Черный квадрат-пустота или бездна?
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему

Урок МХК , 11 класс . Программа Солодовникова Ю. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyy_kvadrat_k._malevicha_-pustota_ili_bezdna.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока по мировой художественной культуре.

К. Малевич «Черный квадрат на белом» -  пустота или бездна?

Урок разработан в рамках программы Ю.А.Солодовникова

Раздел:  «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЫ XX века»

 Тема: « Освобождение от формы» (11 класс).

Цель и задачи урока:

Образовательные:

- открыть новые способы понимания и отображения мира (смысловая и эмоциональная нагрузка цвета и формы).

-творчески осмыслить феномен супрематизма.

Воспитательные:

-воспитать навыки коммуникативных способностей;

- воспитать умение работать в группах различного состава;

- умение слушать и слышать других;

- воспитать эмоционально-оценочное отношение к искусству и стремление к самопознанию и творчеству.

Развивающие:

- развить навыки индивидуальной и групповой работы;

-развитие познавательного интереса через примеры и творческую деятельность;

-развить навыки работы с художественным текстом;

-развить навыки ассоциативного и творческого мышления;

Тип урока:  углубление, расширение.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал с фрагментами поэзии XIX-XX веков, листы А4, краски, кисти, стаканчики с водой, пенопласт, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, скотч, канцелярский нож…

Ход урока

Материал

Содержание урока

Деятельность учащихся

Время

1

Эпиграф на доске:

«Наша современность должна понять,

что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни, так как только при этом условии

 жизнь может быть прекрасна».

(Малевич К.С.)

Выберете каждый себе по геометрической фигуре и организуйтесь  так, чтобы в каждой группе были все фигуры вне зависимости от цвета.

Организация групп

О.5

2

На доске:

ХХ век  - время…

 Продолжите предложение:

 « ХХ век – время….» запишите на полосках бумаги. Одно слово на одну полоску. Готовые варианты на доску в хаотичном порядке (не повторяясь!!!)

Работа в группах (готовые варианты на доску в хаотичном порядке)

О,5

3

Стихи:

1группа:

-А. Пушкин «Я Вас любил»

-И.Бродский

«Ниоткуда с

любовью,надцатого мартобря…».


2 группа:

-А. Пушкин

«Я помню чудное мгновенье».

-Ф.Хлебников Сверхповесть «Зангези».


3 группа:

-Тютчев Ф.И.

«Я встретил вас — и все былое»

-В.Маяковский

«Меня сейчас узнать не могли бы…»


4 группа:

-М. Лермонтов «Парус».

- Д. Бурлюк.

«…Душа — кабак, а небо — рвань…»



5 группа:

-Баратынский

Е. А.«Муза»

-Б. Пастернак

«Февраль»

У вас на столах тексты. Сравните стихотворения. Меняется ли язык литературы? Если да, то как? С чем это связано? У вас 1 мин минуты.

Работа в группах.

 Анализ литературных текстов.

2

4

- И. Репин « Бурлаки на Волге» (реализм)

-К. Моне «Впечатление. Восход солнца». (Импрессионизм)

-Ван Гог «Подсолнухи» (постимпрессионизм)

-Анри Матисс «Танец» (фовизм)

-В. Кандинский «Красная площадь» (абстракционизм)

-П. Мондриан. Композиция  (неопластицизм)

-К. Малевич «Черный квадрат на белом» (супрематизм)

Посмотрите видеоряд. Как меняется язык живописи? С чем это связано? Что становится главным?















Работа индивидуальная в группах. Анализ живописных текстов.


3


5


На доску:

«Абстрактное искусство»


Верно, искусство становится беспредметным, неопределенным, абстрактным.

Как вы понимаете слово АБСТРАКТНЫЙ?

Абстракция – это неясное, туманное выражение мысли.

История авангарда – это история поиска нового. В том числе путем отбрасывания всего лишнего одного за другим:

-Импрессионисты выбросили сюжет,

 -постимпрессионисты отказались от светотени и воздуха,

- фовисты отказались от объема,

- Кандинский выбросил само изображение, доказав, что цвет самоценен.



0,5

6

В 1910 году Александр Николаевич Скрябин попытался соединить эмоциональную выразительность цвета и звука. В симфонической поэме «Прометей» он ввел так называемую цветовую строчку, исполняемую на первом в мире «световом клавире», где каждому звуку соответствовал определенный цвет.


Предлагаю и вам попробовать перевести звук в цвет.

Переместитесь, пожалуйста, по цвету ваших фигур и организуйте новые группы.












Организация новых групп по цвету.

0,5









0,5

7

А. Скрябин  симфоническая поэма «Прометей»

У вас на столах листочки и краски.

Слушаем с вами симфоническую поэму Скрябина «Прометей» и пробуем перевести звуки в цвет

 Помните, у нас абстрактное искусство – никаких определенных образов.

Слушание музыки. Создают цветовую композицию. (Индивидуальная работа)

2

8











Слайд:

К. Малевич

«Черный квадрат на белом»

Как вы помните, наш видеоряд закончился «Черным квадратом» Малевича, созданным ещё в начале прошлого  века, но  до сих пор притягивающий к себе и исследователей, и любителей живописи. «Черный квадрат» считают символом русского авангарда, иконой искусства XX века.

Когда мы говорим  « Черный квадрат» Малевича, то сразу появляются множество вопросов, споров и разногласий.

Сегодняшняя тема нашего урока:

К. Малевич «Черный квадрат на белом» -  пустота или бездна?

0,5

9

Организуйте группы соответственно по фигурам. Квадраты к квадратам, треугольники к треугольникам и т.д.

Организация групп

0,5

10

Текст с символикой фигур, цвета, историей создания

«Черного квадрата»

Прочтите текст и дайте свою трактовку картины Малевича «Черный квадрат». Запишите на листочке: «Черный квадрат –это…» У вас 3мин.

Работа с информационным текстом.

3

11

Раздаточный материал для творчества на столе.

 

Проектор: Картины Малевича  и фотография выставки «0.10»

Супрематизм стал исходной точкой для других направлений, оказав влияние на развитие конструктивизма, минимализма, интернационального стиля и дизайна. Сейчас я вам предлагаю стать такими же творцами-демиургами, каким представлял себя Малевич и создать свои супрематические произведения.


1группа:

Создайте интерьер комнаты в духе супрематизма.


2 группа:

Создайте дизайн посуды в духе супрематизма.




3 группа:

Создайте супрематическую аппликацию или коллаж.


4 группа:

Создайте в духе супрематизма костюм, обувь  или аксессуар.


 5 группа:

Разработайте дизайн машины в супрематическом стиле (или архитектуру)

Работа в группах. Создание и презентация своего продукта.

6

12

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Какие открытия совершили?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В черном квадрате?.. Игры креативных людей. (Классный час)

Материал готовился к первому классному часу. Класс 11, дети в нем креативные, увлекающиеся. Решила дать им возможность подумать, высказаться и... настроиться на изучение литературы и искусства Серебря...

Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».

 Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Урок по теме "Черная металлургия" 9 класс

Конспект урока в 9 классе по теме Черная металлургия...

урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

Разработка внеклассного мероприятия по истории для 5-6 классов"Черный ящик"

Внеклассное мероприятие по истории "Черный ящик" для учащихся 5-6 классов. Разработка +презентация....

Разработка классного часа в 7 классе "Чернобыль... Черная быль... Черная боль..."

Разработка классного часа в 7 классе в предверии очередной трагической годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. При подготовке разработки использовались материалы сайтов Интернет...


 

Комментарии