Использование ИКТ-технологий на уроках МХК в старших классах
методическая разработка по мхк по теме

Литовченко Татьяна Николаевна

Обобщение опыта по названной теме, презентация опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт учителя высшей квалификационной категории Литовченко Т.Н., ГООУ «Созвездие» (эссе).

Опыт педагогической деятельности 45лет. Более 10 лет занимаюсь проблемами внедрения в школьную практику информационных технологий.

Тема представленного в 2010 году педагогического опыта: использование информационных технологий как фактор формирования познавательных интересов школьников (на уроках МХК в старших классах). Главная цель опыта - развитие познавательной активности обучающихся на основе использования информационных технологий на уроках мировой художественной культуры как залог его успешного самовыражения и самореализации.

Составляющие опыта:

  1. Блок-схемы по обобщающим темам
  2. Слайд-фильмы к урокам
  3. Проектные работы старшеклассников
  4. Компьютерные тесты
  5. Исследовательская работа учащихся

Важнейшим техническим средством, помогающим сделать современный урок ёмким, помочь учащимся легче усвоить основные термины и понятия предмета, запомнить необходимые сведения, стали интерактивные доски и мультимедийные проекторы. С их помощью можно мгновенно вывести на экран максимум полезной информации. Однако чтобы эта технология работала, перед учителем встала задача так отобрать, скомпоновать и оформить материал, чтобы ученики могли в считанные минуты освежить в памяти, систематизировать уже знакомые сведения или увидеть, на какие аспекты следует обратить внимание в темах, которые будут предложены в дальнейшем. В связи с этим появилась необходимость в разработке тематических блок-схем по крупным темам предмета, принцип составления которых мы предлагаем Вашему вниманию. Особенно удобны блок-схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках. Помимо удобства для быстрого повторения, они помогают учащимся скорректировать их собственные записи на уроках, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.

Ещё одна форма работы с мультимедийными технологиями – создание учебных и контрольных слайд-фильмов по программным темам. Сейчас в нашей методической копилке есть слайд-фильмы практически к каждому уроку программы по мировой художественной культуре. Формы такого видеоряда могут быть разными – с музыкальным или словесным сопровождением или без него, когда необходим комментарий со стороны учеников или учителя; с установленным периодом смены слайдов или по щелчку; насчитывающие до 100 слайдов, когда необходимо дать представление о каком-либо общем явлении, или совсем короткие, 8-10 слайдов, если требуется, чтобы зрители запомнили какие-то конкретные образы. К примеру, слайд-фильм к уроку, посвящённому творчеству Шардена, очень короткий, так как конкретной целью имеет помочь учащимся запомнить самые известные картины великого художника, а также наглядно представить тематику его творчества.

Одним из самых эффективных методов использования информационно-коммуникационных технологий с целью формирования гармоничной личности, бесспорно, является проектная деятельность старшеклассников.

В нашей практике накоплен обширный опыт работы такого характера. Мы разрабатываем этот метод на протяжении более десяти лет.

Когда наши воспитанники впервые перешли от реферативных проектов, выполненных с помощью библиотечных книг, к простым компьютерным презентациям с привлечением интерактивных программ с тематических дисков и из Интернета,   они сами увидели, какие перспективы открывает такой вид деятельности. Вырос познавательный интерес, повысилась самооценка, появилось стремление к самообразованию.

С годами  арсенал технических средств  и  методических приёмов менялся, расширялся, становился разнообразнее. Сейчас в кабинете хранится обширная коллекция проектных работ старшеклассников, выполненных при помощи различных технологий, а также созданы условия для успешного их осуществления и использования.

Как известно, учёт знаний по предметам эстетического цикла – вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.

Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов по МХК, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно. На кафедре эстетических дисциплин школы «Созвездие» создан полный пакет контрольно-обучающих тестов в двух стандартных оболочках. В качестве примера мы приводим тематику тестов в программной оболочке «Конструктор тестов», а также принципы построения вопросов тестов. С гордостью можем отметить, что такие контрольные школьники всех возрастов не просто выполняют с удовольствием – отмена компьютерного теста воспринимается как наказание. И, самое приятное для нас, ученики старших классов, оказавшиеся у кабинетного компьютера, не упустят случая пройти тест прошлых лет и убедить себя и окружающих в своей компетентности – это престижно!

Концепция эстетического образования, выбранная нашей кафедрой много лет назад и подтвердившая свою состоятельность, не предусматривает системного искусствоведческого подхода к изучению явлений искусства – мы предпочитаем воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, исповедуем практическое участие детей в художественном процессе. Для исследовательской работы в условиях школы больше подходит непосредственный эксперимент, что более характерно для цикла естественных дисциплин.

Но в тех ситуациях, когда потребность в исследовании явлений, связанных с художественной культурой, возникает у самих учащихся, мы не отказываемся и от исследовательской работы. Так высказанный в прошлом учебном году учеником 8 «А» класса Безьяновым Артёмом интерес к вопросу возникновения образа Христа обернулся серьёзным для его возраста исследованием заинтересовавшей его проблемы и  нашёл выход в выступлении на научно-практической конференции старшеклассников. Безусловно, чтобы осуществить работу такого уровня, Артёму пришлось привлекать источники как традиционно книжного, так и мультимедийного характера. Сведения о христианских артефактах, свидетельства древних историков и философов и авторов 18 века, фильм американского кинорежиссёра и разноречивые отклики на него – вот неполный перечень тем, с которыми Артёму довелось работать в Интернете, в библиотеке, в кабинете МХК. Итог своего исследования он представил в электронном виде в форме обширной презентации с многочисленными приложениями и гиперссылками.

Исследовательская работа учащихся школы «Созвездие» находит выход на ежегодных научно- практических конференциях, участвовать в которых считается честью. Работы проходят конкурс, и отбираются на конференцию строгим Советом НОУ. Лучшие работы отмечаются грамотами и дипломами.

Мы не ставим целью приготовить своих выпускников к профессиональной деятельности, связанной с разными областями искусства. Мы просто хотим, чтобы искусство помогало им в жизни, кем бы они ни стали. Но если они всё же выбирают профессию художников, актёров, музыкантов, то мы ими особенно гордимся.

Таким образом, задача совершенствования форм педагогического воздействия на уроках  и во внеклассной деятельности эстетического характера с привлечением информационных технологий решается в процессе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников.

Задача совершенствования способов подачи и систематизации эстетической информации на уроках названного цикла, а также системы учета достижений школьников в этой области с учетом возможностей использования информационно-коммуникационных технологий реализуется при создании учителем слайд-фильмов, блок-схем и компьютерных тестов.

Цели, которые ставит перед собой учитель, –   создание условий для эффективного использования информационных технологий   в формировании познавательной компетенции старшеклассников  находят своё воплощение в конкретной практике.

В результате всего этого использование информационно-коммуникационных технологий становится существенным фактором формирования познавательных компетенций школьников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида

Данная статья  является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Проектные технологии на уроках литературы в старших классах

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...