Конспект урока по МХК в 5 классе по теме "Купало, Ярило, Кострома."
план-конспект урока по мхк (5 класс) по теме

Юдакова Наталья Борисовна

Урок построен на основе личностно-ориентированного обучения. В конспекте представлена работа по формированию общеучебных компетенций: рефлективных, мыслительных. социальных, коммуникативных.Особое место на уроке отводится различным видам контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по МХК, 5 класс42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок НХК в 5 классе.

Тема: Купало, Ярило, Кострома.

Цель – создать условия для понимания славянской мифологии через:

- знакомство с языческими богами: Купало, Ярило, Кострома;

- знакомство с Народным календарём (19.12. Николай Чудотворец);

- развитие воображения, эстетического вкуса;

- развитие умения осуществлять контроль и самоконтроль, работать в группе.

- воспитание интереса к культуре своего народа

 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

рассказ учителя,

беседа по вопросам,

использование межпредметных связей (с историей),

составление кроссворда,

проверка домашнего задания,

работа в группах,

словарная работа,

самоконтроль и взаимоконтроль,

занимательные задания.

ОБОРУДОВАНИЕ:

электронная презентация «Купало, Ярило, Кострома» (Приложение 1), картины по славянской мифологии И.Н.Крамской «Русалки», И.М.Прянишников «На Лысой горе», иллюстрации к сказкам Билибина, оценочные листы.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

                                                           «Родина – это всё и, прежде всего, язык, природа,

                                                            древняя история своей страны, её предки,

                                                            народные песни и сказания, память о предках…»

                                                                                                                          (В.Астафьев).

ПЛАН УРОКА:

1. Организационно-мотивационный момент.

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

- Существует ли связь между словом Родина и следующими словами (славяне, мифология, языческие боги) и какая?

- Нужно ли знать древнюю историю и культуру наших предков и для чего?

- Мы продолжаем путешествие по древнему миру, сегодня нас ждёт встреча со славянскими богами - Купало, Ярило, Кострома.

- Что бы вы хотели узнать на уроке по этой теме?

- А ещё сегодня вы сможете оценить свою работу на уроке самостоятельно. Для этого у каждого из вас приготовлены оценочные листы, в которых вы будете ставить себе оценку за каждый вид работы.

 -  Надеюсь, сегодняшний урок поможет вам лучше узнать историю и культуру нашей родины и объективно оценить свою работу.

2. Проверка ранее изученного материала.

   - В тетрадях запишите тех богов, описание которых я зачитаю.

  Этого Бога представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами.  Рука его управляла громом и молнией.  Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке.  Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром. (Перун).

Этот Бог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых, золотогривых коней с золотыми крыльями.  А солнечный свет происходит от огненного щита, который он возит с собой. (Даждьбог).

Этого Бога прозвали « скотий бог», т.е. покровитель домашних животных, а также богом, приносящий людям богатство. (Велес).

Каменная статуя этого бога выглядела так: Верхняя часть напоминала княжескую шапку с меховой опушкой, под шапкой- 4 лика, 4 человеческих лица, символизирующие 4 времени года.(Световид).

Данное божество изображалась с характерными атрибутами – рогом изобилия - символом плодородия земли и хорошего урожая. Оно состоит из 2-х частей. (Макошь).

- Проверка. (Правильные ответы на доске).

- В оценочных листах поставьте себе отметки.

3. Изучение нового материала.

- Какие из перечисленных богов тебе известны и что ты о них знаешь?

- Я приготовила для вас презентацию по этой теме, давайте посмотрим её. (Идёт презентация).

Ответьте на вопросы:

«Голову Бога покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами». (Ярило).

«Изображение Бога делают из соломы, веток в виде куклы. Его одевают в мужскую одежду. В ходе праздника незамужние девушки "крадут" бога у парней, которые его защищают, и топят в речке». (Купало).

«Славянская богиня, дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы». (Кострома).

 

- Проверка. (Правильные ответы на доске).

- В оценочных листах поставьте себе отметки.

Физкультминутка. (Звучит народная мелодия «Кострома»). Дети выполняют движение под музыку.

- В оценочных листах поставьте себе отметки за эту работу.

4. – Закрепление и актуализация новых знаний.

Следующим этапом нашего урока будет работа в группах, проверим, что вы запомнили, как поняли. Все свои записи в тетрадях вы можете использовать при выполнении заданий.

1-я группа работает с заданием «Третий лишний». (Задание 1-го уровня).

2-я группа работает с заданием «Допиши недостающие слова». (Задание 2-го уровня).

3-я группа работает с заданием «Составление кроссворда «Славянские боги».

(Задание 3-го уровня).

Кто будет работать в какой группе, каждый определяет самостоятельно.

- Проверка. (Правильные ответы на доске).

- В оценочных листах поставьте себе отметки.

5. – А сейчас очередная страница нашего урока «Народный календарь». (Запись с диска «Николай – Чудотворец» 19.12.).

6. -Итог урока.

-Ребята, как, по-вашему, что делает человека гражданином своей страны? Достаточно ли жить в своей стране, чтобы ощущать себя её частью?  

( Знание языка, дар речи, любовь к языку, любовь к природе, память о прошлом, наличие паспорта, знание сказок, фольклора, книг, традиций, обрядов, знание истории, уважение к предкам, забота о родине и т.д).

- Как вы думаете, как помогают нам славянские мифы в том, чтобы мы ощутили себя частицей своего народа? (Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность).

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока (Ещё раз прочитать его). Согласны вы с высказыванием В.П.Астафьева?

Закончить урок мне хочется словами замечательного русского писателя 19 века Н.М.Карамзина «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество».

7. Домашнее задание.

Составьте СИНКВЕЙН по данной теме «Купало, Ярило, Кострома».

(Синквейн – это стихотворение состоящее из пяти строк, представляющее собой информацию по изученной теме. Основная идея темы)

  1. Тема, предмет (одно существительное);
  2. Описание предмета (два прилагательных или причастия);
  3. Три глагола (характеризуется действия предметов0;
  4. Фраза из четырёх значимых слов, выражающая

            отношение автора к предмету;

      5.  Синоним (обобщающий или раскрывающий

           смысл темы или предмета).

Например:

Славяне

Древние, могучие

Расселяются, сеют, поклоняются идолам.

Они создали Киевскую русь.

Предки.

Русь

Киевская. Величественная.

Растет. Крепнет. Развивается

Киевская Русь – великое государство.

Отечество.

Работа по оценочным листам..  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...