Борьба с нецензурной лексикой в общеобразовательной организации методом формирования чувств любви и уважения к Родине и родному языку
методическая разработка

Матвеева Елена Витальевна

Для современного подростка мат – привычное дело, норма общения. Всё же мы живем в светском обществе, где есть этика, норма, рамки, правила поведения. Поэтому считаю, что употребление ненормативной лексики в любой организации просто не позволительно. Предлагаю разобраться в этом вопросе и определить основные методы борьбы с нецензурной лексикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremen._urok.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Борьба с нецензурной лексикой в общеобразовательной организации методом формирования чувств любви и уважения к Родине и родному языку

Автор: Матвеева Елена Витальевна

Организация: МБОУ СОШ № 27

Населенный пункт: Челябинская область, г. Озёрск

Я работаю в общеобразовательной школе с 2009 года и не перестаю удивляться тому, насколько неизбирательные дети и подростки в своей речи. Не могу пройти спокойно мимо ученика, выражающегося матом. При этом обучающихся абсолютно перестало смущать присутствие взрослого человека, педагога, да и любого работника школы. Для современного подростка мат – привычное дело, норма общения. Всё же мы живем в светском обществе, где есть этика, норма, рамки, правила поведения. Поэтому считаю, что употребление ненормативной лексики в любой организации просто не позволительно. Предлагаю разобраться в этом вопросе и определить основные методы борьбы с нецензурной лексикой.

Следует отметить, что многое, в том числе модель общения, дети перенимают из семьи. Но мы же на то и педагоги, чтобы воспитывать не только личность, но и делать лучше всех, кто её окружает. Отмечу, что в моей практике часто бывает такое, что школьник сам учит новому родителя. Например, узнаёт что-то интересное на уроке родного русского языка, а дома с удовольствием делится этим. На следующий день ребёнок приходит счастливым от того, что получил возможность научить чему-то старшего в семье или просто был услышан. Считаю, что это уже успех в работе учителя.

Ещё одной важной особенностью, на которую следует обратить внимание при борьбе с нецензурной бранью, является дефицит нравственности, угасание чувства любви к Родине, концентрация на моменте «здесь и сейчас». То есть ребёнок не задумывается о своём прошлом и будущем. Как показывает моя практика, из двадцати семи учеников 7 класса только четверо представляют, кем они хотят быть в дальнейшем. Они не интересуются историей, им не понятно, для чего нужно знать биографию Гитлера или Ленина. Всё это свидетельствует о том, что дети живут только в сегодняшней реальности. И основными их потребностями являются потребности в еде, сне и развлечениях. Отсюда возникает «феномен упрощения». Упрощение в потребностях, в жизни, в речи. Зачем думать и подбирать слова для выражения своих чувств? Достаточно сказать слово из трёх- четырёх букв и всем это станет понятно.

Что же с этим делать? Согласна, что противостоять большинству – задача не из лёгких. Мы слышим брань повсюду: в магазине, дома, в интернете, у светофора на пешеходном переходе, в коридорах школы. Но кто, если не педагог, имеет возможность исправить ситуацию, улучшив положение дел хотя бы на несколько процентов?

Во-первых, я считаю, что делать замечания в коридорах и на лестницах школы ученикам нужно и даже необходимо. Как показывает моя практика, учащиеся начинают сдерживать себя в выражениях при виде своего учителя, формируется привычка. В последующем эта привычка распространяется не только на своего учителя, но и на всех педагогов и работников школы.

Во-вторых, учите детей правилам поведения. Здоровайтесь первыми, если дети не заметили вас в торговом центре. Своих учеников я научила здороваться со мной именно таким образом. Мы часто обсуждаем ситуации, когда дети прошли мимо меня и не поздоровались. Важно выяснить, почему они так поступили. В таких беседах формируются доверительные отношения между учителем и учениками. Чем больше мы разговариваем на тему этикета, тем чище, грамотнее и приятнее становится речь обучающихся.

В-третьих, проводите работу со словом. Что это значит? Если ученик произнёс нецензурное слово во время урока или на перемене, предложите ему заменить это слово синонимом (а лучше несколькими), посмотрите вместе, какими красками заиграет его высказывание. Ещё один способ: попросить разобрать это слово на морфемы (части слова). Здесь вы повторите морфемику и этимологию.

В- четвёртых, больше говорите с классом о текущем положении дел в стране, об истории своего родного края. Ребёнок должен пропитаться чувством любви к своей Родине. Хочется отметить, что тут многое зависит от учителя. Любите свою страну сами, говорите о нашем государстве с восхищением, приводите примеры из истории, обсуждайте биографию правителей, которые были заинтересованы в процветании своей страны, читайте стихи поэтов - патриотов, знакомьте детей с защитниками Родины, слушайте песни о войнах, победах, президенте. Отличным дополнением к этой теме является ритуал исполнения гимна РФ каждую неделю перед занятием «Разговоры о важном». В моей практике всё вышеперечисленное действительно даёт результат.

В-пятых, обращайтесь к сказкам. Даже если вы не учитель литературы, выделите время после уроков или на классном часе для того, чтобы читать сказки. Дети любят сказки даже в 10 классе. Сюжет, речь, герои – всё завораживает ученика в этом жанре литературы. Сказка учит добру, вам будет что обсудить с классом. А также обратите внимание на лексику. Проговорите, что можно заменить многие современные слова исконно русскими (или словами вашего родного языка). Нынешнее поколение мало читают, а кто-то не читает вообще, возьмите дело в свои руки и читайте сами вслух. Одна сказка в неделю, а уже столько поводов поговорить с вашим классом.

В-шестых, включите в классные часы тему «Невербального общения». На уроках родного языка в 7 классе данная тема включена в рабочую программу, как показывает практика, уроки на данную тему всегда проходят «на ура». Предложите обучающимся порассуждать, какими жестами, знаками, мимикой можно заменить нецензурную лексику. Проведите эксперимент с классом: смогут ли они в течение одного дня заменить свои привычные выражения невербальными средствами общения? Подростки, как правило, любят разного рода авантюры и легко соглашаются на данные эксперименты.

В заключение хотелось бы сказать, что профессия учителя – сложный и не всегда благодарный труд. Но мы должны сделать всё возможное, чтобы остаться в памяти каждого ученика и помочь ему стать лучше. Сложно противостоять целой системе, но помочь хотя бы одному человеку – это уже достижение. Я уверена, если каждый из нас применит на практике хотя бы один из методов, представленных мною выше, он уже добьется результата. Пусть незначительного, но весомого в становлении личности своего подопечного. Искренне желаю вам удачи, дорогие коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока "Рreparing for mother\'s day" чувство любви и уважение к родителям.

Цели углубить и закрепить знания учащихся по теме "Family", "Meals" увеличить словарный запас учащихся, развивать навыки говорения, внимание, речь; воспитывать интерес к изучаемому языку, чувство любв...

Уроки иностранного языка с элементами краеведения как средство формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Данная статья рассматривает необходимость включения краеведения на уроках иностранного языка для достижения личностных результатов выпускников основной школы. а именно - стремление к лучшему осознанию...

Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине - основа воспитания гражданина.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно ва...

Оценка интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации: как выявить передовые школы?

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации....

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....

Презентация "Методы формирования новых знаний и способов действий на уроках русского языка и литературы"

В презентации рассматриваются основные методы формирования новых знаний и способов действий (объяснительно-иллюстритавный и репродуктивный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский методы) с...

Методы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с ...