Искусство Символизма
статья по мхк (11 класс) на тему

Порох Елена Анатольевна

О искусстве символизма кратко, доступно для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolizm.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Символизм

Художник имеет возможность изображать в своих произведениях два рода вещей: с одной стороны, реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т.п., а с другой — всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы и положения. Сюжеты второго рода художник черпает из литературы, сказок, мифов, из истории, а больше всего — из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия 19 в. и на рубеже веков такое «питающееся фантазией» искусство на-шло особенно много сторонников. У этого явления были сложные общественные причины: главным образом дело было в том, что многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения. Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верования-ми и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древ-ними культурами — там они на-ходили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии. В этих произведениях много не-определённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно не-ясных намёков, иносказаний и символов — последние дали имя всему направлению.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных много-значительных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. Выразительные средства символисты заимствовали по большей части либо из академического искусства (фото-графическая точность, сухое отчасти скучное письмо), либо из модерна (вытянутые фигуры, текучие кон-туры, однородные плоскости цвета и общее стремление к декоративности).

Французские художники не испытывали особой тяги к симво-лизму; куда больше это направ-ление было распространено среди немецких художников. Наиболее интересные французские символисты — это Однлон Редон (1840 — 1916) с его фантастически-ми картинами-видениюзи и создатель стенных росписей Пьер Пюви де Шаванн (1824 — 1898). Картины этих обоих мастеров очень привлекательны с чисто живописной стороны. Например, Пюви де Шаванн предпочитал сдержанные синевато-серые тона и простые, ясные формы. Очень известна его картина, где изображена защитница Парижа святая. Же-невьева, стерегущая лунной ночью спящий город. В старинной легенде говорится, что в 5 в., когда гунны во главе с Аттилой угрожали Парижу, юная Женевьева воодушевила испуганных защитников города на борьбу. Враги были отброшены, а девушка, в знак признательности, была про-возглашена святой защитницей Парижа. Символизм распространен был и в Бельгии, где Джеймс Энсор (1860 — 1949) в яркой цветовой гамме изображал, устрашаю-щие лица-маски, и в Голландии, где Яи Тороп (1858 — 1928) созда-вал картины, исполненные горь-кий и болезненных настроений. Человечнее и понятнее искусство норвежца Эдварда Мунка (1863— 1944), например, его картина «Танец жизни» говорит о таких всем понятных вещах, как молодость и старость, надежды и разочаро-вания: в образах женщин в бело-снежных, ярко-красных и чёрных нарядах, танцующих при лунном свете на морском берегу, художник, передаёт течение человече-ской жизни.

В символизме могла проявляться озабоченность художника проблемами своего времени, но это полное безнадёжности искусство не содержало передовых идей — ни общественных, ни художественных. Не может оно удовлетворить и такого зрителя, который видит в искусстве источник красоты и радости.

Пёстрая картина развития искусства в конце 19 века оказывается особенно сложной, поскольку раз-личные художественные направления того времени воздейство-вали друг на друга и смешива-лись между собой, например, постимпрессионисты и символис-ты могли наравне пользоваться выразительными средствами мо-дерна. В то же время в произведениях некоторых постимпрессионистов ощущается характерная для символизма таинственность.

Иной и более привлекательный облик получил символизм в Скандинавских странах, в России и также в Эстонии. Здесь он сложился в тн. национально-романтическое направление. Оно вырастало на более здоровой почве, опираясь на пре-дания героического прошлого своей родины, стремясь оживить прекрасный мир народной поэзии или по-новому увидеть природу любимой родины. Пейзажная живопись в Скандинавских странах получила более декоративный характер, природа выступала в этих картинах в тяжелых оран-жеватых осенних красках. Среди скандинавских художников особенно известен Аксели Галлен -Каллела (1865 — 1931) — благо-даря своим произведениям на сюжеты финского народного эпоса «Калевала».

Русский художник Николай Рерих (1874 — 1947) писал древние русские города, сцены из жизни далёких предков и особенно часто — варяжские суда под разноцветными парусами. Михаил Врубель (1856 — '1910) изображал персонажей,  охваченных стран-ной мукой, например, Лермонтов-ского Демона. Надолго врезаются в память прекрасные лица Врублевских героев с тёмными горящими глазами; окружающая их природа передана тускло мерцающими мозаичными пятнами и гранями. На студёно-синем фоне

изображена его бледная и хруп-кая царевна-лебедь.

Одним из интереснейших явлений русской художественной жизни была группировка «Мир искусства», которая сложилась вокруг одноименного журнала, устраивала выставки и стала в своё время центром новых художественных исканий в России. Группировка объединяла художников различного склада её к символизму можно лишь условно, потому что далеко не все участники «Мира искусства» были с ним связаны. В то же время их объединяло стремление к изысканности и декоративности, к стилизованному изображению минувшего. Наиболее известными «мирискусниками» были Алек-сандр Бенуа (1870 — 1960), Лев Бакст (1866 — 1939), Иван Билибин (1876 — 1942), Николай Рерих, Константин Сомов (1869 — 1939) и другие. Помимо живописи члены группировки уделяли большое внимание станковой и книжной графике. Очень многого достигли они в области театральной декорации. Красочные фантастические декорации и костюмы пленили во время гастролей русского балета Западную Европу и стали там своего рода образцом для подражания.

С «Миром искусства был связан выдающийся живописец и график Валентин Серов (1865— 1911). Он был одним из первых русских художников, начавших писать под открытым небом. Серов создавал полные света пейзажи и бытовые сцены, изображал сюжеты из древних мифов и истории, иллюстрировал книги. Он — автор целой галереи замечательных портретов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Презентация к уроку "Аромат солнца в искусстве символизма"

Пояснительная записка             Современное школьное образование предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и...

Символизм

Разработка презентации к уроку "Символизм"...

Презентация "Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн" 6 класс

Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

«Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».

Испепиляющие годы!Безумья ль в васНадежды ль есть?             А.А. Блок...

План-конспект урока с презентацией «Символизм в искусстве» 8 класс

План-конспект урока с презентацией «Символизм в искусстве» 8 класс...