"Формирование культурно-нравственной личности средствами изобразительного искусства",
учебно-методический материал по мхк на тему

Шилина Ольга Анатольевна

«Формирование культурно-нравственной личности средствами изобразительного искусства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_opyta_kul-nravs.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд) «Формирование культурно-нравственной личности средствами изобразительного искусства».

 Мне повезло, что я работаю в дополнительном образовании, занимаюсь с детьми изодеятельностью. Твердо верю, что общение с искусством необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. 

   22 года работы – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

(2 слайд) Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.  Федеральный  Государственный Общеобразовательный Стандарт ориентирует современный образовательный процесс не только на повышение уровня показателей личностного роста ребенка, но и определяет важнейшую воспитательную задачу в деятельности каждого педагога: повышение духовности, нравственности учеников. Считаю, что эта задача может быть успешно решена на моих занятиях  через формирование творческой мысли, духовное и культурное общение с окружающими, любовь и понимание искусства.                                          

(3слайд)Именно поэтому я целенаправленно работаю над формированием у моих детей культурно-нравственных ценностей. Я разработала и реализую модифицированную программу «Палитра» для детей  7-13 лет, рассчитанную на 3 года обучения.

(4 слайд) Обучая детей изобразительному искусству, я приобщаю их к культурным и нравственным ценностям, реализуя первостепенную задачу:

    -  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей действительности, на произведения искусства. Прививать навыки работы в группе. Дать юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создавать условия для позитивного самопознания, самоопределения, художественно-творческой самореализации.

 (5 слайд) Новизна моего опыта  заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую  в единое образовательное содержание. Знания, получаемые воспитанниками в сфере дополнительного образования, позволяют осуществлять межпредметные связи со всеми образовательными предметами, изучаемыми в начальной школе. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

В результате многолетней работы по формированию культурно-нравственной личности, сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:

- метод творческого погружения,

- проблемное обучение,

- проектная деятельность,

- исследовательская деятельность.

На начальном этапе своей педагогической деятельности основной акцент был направлен, в основном, на обучение графическим навыкам, работе цветом, композиционному построению. Меня же волновало больше духовно-нравственная сторона предмета. Было важно уделить внимание таким вопросам: «Для чего нужно создавать графические живописные работы? Только ли для совершенствования работы руки и глаза?» Ведь основное в искусстве то, что хочет сказать художник и как ему это удается. Духовно- нравственное образование детей в моем опыте реализуется через следующие блоки: (слайд 6)

- природа;

- сказки, легенды, предания;

- история края, страны.

(7 слайд) В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Поэтому, на своих занятиях, я учу детей понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство. Мною разработан цикл занятий «Красная книга», который знакомит ребят с редкими исчезающими животными и растениями. На этих занятиях формируется   поисковая деятельность (развивается способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам), развивается чувство сопереживания, бережное отношение к природе.

(8 слайд) Пожалуй, самой любимой темой для детей младшего  школьного возраста является иллюстрация к сказке. Изобразить доброго или злого сказочного героя, передать характер, внешность. Занятие «Путешествие в страну сказок».  Слушая, иллюстрируя сказки, создавая сказочные образы,  развивается личность ребенка, что помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Занятие «Дерево-Характер». Слушая неизвестную и странную сказку, нужно придумать и нарисовать себя, свой характер в виде дерева.

      (9 слайд) На занятиях дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками. Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном   развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.   Я, думаю, все меня поддержат, дети не очень любят рисовать на военную тему, тем более для них это очень, очень далёкое прошлое.   Я стараюсь подобрать литературный материал, который мог бы помочь детям в создании своих произведений, который тронул бы их сердце. (10 слайд) Так, на своих занятиях, я познакомила ребят с  пионером-героем – Мусей Пинкензоном. История этого мальчика просто поразила детей. Они спрашивали: как и где можно найти полную информацию о нём?   Я была очень рада тому, что ребята думали над прочитанным, сопереживали, оценивали подвиг героя, соотносили его жизнь со своей жизнью.; Читая и анализируя произведение, они задумались о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте. Современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его педагог.

   (слайд 11) В процессе обучения я отслеживаю уровень нравственной воспитанности детей, используя адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)  Как видно на слайде, в течение 3-х лет, уровень воспитанности стабильно возрастает на 15-20 %.

    (слайд 12)    Я хочу закончить свое выступление словами академика Д.С. Лихачёва: «Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке».

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

В процессе обучения я отслеживаю уровень нравственной воспитанности детей, используя адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
  • а) обойду, не потревожив;
  • б) отодвину и пройду;
  • в) смотря какое будет настроение.
  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
  • а) ничего, какое мое дело;
  • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  • в) подойду и непременно заговорю.
  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
  • а) тороплюсь в школу;
  • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
  • а) предложу свою помощь;
  • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  • в) если попросят, я, конечно, помогу.
  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
  • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
  • в) вступаюсь за обиженного.
  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
  • а) они мои, раз я их нашел;
  • б) завтра спрошу, кто их потерял;
  • в) может быть, возьму себе.
  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
  • а) на шпаргалки;
  • б) на усталость учителя: авось, пропустит;
  • в) на свои знания.
  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
  • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
  • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
  • а) соглашусь с благодарностью;
  • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
  • в) отказываюсь решительно.
  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
  • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
  • б) выполняю, конечно;
  • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
  • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
  • б) не знаю, как придется;
  • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
  • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
  • а) напомню о праве на отдых;
  • б) делаю, раз надо;
  • в) посмотрю, что скажут остальные.
  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
  • а) отвечаю тем же;
  • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
  • в) разрываю все отношения с этим человеком.
  1. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
  • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
  • в) буду ждать новых сообщений.
  1. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
  • а) ужасно завидую, мне неудобно;
  • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  • в) мне все равно.
  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
  • а) отдаю – здоровье дороже;
  • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
  • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
  • а) быстро начинаю скучать;
  • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  • в) не замечал.
  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
  • а) отбираю интересное и приношу;
  • б) ненужных книг у меня нет;
  • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
  • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  • б) человеку просто повезло прославиться;
  • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Формирование УУД средствами изобразительного искусства

В данной статье представлен материал, который поможет понять отличительные особенности ФГОС на уроках ИЗО, на какие ориентиры следует обратить внимание для построения эффективного урока в новых услови...

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья является обобщением опыта автора в вопросе формирования художественно-эстетического вкуса воспитанников средствами изобразительного искусства. Автором выделены и проанализированы основные пробл...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Формирование активной гражданской позиции у школьников средствами изобразительного искусства

Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.Поэтому на уроках изобразительного искусства, где интегрируются изо и технология...