соблюдение преемственности в формировании культуры исследования на всех уровнях образования: в 2-4, 5-9, 10-11 классах. Формальное отношение к организации проектно-исследовательской деятельности на каждом из этих уровней отрицательно влияет на становление исследовательской культуры обучающихся.

3. Проведение соответствующей диагностики динамики развития исследовательских умений обучающихся на каждом уровне общего образования. Исследовательская практика учащихся позволяет выделить уровни сформированности исследовательских умений.  Исходный уровень: обучающийся осуществляет исследовательские процедуры по инструкции, по аналогии с помощью учителя; не высказывает идей, предложений. Начальный уровень: обучающийся с помощью учителя находит проблему и предлагает варианты её решения; выполняет исследовательские процедуры по аналогии под руководством учителя. Продуктивный уровень: обучающийся находит проблему и предлагает варианты её решения; осуществляет исследовательские процедуры самостоятельно; может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно; определяет методы исследования, продуктивно находит способы решения поставленных задач.

3. Разработка в помощь педагогам положений, методических рекомендаций и дидактических материалов, направленных на формирование исследовательских умений учащихся (памятки и алгоритмы работы над учебным исследованием).

        Названные условия способствуют формированию у учащихся исследовательской культуры - умений выполнять учебное исследование, планировать понятийный аппарат проблемы исследования, реализовать исследовательские процедуры, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу.

Литература

1. Гузеев В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

2. Зачёсова Е.В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

3. Сборник исследовательских работ учащихся начальных классов по итогам научно-практической конференции//Сост. Е.И.Гусева, И.Г.Салова; ред.О.В.Ведерникова. – СПб.: ООО «Архей», 2016.

4. Я исследователь// Рабочая тетрадь// Сост. Е.И.Гусева, И.Г.Салова; ред. О.В.Ведерникова.- СПб.: ООО»Архей», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Экологическая культура русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности

Повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа...

Учебная мотивация – одна из главных составляющих успешного урока

Система форм и методов мотивации обучающихся на уроках географии как средство повышения качества географического образования....

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ...