Экологическая культура русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Райхлина Наталья Николаевна

Повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologiya_yazyka.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экологическая культура русского языка

как составляющая формирования и развития

нравственной успешной личности» - слайд

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Цели урока:

-   повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

-   продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28, А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.

-  развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать и  делать выводы;

-  развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

- совершенствовать  навыки этичного межличностного общения, сознательного отношения к языку как явлению культуры;

-  воспитывать  у учащихся морально-ценностные чувства.

                                     Ход урока:

Актуализация

(ученик читает стихотворение)

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Раговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо-

Не скудела в наши дни.

Учитель:  Русский язык, великий, могучий, богатый, сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода в песок.

Сегодня в современном обществе мы особо ощущаем речевое неблагополучие и задаем извечные русские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?".

Небрежное отношение к языку не проходит бесследно для нас. Сегодня мы с тревогой гворим о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Вам хорошо знаком термин "экология"  Что он означает?

Но экологическую  проблему нельзя ограничивать только задачами сохранения природной экологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков. Сохранение языка - задача не менеее важная, чем сохранение природы. Экология языка - неотъемлемая часть экологии культуры. И сегодня мы поговорим об экологической культуре.

Учитель: А вы? Правильно ли вы говорите? Можете ли назвать себя успешной личностью? Проверим? Давайте выполним задание.

слайд 1

слайд 2

Учитель: Какой раздел языкознания изучает правильное произношение слов?

Почему же нарушаются орфоэпические нормы? Да потому что ударение в русском языке не фиксированное, оно может падать на любой слог. Помните, что уровень культуры человека проявляется уже на уровне произношения.

Послушайте "Оду русскому языку"  (читает ученик наизусть)

О бедный мой язык родной!

О прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой-

Шпана. чиновники, лингвисты...

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал. не мучал:

"Облегчить, начать, взад, принял,

Правы, сочуйствовать,подключил."

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

"Осужденный и инциндент, блага. почуйствовать, оглупят".

От сердца я хочу воззвать

Ко всем. кто сын России верный:

Пора не начать. а начать

язык наш очищать от скверны!

друзья. следите за собой.

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной.

Его для внуков сохраните!

Учитель: Язык подобен живому существу. Он живет. Развивается. Но может погибнуть. И все это зависит лишь от нас. От того, насколько бережно мы к нему относимся..

Скажите, какие опасности сегодня подстерегают русский язык? От чего его надо защищать?

слайд

Остановимся на этих проблемах подробнее. Мы провели небольшие исследования.

Ученик: Что такое  ненормативная лексика? Это, в первую очередь, сквернословие, то есть речь, наполненная непристойными словами, бранью. Издревле в русском народе слово скверна, то есть мерзость, гадость, все нечистое, мертвое было самым страшным словом. Особый интерес представляет  "Поучение против матерщины", припысываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божья, во-вторых, родная мать человека, и, наконец, третья мать - Мать-Земля. До середины 19 века брань на Руси являлась уголовно наказуемой, вплоть до смертной казни.

слайд

В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной потере речи, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие исключительно из матов. Явление на первый взгляд очень странное, но говорит оно о многом. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, нежели вся остальная нормальная речь.

слайд

Ненормативная лексика в современном русском языке именуется  ИНФЕРНАЛЬНОЙ лексикой. ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - значит адский, из преисподней. Вот так. Задумайтесь.

Ученик: Сегодня происходит огромный приток иноязычной лексики в нашу речь. мы дружно проливаем слезы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка.  А что  у нас?  Интервью - только эксклюзивные, встречи - приватные, мышление - креативное. Импичменты, брифинги, допинги, шопы, бутики. гамбургеры, имиджмейкеры...Чего только нет! Знать иностранные языки - хорошо. Но необходимо помнить, что за каждым словом любого языка стоит культурное наследие целой страны.

Учитель: Да, как уж тут не вспомнить великого Грибоедова, который еще 200 лет назад с болью говорил о русском языке, как о смеси французского с нижегородским. Напомню высказывание К. Паустовского: "Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку".

слайд

слайд

слайд

Ученик: Особое и прчное место в нашей речи занимают сленги и жаргонизмы. Такую лексику употребляют практически все - вне зависимости от возраста, социальной или профессиональной принадлежности. Жаргонизмы - зло современного русского языка, с ними необходимо бороться. Но вместе с тем они придают ей яркость, выразительность, динамизм. Что же делать?

слайд

 Искоренить их, конечно, невозможно, но и восхищаться не стоит. Почему же? Жаргонизмы не способствуют формированию лучших черт и качеств в человеке. Многие так сживаются с жаргонизмами, что не усваивают литературный язык и его нормы.

Учитель: Меня радует. что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Ведь за вами будущее, вы наш народ, наш язык. Вы уже на пороге школы и сдачи ЕГЭ. В тестах охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме орфографической и пунктуационной грамотности, в них проверяется владение нормами литературного языка, умение применять их на практике.

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд 

Учитель: Молодцы! Но часто бывает так, что в тестах мы делаем все правильно, а в устной речи контролируем себя с трудом. Бывает?

Ученик: Недавно я с интересом открыла для себя  значение возвратной частицы СЯ, которая сегодня пишется слитно с глаголами. Первоначально она обозначала СЕБЯ. А теперь вдумайтесь в чудовищность произносимых нами сегодня слов ПЫТАТЬСЯ, то есть пытать себя и ДОБИВАТЬСЯ, то есть добивать себя. А есть еще такие перлы, как УДИВЛЯЮСЯ, НАХОЖУСЯ, СТЕСНЯЮСЯ, ИГРАЛИСЬ и множество других. Задумывались ли вы о том, как вы говорите?

Ученик: Сегодня человек позволяет себе много вольностей с языком. А язык  их не терпит.  Задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом частицы НИБУДЬ, то есть  НЕ СУЩЕСТВУЙ В БУДУЩЕМ. Я считаю, что с ней надо обращаться осторожнее. Употреблять ее с местоимениями  ЧТО и КТО надо только тогда, когда кто-то действительно недостоин дальнейшего существования.

Ученик: Интересна история местоимений НИКТО и НИЧТО. Эти слова являются однокоренными со словами НИЧТОЖЕСТВО, НИЧТОЖНЫЙ.  А теперь вспомним наши выражения НИКТО НЕ ПОМОЖЕТ, НИКТО МЕНЯ НЕ ПОНИМАЕТ и другие.А ведь речь идет здесь о врагах рода человеческого. Было бы странным, если бы они встали на вашу защиту. Проявляется чудовищность с точки зрения древнерусского языка и  фразы "Никто не забыт, ничто не забыто". Или, например, задумайтесь над восклицанием человека: "Ничего себе!" В момент восхищения люди желают себе НИЧЕГО, хотя и не думают лишиться всего, что имеют. А в  ответ на банальный вопрос:"Как у тебя дела?" произносим по привычке - НИЧЕГО , тем самым отвергая себя как личность, отрицая свою деятельность, признавая себя недостойным существования на Земле.

слайд

Ученик: Слова-паразиты, заполняющие нашу речь, сегодня хорошо известны. К сожалению, зачастую человек даже не задумывается о том, какие слва он произносит. Например, всеми нами любимое ВСЕ РАВНО. Нередко мы его произносим через каждые 10 предложений. А теперь вдумайтесь в значение сказанного. Получается, что белое равно черному, зло-добру. солнце - луне, а копейка - миллиарду. То есть ЧТО ВОЛЯ, ЧТО НЕВОЛЯ - ВСЕ РАВНО. Действительно ли так считает человек? Тогда вспомним русскую пословицу: "Что не равно, то не равни". А ведь ВСЕ РАВНО легко заменить более подходящими словосочетаниями ВСЕ ОДНО, ВСЕ ЕДИНО.

Ученик: В современном обществе происходит разрушение, размывание установившихся литературных норм. Это разрушение коснулось даже графики. Наверняка вам приходилось встречать такие написания  слов.

слайд

На вопрос: "Для чего это делать?" можно получить ответ: в целях рекламы, погони за оригинальностью. Вот что об этом пишет журналист Казначеев в своей статье:"Это выпендреж и ненужное искажение письменной формы. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка. Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом  и Мефодием, принесен в жертву золотому тельцу. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами писательницы Татьяны Бек:"До свиданья, алфавит!".

Учитель: Где же выход?  Что делать? Давайте подытожим все сказанное сегодня.

слайд

Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда приходит язык: из общения и чтения. И сегодня  сохранять язык, значит бороться и за литературу, на нем написанную. Итак, самое сильное и действенное оружие в борьбе за экологию языка - ЧТЕНИЕ!

слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.

Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе...

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-часть 1

«Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это, прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние ...

«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-чкасть 2

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности.

Урок русского языка в 11 классе "Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности."...

"Экологическая культура и способы её формирования"

quot;Экологическая культура и способы её формирования"...