Актуальность использования кейс-технологии на уроках географии в старших классах.
статья по географии на тему

Cеребренникова Cветлана Викторовна

Педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Серебренникова С.В.

                                                        учитель географии МБОУ СОШ №154          

Актуальность использования кейс-технологии на уроках географии в старших классах.

Преподавание предмета география сегодня кардинально меняется. Растущая информация, внедрение  ИКТ предполагают  изменение самой структуры учебного занятия, применение при изучении предмета  совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, на их взаимодействие друг с другом, учителем, различными источниками информации, иными словами на формирование компетенции  учащихся. При выборе технологий обучения следует учитывать все разнообразие учебных видов деятельности и основную цель – получение новых знаний и умений, приобретение нового опыта.

С моей точки зрения, для достижения поставленной цели, необходимо сочетание всех личностно-ориентированных технологий обучения, применяемых с учетом возрастных особенностей школьников. Так, к примеру, при изучении географии в старших классах я чаще использую кейс-технологию и метод проектов, иногда в сочетании. Накопленные ранее знания и навыки учеников позволяют им  обобщать и анализировать предложенную учителем или самостоятельно собранную информацию. Кейс, в  данном случае, это учебные материалы, содержащие информацию и требующие коллективного или индивидуального поиска проблем и их решений. Разумно подобранные разнообразные источники знаний, соответствующие поставленным образовательным задачам, позволяют учащимся формировать практические, научно-исследовательские и  коммуникативные  навыки. Работа по кейсам может  осуществляться как на уроке, так и в домашних условиях, однако презентация результата лучше публичная.

        Опираясь на собственный опыт, хочется отметить основные требования при использовании кейс-технологии:

        -мотивация учащихся на самостоятельную работу;

        -актуальность выбранного вектора поиска;

        -доступность объема и содержания предложенной информации;

        -соответствие поставленного вопроса или проблемы изучаемой теме;

-предварительный опыт в работе с предложенными источниками информации;

        -свободный выбор групповой или индивидуальной формы работы;

        -свободный или согласованный вариант презентации результатов;

        -первостепенность оценивания деятельности.

        Я предлагаю учащимся различные направления поиска: « Влияние глобального потепления на развитие Северного морского пути»        , «Как

изменить структуру экспорта России?», «Причины и последствия оттока населения из восточных районов России», «Причины роста экологических проблем городов», «Реконструкция сельского хозяйства Свердловской области» и т.п. Учащиеся старших классов уже достаточно свободно работают с любыми источниками информации (тексты, карты, статистические материалы, интернет ресурсы), имеют опыт работы в группах, готовы анализировать географические проблемы. В группах, или индивидуально, идет поиск проблемы, обсуждение, выделение происхождения проблемы, предположение о ее дальнейшем развитии и возможных путях решения.  Иногда в результате работы с кейсами учащиеся выходят на проектный вариант,  предлагая свой план действий по решению выявленной проблемы. Однако главная ценность применения данной технологии это свобода ученика, проявляющаяся в предпринятых им действиях, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.

 Сегодня особенно остро стоит проблема формирования предметной компетентности учащихся, в связи с введением ЕГЭ где для выполнения заданий уровней В и С требуется уметь грамотно применять имеющиеся знания, свободно анализировать предложенную информацию. Для решения  данной проблемы и осуществляется переход современного образования на использование новых и разнообразных образовательных технологий, среди которых, с моей точки зрения, в географическом образовании перспективна кейс-технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках МХК в старших классах

Обобщение опыта по названной теме, презентация опыта работы....

Использование «немых» карт на уроке географии в 6 классе

На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы, только немногих объектов: частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, н...

Использование электронного учебника на уроке географии в 10 классе при изучении темы "Размещение населения и миграции"

Урок построен с использованием электронного учебника серии «Образовательная коллекция». Диск допущен Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Мультимедиа-курс р...

Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе

Проблемное обучение как метод развивающего обучения в 6-ом классе при системном подходе даёт стойко хорошие результаты....

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

Использование статистической информации на уроках географии в 5х классах (дети с ЗПР)

В статье приводятся примеры работы со статистической информацией для 5х классов на уроках географии (коррекционная школа)...