Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Бакутина Елена Ивановна

 

Методическая разработка урока по программе Л.Г.Емохоновой 10 класс

Тема: Культура Древней Индии. Индуистский храм.

Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии.

 Задачи:

ü  Научиться анализировать  содержание, образный  и символический язык явлений культуры, определять средства выразительности.

ü  Учиться устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов

ü  Формировать навыки работы с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентация «Культура Древней Индии»

Чтобы не ухудшать качество , презентация разбита на части, после скачки можно составить в одну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.kultura_dr._indiidocx.docx34.24 КБ
Файл chast_1_indiya.pptx2.9 МБ
Файл chast2_indiya.pptx2.85 МБ
Файл chast_3_indiya.pptx2.94 МБ
Файл chast4_indiya.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культура Древней Индии. Индуистский храм.

Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии.

 Задачи: 

  • Научиться анализировать  содержание, образный  и символический язык явлений культуры, определять средства выразительности.
  • Учиться устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов
  • Формировать навыки работы с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентация «Культура Древней Индии»

Ход урока.

План урока

содержание

материалы

1.Оргмомент

Проверка домашнего задания.

Тема урока.

2.Погружение в тему

  • Индуизм – стержень культуры Древней Индии.

Культура Древней индии -одна из древнейших культур человечества. В истории индийского искусства выделяют период существования древнейших цивилизаций (сер. 3 – сер. 1-го тыс. до н. э.); эпоху Маурьев (322–185 гг. до н. э.); эпоху Шунгов и Кушан (2 в. до н. э. – 3 в. н. э.); эпоху Гуптов (4–6 вв.).
В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок. В долине Инда, в поселениях Мохенджо-Даро и Хараппа (на территории современного Пакистана) сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабжения, дворцами и общественными зданиями. Там  были найдены небольшие статуэтки, изображавшие жрецов, танцовщиц, богиню плодородия, исполненные в технике бронзового литья; ювелирные украшения, печати с изображениями животных; щедро орнаментированные керамические изделия. Культура древних поселений погибла в сер. 2-го тыс. до н. э. в результате вторжения в долину Инда ариев  – племён, принадлежавших к иранской ветви индоевропейской группы, носителей т. н. ведийской культуры.

Слайд 2 ,3 – карта Др. Индии,

Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция

III тыс. до н.э.

Слайд №4-

Большая купальня

III тыс. до н.э.  Из Мохенджо-Дар

Слайд №5 –

Богиня-мать

III тыс. до н.э 

 Из Мохенджо-Даро, Терракота

3.Мирово-сприятие индусов.

Постоянный круговорот рождения и гибели Вселенной.

Индуизм-  сплав верований, традиций, норм поведения дравидских народов и  ариев.

Основа мировосприятия индусов – вера в некий Абсолют. Вселенная является его частью и и пребывает в постоянном круговороте гибели и возрождения. Вера в бесконечное перерождение в соответствии с законом кармы. Деяние человека предписано драхмой – морально – этическими нормами кастового поведения.

  • Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Древняя религия – индуизм

сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма.

Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.

Слайд №6 –

Богиня реки Ганг

V в.   Северная Индия

Терракота

Слайды № 7,8, –

Пантеон  - тирада богов

Брахма,

Шива

VIII-IX вв.  Штат Химачал-Прадеш, Индия

Латунь

Вишну

VII в.  Пакистан

Бронза

4.

Представление о жертве космического гиганта, породившего вселенную.

Храм Шивы.

Сердцевина арийского культа : вселенная и касты возникли из тела космического гиганта, принесшего себя в жертву.(Брахма).

Из этой жертвы, полостью принесённой,

Гимны и напевы родились…

Быки родились из неё,

Из неё родились козы и овцы…

из головы развилось небо,

из ног – земля,

стороны света – из уха,

 Так она устроили миры.

Веды. «Гимн о первозданном человеке

Вера в жертву, со временем уступает идее спасения. Бог – спаситель Шива.

  • Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо.

Слайд № 9 –

Изображения храма Шивы

Слайд №10 –

План и изображение храма

  • Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течение семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году.

Слайд № 11 –

Изображения уцелевших храмов

В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре.

Слайд 12 –

Изображения стен храмов

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. . Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками.Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера cвоей красотой, широко известными в то время они так и не стали.Это произошло по религиозным соображениям...

Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Слайд №13 –

Изображение храмов

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)  - самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э.

  • Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.
  • В центре барельефа изображен Вараха — одно из воплощений Бога Вишну.

Слайды № 14,15, -16-

Изображения храма, его основания и рельефов.

Барельеф посвященный Ганешу (рассказать легенду)

Слайд № 17 -

Водостоки храма

Слайд № 18

Внутреннее убранство храма

Слайд № 19

Павильон со статуей Вараха (рассказать легенду)

Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов.

Слайды № 20,21 , 22-

Изображения павильона и статуи

Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева, посвященный Шиве – одному из трех верховных богов .

Построен он был в XI в. 31-метровый в высоту храм Шивы олицетворяет собой священную гору Меру, окруженную многочисленными колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора. Поднятый на высокую платформу храм состоит из портика, зала для верующих и святилища.

Слайд № 23 – изображение храма


Святилище венчает самая высокая башня,

олицетворяющая гору Меру.

Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной;

 на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю.

 В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.

Слайд № 24 –  

изображения храмов

Главная шикхара.– возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.

Малые башни. главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию, воспроизводящую горную цепь Гималаев.

Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма)очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности :многоступенчатый  цоколь украшают резные полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.

  • Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах, другую – любовные пары.

Слайды № 25 – 30

Изображения  архитектурных особенностей храма

    Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками.

Слайд № 31-

Изображение горильефов храма с любовными сценами

Внутренний декор храма

Слайд №32

Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. . С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.

  • При возведении каменного храма строители воспроизводили конструкции древних деревянных храмов.

Слайд № 33- изображение портала храма


  • При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки.
  • На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.

Слайд № 34

  • От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

Слайд № 3

источники

  •  Ранние цивилизации Древней Индии // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира
  • Индия и Иран // А. Княжицкий, С. Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура От первобытности до Рима
  • http://mgteplo.livejournal.com/3132.html#cutid1
  • http://www.arhitekto.ru/txt/2razv9.shtml
  • http://www.liveinternet.ru/users/zvezda_vd/post201377621/
  • http://school.xvatit.com/index.php?title=%

Закрепление материала

Закрепление материала:

  • Каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят мифологию индусов?
  • Какую роль выполняет декор индуистского храма?

Домашнее задание

Стр.50-54

В тетради : сделать описание главных богов и их атрибутов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура Древней Индии

Слайд 2

Карта Древней Индии Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 3

Дом в Мохенджо-Даро . Реконструкция III тыс. до н.э. Учитель МХК Бакутина Е.И. В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок.

Слайд 4

Большая купальня III тыс. до н.э. Из Мохенджо-Дар Учитель МХК Бакутина Е.И. В долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабжения, дворцами и общественными зданиями.

Слайд 5

Богиня-мать III тыс. до н.э Из Мохенджо-Даро Терракота Учитель МХК Бакутина Е.И. индуизм

Слайд 6

Богиня реки Ганг V в. Северная Индия Терракота Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 7

Бог Брахма – (один из богов ариев ) создатель и правитель мира. Он дал людям законы Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм . Учитель МХК Бакутина Е.И. Пантеон индуизма

Слайд 8

Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Учитель МХК Бакутина Е.И. Шива .VIII-IX вв. Штат Химачал-Прадеш , Индия Латунь. «Танцующий бог Шива». Бронза. 11–12 вв.

Слайд 9

Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары , всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Учитель МХК Бакутина Е.И. Вишну VII в. Пакистан Бронза

Слайд 10

Храм - модель Вселенной. Из этой жертвы, полостью принесённой, Гимны и напевы родились… Быки родились из неё, Из неё родились козы и овцы… из головы развилось небо, из ног – земля, стороны света – из уха, Так она устроили миры. Веды. «Гимн о первозданном человеке» Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо . Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 11

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла . Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течение семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году. Учитель МХК Бакутина Е.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель МХК Бакутина Е.И. В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре .

Слайд 2

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. . Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям... Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 3

Учитель МХК Бакутина Е.И. Храм Лакшмана ( Lakshman Temple ) - самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э .

Слайд 4

Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 5

Барельефы храма Учитель МХК Бакутина Е.И. В центре барельефа изображен Вараха — одно из воплощений Бога Вишну.

Слайд 6

Барельеф посвященный Ганешу Ганеша , сын Шивы и Парвати , в индуизме, считается богом мудрости и благополучия. Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 7

Очень искусно выполненные, водостоки храма Учитель МХК Бакутина Е.И.

Слайд 8

Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места. Учитель МХК Бакутина Е.И. «Человек –лев» – р е нкарнаци я Вишну


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перед храмом стоит каменный павильон, построенный между X и XI в.в. Внутри статуя Вараха — воплощением Бога Вишну в образе Вепря. Вишну в аватаре Варахи , выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках со дна. Это ему удалось после 1000 – летней битвы.

Слайд 2

Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов .

Слайд 3

Вепря когда-то обнимала Притхви , богиня Земли, от которой следы на теле вепря: рука на шее кабана и пара ступней. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса. Археологи предполагают, что Вараха старше окружающих его храмов и был доставлен сюда из какого-то другого места.

Слайд 4

Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева , посвященный Шиве – одному из трех верховных богов . Построен он был в XI в. 31-метровый в высоту храм Шивы олицетворяет собой священную гору Меру, окруженную многочисленными колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга , сделанное из мрамора. Поднятый на высокую платформу храм состоит из портика, зала для верующих и святилища.

Слайд 5

Храм Шивы Кандарья-Махадева

Слайд 6

Архитектура храма Святилище венчает самая высокая башня, олицетворяющая гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной; на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю. В Кхаджурахо есть шиваистские , вишнуитские и джайнские храмы.

Слайд 7

Главная шикхар а .– возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра. Малые башни . главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию, воспроизводящую горную цепь Гималаев.

Слайд 8

Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма)очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности :многоступенчатый цоколь украшают резные полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.

Слайд 9

Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф на колоннах.

Слайд 2

. Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах, другую – любовные пары.

Слайд 3

Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками.

Слайд 4

Внутренний декор

Слайд 5

Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. . С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой. При возведении каменного храма строители воспроизводили конструкции древних деревянных храмов .

Слайд 6

При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.

Слайд 7

От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

Слайд 8

Источники: Ранние цивилизации Древней Индии // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира Индия и Иран // А. Княжицкий , С. Хурумов . Древний мир. Мировая художественная культура От первобытности до Рима http://mgteplo.livejournal.com/3132.html#cutid1 http://www.arhitekto.ru/txt/2razv9.shtml http://www.liveinternet.ru/users/zvezda_vd/post201377621/ http://school.xvatit.com/index.php?title=%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Готический стиль в архитектуре"

 Полная разработка урока изобразительного искусства с применением групповой формы работы и мультимедийным сопровождением в виде презентации. Может быть использована на уроках на МХК. ...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....

Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"

Разработка урока "Стили архитектуры" для 8 класса по МХК.Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.В материале есть полный конспект урока, который позволяет закре...

презентация "Стили архитектуры"

презентация к уроку "Стили архитектуры"...

Презентация « Стили архитектуры »

Презентация « Стили архитектуры »...

Презентация "Стиль в архитектуре и одежде" (7 класс)

Презентация "Стиль в архитектуре и одежде" (7 класс...

Презентация "Стили в архитектуре"

Презентация "Стили в архитектуре" для 7 класса по ИЗО...