Секреты успешного урока
консультация

Юдахина Татьяна Михайловна

Выступление перед молодыми педагогами. Размышления, советы, находки, наработанный опыт, ответы на "вечный" вопрос: как сделать урок интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_aprelya_sekrety_uspeshnogo_uroka.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/yudahina-tatyana-mihaylovna

Секреты успешного урока. Учитель Юдахина Т М.

Выступление 5 апреля 2021 г

        Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, школьник намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок эффективным

СЕКРЕТ 1 Урок начинается «вчера» фото Ядумаю…

        «Достоинство урока в значительной мере зависит от предварительной подготовки к нему учителя. Если учитель обстоятельно выяснит себе материал или содержание своего урока, план и форму проработки этого материала, то он поведет свой урок плавно, производительно, не встречая особенных затруднений. Если же он не подготовится к уроку или же недостаточно к нему подготовится, то иcход его урока будет обусловливаться случайностями, и сам урок никогда не будет носить печати той законченности, дельности и содержательности, какую он носит в том случае, когда учитель основательно подготовится к нему» Это слова Константина Васильевича Ельницкого, педагога, автора научных трудов по педагогике. Я с ним абсолютна согласна.

Секрет2 «Положительный Якорь» Я улыбаюсь перед классом

Начинай урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее. Как правильно начать урок?

Очень важна Мотивация. Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан.

Три важных обстоятельства:

  1. Всякая деятельность обусловлена мотивом, т.е. имеет ответ на вопрос, почему я делаю именно это.
  2. Мотивация - не врожденное, а приобретенное качество.
  3. Для создания мотивации необходимо учителю знание психологии своих учеников. Очень важно, чтобы внешняя мотивация стала внутренней.

Важно, как прошел предыдущий урок. Возможно, он закончился вопросом. А на следующем уроке…. (мы узнаем, почему мы видим только одну сторону Луны, мы научимся гораздо быстрее решать уравнения, какая случайность помогла Ньютону сделать величайшее открытие….)

Замечательно, если дети сами напомнят вам об этом… Ну а если нет, нужно подвести их, задавая правильные вопросы. «Думать вместе»  - очень важно научиться этому на уроке. Фото   с вопросом

Секрет 3. Деятельность

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников. К. Д. Ушинский в работе «Избранные педагогические сочинения» писал: «Если мы ввели порядок и стройность в занятиях….не оставляя ни на одну минуту ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная наша природа такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина  и возможность научить детей чему-то в наших руках».

… «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», - сказал еще один великий педагог и философ Адольф Дистервег..

Деятельностный метод обучения, который я использую, может решить эту задачу. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности.

Групповая работа, парная  и индивидуальная работа, проектная деятельность, практические исследования… Фото разные уроки

Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Я помогаю им совершать эти открытия. Идти рядом и немного впереди – истинное предназначение учителя!

Секрет 4 «Аудиалы, визуалы, кинестетики»

Учитель, идя в класс, должен быть готовым  произнести детям «посмотрите, послушайте, почувствуйте» и дать им такое задание, которое позволило бы одним посмотреть, другим - послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая заключается в нем.

Я стараюсь на уроке говорить эмоционально, используя различные обороты речи, изменяя громкость, использовать жестикуляцию. Я говорю

Наглядность присутствует на каждом уроке: Схемы, таблицы, доска, презентация, подручные средства.  И рукам находим применение. 7 кл – Сумма углов треугольника. Выполнить руками. Все углы сложатся в развернутый угол.

10 класс стереометрия. Ручки, тетради, стены класса, пол и потолок…

Секрет 5 «Право на ошибку» Со слайдом найди ошибку

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Дать возможность обнаружить свою ошибку, понять и исправить. Иногда можно делать специально. Абсолютно точно, что то задание, где сделана ошибка и она отработана, обязательно запомнится!

Секрет 6 «Верю-не верю» Взаиомооценка

Надо, чтобы уч-ся могли понять, насколько они поняли, усвоили, научились…. Нужно обязательно использовать виды деятельности с быстрым оцениванием. Короткие тесты с критериями, вопросы «Верю-не верю», Негласный конкурс на лучший вопрос и т. д. Вовлекать в оценивание. Взаимооценка проектов. Обязательно. Я учу детей быть экспертами, уметь задавать вопросы «по делу» и отвечать. Порой рассказать самому бывает проще, чем оценить другого. После такой работы они понимают, что истинное знание приходит тогда, когда все процессы учебной деятельности проходят через свои собственные мозги.  ПРОЕКТЫ

Секрет 7 «Я молодец!» Успех

Очень важно для меня,  чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Я указываю им на красивое решение задачи и учу получать удовольствие от найденного результата! Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. И поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Сравнивай успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами другого. Не скупитесь на добрые слова, порадуйтесь, если он верно решил пример, четко ответил на вопрос, сделал красивый чертеж, а может быть, он придумал какой-то способ, чтобы быстро решить задачу! ( Лиза про круг). Я радуюсь вместе с ними, иногда можно и пошутить, потому что положительные эмоции создают положительный настрой, урок ассоциируется с позитивом. Урок прошёл отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.

Секрет 8 «Изюм» Я заразительно рассказываю

«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом. Французский писатель и критик Анатоль Франс.

 Как же создать этот аппетит у детей?

Это несложно. Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью. Помогайте детям в усвоении трудных законов и правил. Используйте рифму,  сочиняйте стихи, придумывайте мнемонику или какие-то нестандартные способы вместе с детьми. Тогда урок точно запомнится, а безликие законы и правила обретут свое лицо.  Здесь про ЛУНУ 

Секрет 9 «Держи руку на пульсе» Время 

Как бы вы не увлеклись процессом урока, вы постоянно должны контролировать время. Урок, не имеющий логического завершения, пройдет впустую. Если видите, что что-то не успеваете, надо суметь перестроить урок, поменять задание, либо ответить на вопросы устно, или проговорить алгоритм решения, а выполнение задачи  пойдет на домашнюю работу. Умение оперативно перестроить урок - это признак учительского профессионализма.

Секрет 10 «Итог»

Из предыдущего правила плавно вытекает следующее. В конце урока необходимо провести так называемую подстройку на будущее. Создать условия законченности урока. Если есть возможность, дать возможность понять, где, когда, при каких обстоятельствах ученик  сможет применить полученные на уроке знания. Даже если это ИНТЕГРАЛЫ И ЛОГАРИФМ. Еще раз проговорить, чем же занимались на уроке, что нового узнали. И перекинуть мостик в следующий урок, тем самым замкнуть цепочку взаимосвязанных уроков, дающих ребятам ощущение системности знаний.

        В моем выступлении не позвучало слово «дисциплина». Как же без нее, скажете вы?  Да, дисциплина важна, но не ради дисциплины.  Дисциплина для меня – это вовсе не тишина, не такой урок, на котором дети боятся задать вопрос. Идеальная тишина – я считаю, это признак авторитарного урока, когда дети слушают, вопросов не задают, не спорят, не ищут истину самостоятельно. Дисциплина школьника на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного труда.

Хорошая дисциплина на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу. Это признак хорошего делового урока.

        Урок успешен тогда,  когда он прошел незаметно, мы говорим в этом случае «как в космическом корабле». Урок достиг своей цели,  если звенит звонок, а дети не хотят уходить из класса. Урок удался, если хочется поаплодировать друг другу!

Я желаю вам побольше таких уроков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Секреты успешного чтения

Данный элективный курс по английскому языку  разработан в помощь отстающим учащимся, имеющим пробелы в правилах чтения , при переходе в среднее звено....

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.1. Для п...

7 секретов успешного изучения английского языка.

Советы как учить иностранный язык....

Секреты успешного учителя.

Четыре ступени к успеху «Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко      распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологическ...

Секреты успешного учителя.

Все успешные учителя, с которыми мне посчастливилось работать, перенимать их опыт используют четыре правила практической педагогики. Мне очень хочется их напомнить.  Простое, короткое, понятное д...

МАСТЕР-КЛАСС для молодых педагогов «Секреты успешного урока»

Каждого педагога волнует вопрос о том, как привлечь внимание учащихся и сделать каждый урок интересным и необычным? Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Этому и будет посвящ...