Тема: Музыка в кино
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Макитова Камилла Борисовна

Конспект урока  (Искусство - 9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_kino.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Музыка в кино

Цели: познакомить учащихся с особенностями киномузыки, рассказать о роли музыки в кинематографе, познакомить с произведениями известных композиторов.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Изобразительная природа кино».

1) Дифференцированная работа с учащимися (индивидуальные задания - карточки).

а) Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Э. Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками»? Аргументируйте свое мнение.

б) Какие средства выразительности подчеркивает эмоциональный строй сцен? Как детали фильма помогают зрителям сопереживать его действующим лицам?

2) Фронтальная беседа с классом по вопросам:

а) Представьте себя членами жюри кинофестиваля. Какие особенности сценария фильма, его режиссуры, операторского и актерского мастерства вы бы отметили?

б) Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки, говорил Альфред Хичкок. Согласны ли вы с таким утверждением? Приведите примеры.

III. Изучение новой темы.

На доске: тема урока, термины: саундтрек, OST.

ПЛАН

1) Особенности киномузыки.

а) Работа над новыми терминами.

Саундтре́к (англ. soundtrack, разг.) — звуковая дорожка. Музыкальное оформление какого-либо материала, например, фильмамультфильма или компьютерной игры.

Иногда используется английская аббревиатура OST, которая расшифровывается как англ. Original Sound Track и означает оригинальную звуковую дорожку, продаваемую отдельно от того материала, к которому была написана.

б) Рассказ учителя

Изначально, в терминологии киноиндустрии, звуковая дорожка (англ. sound track, два слова) означала аудиозапись к фильму. При создании фильмов диалоги, звуковые эффекты и музыка записываются отдельно и потом объединяются в одну общую запись, которая в те времена представляла дорожку на видео-плёнке.
Звуковая дорожка (
англ. soundtrack, одно слово) — термин, появившийся в начале 1950-х, и обозначающий вид музыкального альбома. Изначально задуманные кинокомпаниями как рекламная уловка для новых фильмов, саундтреки назывались «музыка с оригинального саундтрека кинокартины» (англ. music from the original motion picture soundtrack). Позже выражение сократилось до «саундтрек к фильму» (англ. original motion picture soundtrack). Если быть точными, то эти записи, как правило, были сделаны из музыкальной дорожки, так как представляли музыку без диалогов или звуковых эффектов.
Инструментальный саундтрек (
англ. Score OST) — звуковая дорожка, в которую включены оригинальные записи композиторов специально для фильма. На сегодняшний день существует множество композиторов, работающих именно для создания композиций к фильмам: Алан СильвестриГабриэль ЯредХанс ЦиммерДжеймс ХорнерВладимир Косма,Эдуард АртемьевКлинт Мэнселл и т.д.

Первый мьюзикл, к которому был официально выпущен саундтрек, был биографией композитора "Бот Шоу" Джерома Керна, "Пока плывут облака", снятые MGM. Оригинальный альбом был выпущен как четыре 10-дюймовые 78 об/мин-пластинки. Только восемь произведений из фильма попало на альбом. Чтобы уместить песни на стороны пластинок, музыка была отредактирована. Это было сделано до появления магнитных лент, поэтому звукорежиссёру пришлось копировать отрывки с дисков, копировать эти отрывки с одного диска на другой, добавляя переходы и затухания, пока не будет сделано последнее сведение. Не стоит говорить, что качество таких записей оставляло желать лучшего.

В MGM Records назвали эти альбомы "альбомами оригинального состава". Они также ввели фразу "записано прямо со звуковой дорожки (англ. sound track)." С годами термин "саундтрек" стал повсеместно употребляем к каждой записи из фильма, неважно, являлась ли эта запись взятой из фильма, или перезаписанной в студии.

Музыка из фильмов стала популярна лишь в эру LP-пластинок. Саундтрек Алекса Норта для фильма Трамвай «Желание» был выпущен на 10-дюймовой пластинке фирмой Capitol Records и продавался так хорошо, что фирма перевыпустила его на 12-дюймовой пластинке с некоторой музыкой Макса Стайнера на другой стороне.

Саундтрек Стайнера к фильму Унесённые ветром записывался много раз, но затем фильм был перевыпущен в 1967, и MGM Records в конце концов выпустила альбом, записанный прямо со звуковой дорожки. Как и перевыпуск фильма в 1967, эта версия саундтрека была искусственно "доработана для стерео". В наше время Rhino Records выпустила саундтрек из "Унесённых ветром" на 2-х CD с оригинальным моно звуком.

Один из самых продаваемых саундтреков к фильмам был саундтрек Джона Уильямса к фильму Звёздные войны. Большинство саундтреков к фильмам издаются после того, как фильмы заканчивают свои показы в кинотеатрах.

Есть некоторые исключения, в которых в саундтрек включена и дорожка диалога. Фильм Франко Дзеффирелли 1968 года Ромео и Джульетта был выпущен на 4 пластинках, как одна пластинка с музыкой и диалогами, и как альбом, содержащий только музыку. Саундтрек к фильму Кто боится Вирджинии Вулф? был выпущен Warner Bros Records в виде 2 пластинок RCA Victor также выпустила 2 пластинки со всеми диалогами из фильма Человек на все времена.

2) Роль музыки в кинематографе

а) Рассказ учителя

Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет, естественно, предшествовавшие ей исторические формы. Связь музыки с драматическим действием осуществлялась уже на почве античного театра. Еще со времен древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием. В эпоху Возрождения музыка участвовала во многих сценических формах, в английских масках и в итальянских интермедиях, итальянских и испанских зрелищах.

Позднее это взаимодействие перешло в новый вид искусства, оперу, где музыка связана с развитием действия и с текстом. В балете, где семантический слой отсутствует, музыка так же сочетается с действием, но помимо этого еще становится регулятором каждого движения, каждого жеста. В драмах, в театральных пьесах роль музыки менее органична, но и здесь музыка выполняет свои художественные задачи: она эмоционально объединяет исполняемую сцену, которую сопровождает; она пробуждает эмоции слушателя, подготовляя настроение последующей сцены. Музыка выполняет также функцию фона для монолога или диалога; в других местах она появляется в качестве музыкальных вставок. Но эти «инкрустации» всегда несут в себе лишь эмоциональный заряд. Более значительную роль играет музыка в мелодраме, где она создает постоянный фон для речевого компонента и комментарий к драматическому действию. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.

Звуковой фильм появился на свет в такой момент, когда другие формы, объединявшие различные виды искусства, уже имели позади многовековую историю развития и создали многочисленные собственные традиции и (условности. Но ‘в них всегда преобладал один род искусства: в драме — сценическое действие, в опере — музыка, в балете — пантомима и танец. В кино, разумеется, преобладает визуальный фактор; здесь музыка полностью ему подчинена, но образует вместе с ним единство диалектического типа; ибо только вместе они составляют целостность высшего порядка. Если зрительный кадр имеет самостоятельное и конкретное содержание, то музыка служит обобщающим началом; зрительный кадр конкретизирует – музыка дает обобщенную характеристику и тем самым усиливает воздействие изображения. Вот в чем, по существу, состоит взаимодействие обоих компонентов. Не исключено, однако, что это взаимодействие подготовлено условностями, выработанными на почве синтетических жанров.

б) Прослушивание музыкальных композиций.

IV. Закрепление изученного материала.

- Вообразите, что вы космонавты и вам предстоит много лет странствовать в космическом пространстве. Какие фильмы вы бы взяли с собой, не опасаясь того, что они вам быстро наскучат?

- Представьте себя членами жюри фестиваля под названием «Один век жизни кино». Обсудив с одноклассниками, определите три самых лучших фильма мира, которые можно назвать фильмами всех времен и народов, фильмами на все времена.

V. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 178-179, написать эссе «Роль музыки в моем любимом фильме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"

Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной  основы  пьесы, или кинофильма-сценария......

Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...

Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"

Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...

Тема урока музыка и кино

САМОАНАЛИЗ УРОКА «Роль музыки в кино и на телевидении». Цели: Образовательные: Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки, в художественном, документальном и мультип...