О курсе «Учимся учиться. Как преуспеть в школе, не тратя всё время на учёбу»
статья

Статья посвящена обзору онлайн-курса «Учимся учиться» на сайте Coursera.org.

Авторы курса «Учимся учиться» подготовили 16 видео о работе мозга, техниках обучения и борьбе с ленью на основе современных исследований в области когнитивной нейробиологии. 

Новые знания позволяют иначе взглянуть на способы учения и мышления и добиться лучших результатов в любой области – от математики до спорта. Курс разработан для детей от 7 лет и подходит для семейного просмотра. 

В разработке принимали участие доктор наук Барбара Оакли, выпускница ВШЭ и основатель первого языкового кафе в России Анна Стогова и профессор-нейробиолог НИУ ВШЭ Василий Ключарев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_uchitsya.docx279.18 КБ

Предварительный просмотр:

О курсе «Учимся учиться. Как преуспеть в школе, не тратя всё время на учёбу»

 Сегодня я хочу рассказать об одном замечательном онлайн-курсе, который, как мне кажется, должен входить в школьную программу одним из первых, где-нибудь при переходе из началки в среднее звено. Мы одиннадцать лет вкладываем заданный программой объем знаний в детские головы, так и не объяснив им, зачем мы это делаем и как они должны распорядиться этим непомерным количеством трудно приложимой к жизни информации.

Или, пока его не включили в школьную программу, посмотрите его вместе со своим ребенком, не пожалеете.

Курс, о котором я говорю, называется «Учимся учиться. Как преуспеть в школе, не тратя всё время на учёбу». Его         авторство принадлежит  НИУ "ВШЭ" в лице Василия Ключарева, Анны Стоговой и  Barbara Oakley, без которой вообще ничего из того, о чем мы говорим, не произошло.

Найти этот курс можно на сайте Coursera.ru.

 Coursera — это проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета .  На этом ресурсе сегодня 3700 бесплатных онлайн-курсов  от ведущих университетов мира (Стэнфорд, Йель, ВШЭ, МФТИ и др.) и компаний  (Google, Яндекс, Сбербанк).

В свое время  самым популярным на платформе Coursera стал курс Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects (Учитесь учиться: Мощные мыслительные техники, которые помогут Вам освоить сложный материал), разработанный профессором Oakland University Барбарой Оакли и нейробиологом Терренсом Сейновски.

Барбара Оакли — профессор Оклендского университета. Сфера ее научных интересов очень широка — от изучения стволовых клеток и проектирования инженерного оборудования до исследований в области педагогики и технике обучения.
По первому образованию Оакли — филолог, специалист по славянским языкам. Барбара хорошо знает русский язык и даже работала переводчиком на советских траулерах в Баренцевом море. В послужном списке Оакли есть еще одна интересная профессия — радист на полярной станции в Антарктиде.

Получив гуманитарное образование, Оакли решила проверить, сможет ли ее мозг «перестроиться» и освоить техническую специальность. В результате Барбара выучилась на инженера и получила степень доктора технических наук в Оклендском университете.
(https://www.alpinabook.ru/authors/13397/)Автор Оакли Барбара

Оказалось, что мозг любого человека создан для сложных вычислений, поэтому он знает, как ловить мяч, качаться на стуле, ездить на велосипеде, одновременно дышать и есть.

Барбара написала книгу «Думай как математик» (A Mind For Numbers: How to Excel at Math and Science) и еще несколько - не о сложных числах и уравнениях, а о тонкостях работы нашего мозга, о том, как правильно подойти к серьёзным задачам:

  Как настроить мозг на рабочий лад

  Как приучить мозг расслабляться

  Как приручить зомби-прокрастинатора

  Как бороться с синдромом отличника

  Как начать изучать что-либо совершенно новое

А потом Барбара задумалась о запуске нового курса про мозг и память, но уже для детей и тинейджеров, при поддержке Аризонского Государственного Университета.

Выпускница ВШЭ  Анна Стогова решила привлечь альма-матер и вместе с Барбарой адаптировать курс для русскоговорящих детей и подростков. Соавтором и со-ведущим курса стал директор Института когнитивных нейронаук Василий Ключарев.C:\Users\pk\Desktop\Аня Стогова.png

Авторы курса «Учимся учиться» подготовили 16 видео о работе мозга, техниках обучения и борьбе с ленью на основе современных исследований в области когнитивной нейробиологии. 

Анимация, использованная живо и ярко, доступность, простота изложения , убедительность ведущих и точно найденный стиль подачи материала делают курс одновременно увлекательным и чрезвычайно полезным для подростков, перед которыми лежит долгий путь, где предстоит учиться, учиться, и учиться…

Хочется привести 5 лайфхаков курса с сайта «Вышка для своих»  (https://www.hse.ru/our/news/300364991.html)

  1. Метод «Помидора» понравится любителям прокрастинации.    Он позволит с легкостью управлять своим временем. 
  2. Фанатам ночных просмотров фильмов будет не лишним послушать лекцию о ценности сна и возможностях получать новые знания, не просыпаясь.
  3. Желающие объяснить низкую успеваемость в школе плохой памятью точно  заинтересуются трюками для лучшего запоминания. 
  4. Информационный перегруз – важная проблема современности. В приведенном  видео рассказывается, что это такое и как с ним бороться. 
  5. Наконец – набор полезных советов для подготовки к контрольным работам.

Рассмотрим для примера фрагмент курса  о подготовке к контрольным работам, которые являются серьезным стрессом для большинства учащихся (Цитирую по тексту или близко к тексту).

Как говорит в видео Аня Стогова, при правильной подготовке удача – то есть, внешние обстоятельства ситуации – повернется в твою сторону.

Перед каждым тестом следует задать себе такие вопросы:

- хорошенько ли ты выспался перед контрольной? (Если ответ – нет, тогда ответы на остальные вопросы уже не так важны.)

- пересматривал ли ты свои конспекты вскоре после того, как записал их? А пытался ли самостоятельно вспомнить, что в них написано?

- занимался ли ты хотя бы по чуть-чуть в предшествующие дни или все отложил на последний момент?

- старался ли ты не отвлекаться во время учебы (не считая коротких перерывов)?

- выделял ли ты главное в тексте материала, и не наподчеркивал ли  слишком много?

- упражнялся ли ты в использовании важных идей и понятий, чтобы создать прочные мозговые цепочки?

- обращался ли ты за помощью к учителю или одноклассникам, когда было что-то непонятно?

- пресекал ли ты халявные тренировки – то есть, тренировки оттренированного? следил ли ты, чтобы вовремя переключаться на более сложный материал?

- пробовал ли ты объяснить выученное кому-нибудь другому? использовал ли ты при этом метафоры и зрительные образы?

- пробовал ли ты заниматься в разных местах?

- делал ли ты перерывы во время занятий? Заставлял ли ты себя хорошенько подвигаться во время перерывов?

Как нетрудно догадаться, это и есть практические инструкции по подготовке к контрольной или тесту. И они понятно объясняются в ярких и динамичных видео.

В заключение курса авторы предлагают поделиться тем, что слушатель узнал из этих видео, рассказать то, что запомнилось, своим друзьям, брату, маме, папе или даже любимой учительнице. 

Объясни всем, что такое «нейроны» или «мозговые цепочки» и как они участвуют в обучении. 

Рассказывая, ты и сам лучше усвоишь то, что запомнил, и заодно научишь чему-то других. 

И на прощание они раскрывают три ключевых момента, три секрета продуктивного обучения:

Во-первых, не сужай свои перспективы.

Мир постоянно усложняется, и ему нужны люди с широким спектром навыков и интересов. 

Если тебе нравится математика, учись также рисовать или танцевать. 

Если интересуешься психологией, подучи физику. 

Круто, конечно, разбираться в чем-то одном, но и расширять круг своих интересов тоже надо. 

Во-вторых, будь настойчивым, потому что настойчивость — это самая главная вещь в обучении. 

Только не забывай, что работать настойчиво — это не значит без передышки. 

Это значит, что после передышек, когда твой мозг успел поработать в рассеянном  режиме, ты должен вернуться к сосредоточенной работе. 

В-третьих, сохраняй гибкость мышления. 

Гибкость разума, способность признавать и исправлять свои ошибки 

позволяет многого добиться в любой области. 

А еще она настраивает на приятный, позитивный, продуктивный лад в общении с коллегами, с друзьями и с семьей. 

Удача на стороне тех, кто пытается, не сдавайся, пробуй снова и снова! 

 По окончании курса, чтобы не забыть всю ту полезную информацию, которую вы прослушали и проработали на курсе ( как обычно, после каждого короткого видео, где весело и интересно преподносится материал, идет маленький тест с выбором правильных ответов), вы получаете три симпатичных документа PDF с картинками:  Основные идеи успешного обучения (краткое summary курса), Дневник обучения и памятку Как готовиться к контрольным.

Вот такая полезная и абсолютно не нудная штука есть в нашем полном бесплатном доступе.

Спасибо авторам и сайту Coursera!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок к курсу "Учись учиться"

Урок включает беседу "Нужно ли ходить в школу?", просмотр и обсуждение мультфильма "Баранкин, будь человеком!", тест на определение уровня мотивации, таблицы для учащихся. Конспект урока разработан на...

"Эффективность обучения" урок к курсу "Учись учиться"

Конспект урока включает в себя беседу " Качества, помогающие хорошо учиться", просмотр и обсуждение мультфильма "Вовка в тридевятом царстве", тест "Самооценка психических состояний". Конспект урока ра...

Психические процессы. Урок к курсу "Учись учиться"

Урок состоит из беседы " Как человек познает мир?", упражнения на запоминание слов, просмотра и обсуждения мультфильма "На задней парте", таблиц для учащихся. Конспект урока составлен на основе учебно...

Рабочая программа по курсу «Я учусь учиться».

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного п...

Программа факультативного курса "Мы учимся учиться. Техника понимания текста" 6 класс

факультативный курс  "Мы учимся учиться. Техника понимания текста" для работы с одаренными детьми....

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...

• Сертификат издательских домов «Просвещение», «Российский учебник», «Бином» об участии в вебинаре «Непрерывный курс математики: учись учиться. Развитие математической теории. Теория множеств», 30.03.2021г,

Сертификат издательских домов «Просвещение», «Российский учебник», «Бином» об участии в вебинаре «Непрерывный курс математики: учись учиться. Развитие математ...