Архитектура древнерусского государства.
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Архитектура древнерусского государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhitektura_drevnerusskogo_goudarstva.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Архитектура Древнерусского государства.

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: ...городы великими, селы дивными... домы церковными... Всего еси исполнена земля, Русская!» — восклицал в XIII в. неизвестный автор «Слова о погибели Русской земли».

Действительно, сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки.

 «Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа», — писал И. Э. Грабарь в «Истории русского искусства».

 А вот как выразил свое отношение к зодчим Древней Руси поэт В. А. Рождественский в стихотворении «Зодчество»:

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы, 

Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,      

Взалкавших недоступного им рая, 
А творчества ослепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.

Великий Новгород и древний Псков —
Нас от врага спасавшие твердыни —
Вот что в искусстве старых мастеров,
Пленяет нас и радует поныне.        

Был точен глаз их, воля их крепка,

 Был красоты полет в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI в.  в связи с ростом городов (их число достигло более 270) стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции.

Во времена правления Ярослава Мудрого (около 978—1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета.

Митрополит Илларион в середине XI столетия так писал о «славном граде» Киеве — «матери городов русских»: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем блистающеся и фимиамом благоухающий, и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и похвали... всем сим строителя».

Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшали город. Златоверхие теремные башенки, крепостные вышки, церковные шатры и главы красиво выступали на фоне густой зелени холмов, возвышавшихся вдоль Днепра.

Земляные насыпные валы с каменными стенами длиной около 4 км опоясывали Киев. Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю — Царьграду. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город?

Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение — сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня.

Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение.

Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Архитектура Киева не случайно была предметом зависти заморских гостей, неожиданно открывших для себя чудеса творческого духа в недавнем прошлом полудиких славянских племен.

Строители привносили в строительство свое представление о красоте и использовали свой опыт, приобретенный при сооружении грандиозных языческих святилищ, которые были щедро украшены резьбой, росписью, золотом и костью.

Каменное строительство христианского Киева начиналось с копирования византийских форм архитектуры.

Равняясь на столицу Византии, Ярослав не скупился на средства. Он выписывал в Киев самых искусных греческих зодчих и мозаичистов, которые принесли на Русь высокоразвитое искусство храмового строительства, саму идею крестово-купольной архитектуры.

Одной из самых красивых в Киеве считалась так называемая Десятинная церковь, воздвигнутая в честь Пресвятой Богородицы. На ее сооружение некогда ушла десятая часть княжеских доходов, отсюда и название.

Когда Батый в 1240 г. осадил Киев, жители, спасаясь от скорой расправы, влезли на своды храма вместе со своим добром. И от тяжести рухнули стены церковные... Сегодня на том самом месте выложены контуры этого древнейшего каменного храма.

 Подражая Константинополю, великий князь реконструировал русскую столицу; при нем выросли триумфальные Золотые ворота, Юрьев монастырь. Изображая себя на монетах в одеянии византийского императора, великий князь киевский жаждал величия, славы и... красоты. В полной мере эти стремления воплотились в Софии Киевской. Софийский собор для молодой христианской страны был не только храмовым сооружением.

Первоначально Софийский собор — это пятинефный крестово - купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали двенадцать его учеников.

Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся закомарами (полукруглыми завершениями верхней части стены).

Величественны были и внутренние помещения собора. В главной алтарной апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение.

 Здесь возводили на престол князей, звучали проповеди. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати.

Они как бы отделяли их от всех остальных людей, присутствующих в храме.

Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность.

Внутреннее убранство храма вполне гармонирует с его внешним обликом. Войдя в него, мы сразу попадаем под власть Богоматери Оранты, мозаичный образ которой помещен в алтарной части.  Оранта — значит молящаяся; в этом иконографическом типе руки Богоматери воздеты вверх в молитве за род человеческий.

Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих.

 Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев — «матерь городов русских».

Мозаики и фрески Софии Киевской — это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. 260 м2 мозаики и около

 3000 м2 фресок и сегодня восхищают совершенным мастерством исполнения.

Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону. 

Главные темы мозаик и фресок — прославление небесной и земной церкви, божественности княжеской власти. Величественно и торжественно, спокойно и сдержанно взирают со сводов, стен, куполов, хоров и лестничных переходов изображения апостолов, архангелов, евангелистов, святых воинов. 

 В их суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее. 

Не меньший интерес вызывают у современного зрителя фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека.

Сегодня их можно рассматривать как документ огромного исторического значения. Так, в западной части собора сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами и строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки в Софии Киевской.

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора. На другой — портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках.

Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир широко открытыми глазами.

 Их одухотворенные лица индивидуализированы, тонкие губы плотно сжаты. В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте. 

Есть здесь и сцены дворцовой жизни князей, их светских развлечений: шумные пиры, охота на волка и барса, травля медведя. На лестничных переходах, ближе к княжеским хорам, запечатлены игры на константинопольском ипподроме, цирковые представления с участием скоморохов в колпаках, ряженых, акробатов, флейтистов и плясунов. Здесь и наездник на верблюде, и музыкант, готовый в любую минуту ударить смычком по струнам. 

Об устойчивых традициях стиля Софии Киевской в архитектуре Древней Руси говорит тот факт, что аналогичные сооружения появляются в Новгороде и Полоцке. Монументальные соборы зримо символизируют государственность и святость власти.

 Их формы были различны, так, в XI в. на территории Печерского монастыря был сооружен первый на Руси однокупольный Успенский собор, с которого и началась традиция строительства однокупольных храмов в Переяславле - Залесском и Чернигове, в Новгороде и Пскове и других городах.

Но вернемся в Древний Киев. Украшением киевских соборов были наполненные светом мозаики. Среди них особенно знамениты сверкающие яркие лики Михайловского Златоверхого монастыря, которые были созданы в 1111—1112 гг., т. е. уже после смерти Ярослава Мудрого.

 В то время княжил в Киеве Святополк; сама же киевская держава сотрясалась от постоянных междоусобиц и налетов степняков. По мнению современных искусствоведов, в создании шедевра мозаичного искусства Михайловского монастыря большое участие приняли русские мастера. Откуда эта уверенность?

Храм Михаила Архангела был заложен в честь победы русских войск над половцами1. Образ бесстрашного воина, борца со степью, защитника Отечества был особенно почитаем в то время. Не случайно наиболее совершенным в художественном отношении считается мозаичный образ Дмитрия Солунского.

 На мозаике изображен воин с копьем и мечом, у него живое мужественное лицо, выделяющееся на сверкающем золотом фоне. Облик воина олицетворяет твердость духа, непобедимость в борьбе за правое дело.

 Конечно, в мозаике чувствуются прочные византийские традиции. И все же это — не иноземное искусство, в скорее художественный акт национального самоутверждения, воспевание русской ратной славы.

Многие знатоки древнерусского и византийского искусства допускали мысль, что в создании живописного оформления Михайловского храма принимал участие легендарный Алимпий. Имя это сегодня малоизвестно, однако судя по летописям, в эпоху Древней Руси монах-художник Киево-Печерского монастыря был весьма почитаем за свое усердие в трудах, смирение, талант и любовь к искусству. 

 Именно с ним связано предание о том, как светлый ангел явился в келью умирающего художника и начал писать икону вместо него. Впрочем, кроме Алимпия, Киево-Печерский монастырь воспитал много славных мастеров. Жаль только, что имена их нам теперь почти не известны.

Итак, монументальный киевский стиль выполнил в древнерусской художественной культуре важнейшую функцию.

Под его влиянием складывались национальные традиции в литературе, живописи, зодчестве.

Но, как и всякий художественный стиль, он имел свой исторический срок. Изменялась жизнь, эстетическая ориентация людей, менялось и искусство. По мере усиления обособленности удельных княжеств в архитектуре стал расцветать придворно-княжеский жанр.

 В «моду» входят храмы, увенчанные одной главой, с более компактным, порой камерным обликом. Условное единство архитектурного стиля киевского образца постепенно распадалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе

Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....

Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)

Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.»   учебника      Борисова  Н.С. И...

Образование Древнерусского государства. Первые князья.

Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства

Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...