Театр и музыка средневековой Европы
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

Средние века - время перемен в политической, экономической и социальной сферах. Духовная сторона жизни также была подвергнута изменениям. Важную роль в этих изменениях сыграли музыка и театр.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Театр и музыка886 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Слайд 2

Средние века - время перемен в политической, экономической и социальной сферах. Духовная сторона жизни также была подвергнута изменениям. Важную роль в этих изменениях сыграли музыка и театр.

Слайд 3

Гистрион (лат. H istrio) Бродячий актер эпохи раннего Средневековья (IX–XIII вв.). Был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, дрессировщиком животных и пр. Они объединялись в особые «братства», из которых впоследствии иногда образовывались кружки актеров-любителей. Гистрионы получили наименования: во Франции — жонглеры , в Германии — шпильманы , в Польше — франты , в России — скоморохи. Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей. Акробат стоит на руках на острых концах двух мечей. Англия Актеры средневекового театра

Слайд 4

Жонглер (фр. jongleur , от лат. joculator — шутник, забавник). странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции. Творчество жонглеров связано в своих истоках с народными земледельческими обрядами и играми. Жонглеры выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа. Французский придворный шут в традиционном костюме дурака.

Слайд 5

Шпильман . В Германии место для игры, острословия и брани называлось шпильхоф или шпильберг . Это могло быть место на городской площади, монастырский двор или сад, пространство внутри замка. Профессия подразумевала синтетичность. Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки. Танцоры в традиционных костюмах дураков. Нидерланды

Слайд 6

Ваганты (лат. vagantes < vagari — странствовать, бродить) — средневековая (XI–XIV вв.) западно-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. В этом широком употреблении слова в понятие «ваганты» войдут такие социально разнородные и неопределенные группы, как французские жонглеры, немецкие шпильманы, английские менестрели (от лат. ministerialis — слуга) и т.д.

Слайд 7

Музыкально – песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров Музыкально – поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции. Поэт – певец трубадур обычно сам писал стихи и музыку.

Слайд 8

Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней гуманистической культуры, которая берет свое начало во Франции, в Провансе (южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.

Слайд 9

На смену трубадурам пришли труверы и миннезингеры – «певцы любви»- в Германии. Их музыкально – песенное творчество в большей степени было связано с церковными, духовными традициями. Они как, и трубадуры, прославляли возвышенную, идеальную любовь.

Слайд 10

Виды и жанры средневекового театра. Троп Литургическая драма Полулитургическая драма

Слайд 11

Троп (букв.: вставка в канонизированный текст или григорианский напев ) — первая форма наглядной проповеди, возникшая около V века. Статичная иллюстрация к Священному Писанию перед богослужением и хоровая драма. Исполнялась священниками и хором певчих в церкви.

Слайд 12

Литургическая драма — вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии); представляла собой инсценировку отдельных эпизодов Евангелия.

Слайд 13

Полулитургическая драма выделяется из мессы и выходит на паперть и в церковный сад. Разросшемуся действию становится тесно в церкви. Активно подключаются ветхозаветные тексты, апокрифы и жития. Сюжет выходит за рамки высокого жанра, и тогда появляются дьявол и черти, а вместе с ними комедийное снижение искусства. Для исполнения всех ролей уже не хватает священнослужителей, и к игре начинают привлекать мирян, в том числе гистрионов.

Слайд 14

В 13 веке возникают новые виды религиозных представлений, связанные с чудесами, так называемые миракли. А затем моралите и мистерии , носящие назидательный, поучительный характер.

Слайд 15

Моралите — соединение народной театральной традиции и христианской морали. Народные истоки жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется к христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее.

Слайд 16

Сцена из «Мистерии о св. Аполлонии» (фрагмент). Миниатюра Ж.Фуке Наибольшей популярностью пользовались мистерии, посвященные Страстям Господним.

Слайд 17

Средневековый фарс В переводе с латинского farce означает «начинка», «фарш »

Слайд 18

Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и в комедийных элементах духовных представлений. Но свое наименование получает только после запрещения мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. В фарсе появляются конкретные человеческие характеры, правда, грубо, гротескно очерченные.

Слайд 19

Соти (фр. sotie – глупость) — жанр, в котором участвуют не бытовые персонажи, а шуты и дураки. Причем здесь есть свои типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник. Расцвет соти — XV–XVI вв. Интерлюдия — английский фарс. Любимая тема английского фарса — продажность и распутство папского духовенства, поскольку в Англии укрепляется реформаторская церковь. Кукольный фарс выдвигает в главные герои Петрушку (Панча, Полишинеля) и их родичей. Это бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным сражением со Смертью, Цербером или Чертом.

Слайд 20

Шаривари – шумные развлечения с танцами, переодеваниями и дурачествами. Франция Праздник дураков — день первомученика Стефана, покровителя церковников, и день святого Лазаря (1 мая). Во время этого праздника служат литургию в масках и женском платье, в шутовских куртках. Пляшут в храме, поют на хорах непристойные песни, едят на престоле колбасы, играют в кости, а потом ездят по городу на телегах с навозом, кидают им в проходящих и бесчинствуют.

Слайд 21

«Битва Масленицы и Поста» Во Франции, Италии, Германии, Испании, Швеции играли «Битву Поста с Карнавалом». Сюжет этого праздника запечатлен Брейгелем. При выборе Короля, Князя или Папы карнавала устраивали шутовские состязания: кто скорчит самую невероятную гримасу, кто издаст самый неприличный звук; такие состязания включали традиционный обмен остротами, переругивание. Князь карнавала ехал на надутом осле. Простолюдины сражались на палках, пародируя рыцарские турниры.

Слайд 22

Картина нидерландского художника Питера Брейгеля

Слайд 24

Для всей культуры средневекового театра характерен принцип симультанных декораций (тип декорационного оформления спектакля, при котором на сценической площадке устанавливались одновременно — по прямой линии, фронтально — все декорации, необходимые по ходу действия).

Слайд 25

Достижения музыкальной культуры Высокую духовность и аскетический характер раннего христианства «озвучила» музыка. Музыкальным символом средневековья стал григорианский хорал , получивший такое название в честь папы Григория 1

Слайд 26

Один из древнейших видов грегорианского пения – псалмодия , то есть протяжный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов. Монодия - одноголосное (сольное или хоровое) мужское пение. Одновременное воспроизводство звука одной и той же высоты.

Слайд 27

Многолосие – ( IX в. возник,нотные записи с XI в.) В период после 1100 года в музыке выделяются несколько школ многоголосной музыки: Школа при монастыре Сен-Марсьяль (святого Марциала) характеризовалась наличием одной главной устойчивой темы и быстро движущегося второго голоса в форме двухголосного органума; Школа Нотр-Дам , давшая миру высокие образцы многоголосия того времени и являвшейся первой школой европейской хоровой полифонии с её основателями монахами Леонином и Перотином

Слайд 28

Из музыкальных церковных инструментов повсеместное признание получил орган, наиболее точно выражающий мелодический строй грегорианского хорала. Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой Нотр – Дам де Пари.

Слайд 29

Основные понятия гистрионы жонглеры, шпильманы, франты, ваганты скоморохи. трубадуров, труверов миннезингеров троп литургическая драма полулитургическая драма миракли. моралите мистерии фарс хорал псалмодия Монодия многоголосие орган

Слайд 30

Домашнее задание § 15 Творчество Бертран де Вентадорн (1140-1195) трубадур. Тангейзер (ок.1205-1270) миннезингер как образ в произведениях поэтов других эпох «Роза и крест» пьеса А.Блока по мотивам поэзии трубадуров Разыграть эпизод средневекового фарса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зависимые крестьяне средневековой Европы

Иллюстративный повторительно- обобщающий материал  по теме: Зависимые крестьяне....

Путешествие в Средневековую Европу

Путешествие в Средневековую Европу презентация  к уроку истории в 6 классе...

Право Средневековой Европы 1 часть

Презентация к уроку Право Средневековой Европы 10 класс профильный уровень...

Право Средневековой Европы II часть

Презентация к уроку Право Средневекой Европы  10 класс профильный уровень...

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А.

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А. Задание 1.Предлагается изучить иллюстрации «Средневековые ремесленники...

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.

    Предмет:  Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...

Театр и музыка Средневековья

Урок МХК "Театр и музыка Средневековья"...