Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Ганиева Эльмира Альфировна

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_odnknr_5_klass.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5  класса разработана  на основе:

-  примерной программы по предмету «основы духовно-нравственной культуры народов России»  5 класс; / авт.-сост. Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение», 2020;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22.12.2015 г. №4/15).

Календарно-тематическое планирование соответствует  учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5 класс. Н.Ф. Виноградова. М.: «Просвещение», 2021.

Цель рабочей программы:

- формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Задачи изучения предмета, в том числе воспитательные:

-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях  народов России,

- готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

-формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;  

-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

-способствовать духовно-нравственному развитию учащихся,

-содействовать формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству,  родному краю, духовным истокам российской цивилизации, учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Виды контроля:

Тема (раздел)

Кол-во часов

Развитие речи (подготовка сообщений.)

Защита проекта

1

Введение

1

2

Культура России как диалог культур разных народов

10

3

3

Нравственные ценности российского народа

15

3

4

Интеллектуальная культура российского общества

3

5

Эстетическая культура общества

6

2

ИТОГО

35

6

2

Форма промежуточной аттестации по предмету «основы духовно-нравственной культуры народов России» – проектная работа.

2. Планируемые предметные результаты

Ученик научится:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать  возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общую цель и пути ее достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции как  основы  культурной истории  многонационального народа России;

- понимать основные  нормы  светской и религиозной морали, научится понимать их значение  в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Ученик получит возможность научиться:

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни народа  с миром природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

3. Основное содержание программы

Введение (1 ч)

Повторение пройденного в 4 классе. Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Культура России как диалог культур разных народов (10 ч)

        Определение понятия «культура».  Культура первобытного общества. В мире культур. Узелковое письмо – один из древнейших видов письменности. Печатный двор при Иване Грозном. Искусство народов Кавказа. Татарское народное искусство.

Величие российской культуры. Российская культура – это плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей. М. В. Ломоносов, И. П. Кулибин, Ю. С. Рытхэу, Р. Гамзатов, Шолом-Алейхем, Ф. Г. Волков, Гомбожаб Цыбиков, Д. Д. Шостакович, Г. Уланова.

Выдающиеся личности, причисленные к православным святым: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Гурий Казанский, Нестор летописец,.

        Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности  - часть культуры общества .

Нравственные ценности российского народа (16 ч)

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности  - часть культуры общества.

Определение понятия  «нравственная культура». Быть справедливым – нравственный долг человека. Патриотизм – нравственное чувство гражданина. Страницы Великой Отечественной войны. Православные  священнослужители – защитники Родины: священник Федор Пузанов, архимандрит Нифонт. «Любовь к Родине исходит из веры».

Гуманизм – высшее нравственное чувство человека. Благотворительность – проявление сострадания и милосердия. Нравственные ценности традиционных религий России. Религия и нравственность. Нравственные заповеди христианства.  Нравственные заповеди ислама. Нравственные заповеди буддизма.

Труд как общечеловеческая ценность.

Интеллектуальная культура российского общества (3 ч)

Что такое интеллектуальная культура. История развития  интеллектуальной культуры общества. Д.И. Менделеев – великий русский ученый-химик. А.Ф. Можайский – контр-адмирал и ученый.

Эстетическая культура общества (6 ч)

Эстетические ценности культуры. Эстетическая культура общества. Искусство и культура общества. Народное искусство. Орнаменты татарского народа. Ненецкая легенда.

Этическая культура, рожденная религией. Архитектура православных храмов. Внутреннее убранство храма. Иконы в культуре православия. Владимирская икона Божией Матери  на охране Москвы. Мечеть – произведение мусульманской архитектуры. Каллиграфия в исламе.

4. Календарно-тематическое планирование

(1 ч в неделю; 35 учебных недель)

5  класс

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Введение (1 ч.)

Введение

1

01.09

Культура России как диалог культур разных народов (10 ч.)

Что такое культура

1

08.09

Культура первобытного общества

1

15.09

В мире культуры народов России

1

22.09

В мире культуры народов России

1

29.09

Выдающиеся деятели российской культуры

1

06.10

Выдающиеся деятели российской культуры

1

13.10

Выдающиеся деятели российской культуры

1

20.10

Выдающиеся личности, причисленные к православным святым

1

27.10

Выдающиеся личности, причисленные к православным святым

1

10.11

Выдающиеся личности, причисленные к православным святым

1

17.11

Нравственные ценности российского народа (15 ч.)

Что такое нравственная культура

1

24.11

Нравственный долг человека

1

01.12

14.

Интеллигентность

1

08.12

15.

Патриотизм

1

15.12

16.

Отечественная война 1812 года

1

22.12

17.

Страницы Великой Отечественной войны

1

29.12

18.

Православные  священнослужители – защитники Родины

1

12.01

19.

Православные  священнослужители – защитники Родины

1

19.01

20.

Гуманизм

1

26.01

21.

Благотворительность

1

02.02

22.

Нравственные ценности традиционных религий России

1

09.02

23.

Нравственные заповеди христианства

1

16.02

24.

Нравственные заповеди ислама

1

02.03

25.

Нравственные заповеди буддизма

1

09.03

26.

Нравственные заповеди в современно мире

1

16.03

Интеллектуальная культура российского общества (3 ч.)

27.

Интеллектуальная культура

1

23.03

28.

Менделеев Д.И. – ученый-химик

1

06.04

29.

Можайский А.Ф. - ученый

1

13.04

Эстетическая культура общества (6 ч.)

30.

Эстетическая культура общества

1

20.04

31.

Народное искусство

1

27.04

32.

Архитектура православных храмов

1

11.05

33.

Мечеть – произведение мусульманской архитектуры

1

14.05

34.

 Защита проектной работы

1

18.05

35.

Подведение итогов

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».

                                Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «св...

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....

Методическая разработка урока для обучающихся 8 класса в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры

Методическая разработка урока для обучающихся 8  класса  в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры «К 350-летию со дня рождения Петра I: секуляр...

Конспект урока и слайдовая презентация по курсу ОДНКНР по теме "Духовно-нравственные ценности российского народа"

Материал урока разработан в соответствии в новой Федеральной программой основного общего образования по учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России".Тематический блок...