Оценка интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации: как выявить передовые школы?
статья

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_3.docx148.22 КБ

Предварительный просмотр:

Материал 3

Оценка интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации: как выявить передовые школы?

В середине 2020 года 334 общеобразовательных организаций из 52 субъектов Российской Федерации стали участниками мониторинга цифровой трансформации школ, проведенного специалистами Высшей школы экономики. При оценке степени интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций была выполнена кластеризация по 7 индексам, описывающим следующие области цифровой трансформации:

  1. Цифровая инфраструктура школы;
  2. Условия для использования цифровых технологий с целью  решения административных задач;
  3. Использование  учителями цифровых технологий на разных этапах реализации педагогического процесса;
  4. Использование учениками цифровых средств обучения;
  5. Формирование цифровой компетентности учащихся;
  6. Профессиональное развитие педагогов в области использования цифровых технологий;
  7. Управление образовательной организацией в условиях цифровой трансформации в школе.

В рамках кластеризации были отобраны только те школы, по которым был полный перечень данных, необходимых для построения составных индексов по 7 областям модели мониторинга цифровой трансформации организаций. Таких школ оказалось 247.

Все школы были разбиты на 5 кластеров (рисунок 1).

Macintosh HD:Users:irinad:Documents:ИНОБР 16-19:IOE Projects:Мониторинг ЦТО:Отчет Этап 6:ОТЧЕТ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ:5 кластеров.jpeg

Рисунок 1 - Диаграмма распределения школ по кластерам

Кластерный анализ позволил выявить 30 передовых школ (кластер 4), демонстрирующих более высокие индексы, чем другие школы выборки. Это означает, что процессы цифровизации в таких школах проходят увереннее и системнее, чем в других школах. Так, было выявлено, что в школах этого кластера выше оснащенность цифровым оборудованием и устройствами, в частности, мобильными устройствами. Систематически происходит использование платформ и сервисов для совместной работы и коммуникации педагогического коллектива, высока доступность цифровых учебных материалов и сервисов в школе. В школах кластера 4 чаще происходит использование цифровых инструментов для предоставления отчетности, если сравнивать со школами других кластеров. Учителя в таких школах чаще организуют учебную работу учеников при помощи цифровых сервисов и решений универсального и учебного назначения. Это отмечают и ученики школ кластера 4: они отмечают высокую интенсивность использования цифровых технологий на занятиях и часто используют их при подготовке домашних заданий.

Для общеобразовательных организаций каждого из кластеров были подготовлены рекомендации по достижению показателей мониторинга цифровой трансформации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....

Внутренняя система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации

В данном материале исследуется система и критерии педагогических измерений в области метапредметных результатов при введении ФГОС....

Использование цифровых технологий в учебном процессе

   Современному учителю приходится не только обучать детей, но и постоянно учиться самому, ведь скорость появления новых цифровых технологий огромна. А умение пользоваться техническим...

Цифровые технологии в образовательном процессе

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические ма...

Использование цифровых технологий в образовательном процессе

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых ...

Цифровые технологии в образовательном процессе

Развитие современной цифровой образовательной среды, имеющиеся сегодня огромные возможности для повышения качества обучения, стало актуальным. Время цифровых технологий пришло и школу.  Одна из т...

Борьба с нецензурной лексикой в общеобразовательной организации методом формирования чувств любви и уважения к Родине и родному языку

Для современного подростка мат – привычное дело, норма общения. Всё же мы живем в светском обществе, где есть этика, норма, рамки, правила поведения. Поэтому считаю, что употребление ненормативн...