Доклад на тему: «Творчество – путь к себе»
учебно-методический материал по мхк на тему

Шакирова Альбина Шаукатовна

Доклад на семинаре учителей музыки, искусства и МХК по проблеме:"Практическая творческая деятельность преподавателей МХК, ИЗО и музыки в условиях ФГОС". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_mhk.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Айбашская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Доклад на семинаре учителей музыки, искусства и МХК по проблеме: «Практическая творческая деятельность преподавателей МХК, ИЗО и музыки в условиях ФГОС» на тему:

«Творчество – путь к себе»

Автор: учитель русского языка и литературы,

                    музыки МБОУ Айбашская СОШ Шакирова А.Ш.

2017

Творчество – путь к себе.

  «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

Л.Н.Толстой.

   А приложит ли ученик свои усилия?  Что нужно сделать, чтобы он приложил свои усилия?

 Конечно же,  мотивировать его, чтобы ученик  по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся  перед ним,  были понятны, внутренне приняты им, то есть нашли отклик, опорную точку в его переживании.  А для этого каждый учитель ищет свой путь.

А метод – греч.слово, путь к чему-либо. Мой путь – путь к самому себе.

Себе – к человеку. Что такое есть человек? Если начертить математическую координату, то на нулевой шкале человек есть существо мифическое, первобытное, на второй – религиозное, на 3 – философское  и  4 – разумное, рациональное. Мы с вами находимся на стадии разумного, когда мы загружены информацией, бытом, текучестью времени,  боимся быть глупыми, смешными, не информированными, боимся высказаться и т.д., - то есть мы закрепощаемся, комплексуем.

  А человек - мифическое, натуральное существо, только что родившееся. Оно родилось с возможностями. И эти возможности может помочь открыть учитель. Моя задача – открыть эти возможности в ученике, вернуть его к изначальному состоянию, когда он умеет ответить за себя, может, не стесняясь, творить, выступать перед публикой, он может найти свое место  в этом обществе, может сказать свое слово, свою точку зрения.

Как правило, творчество – это занятие для собственной души. Делая что-то для нее, прислушиваясь к ее желаниям, мы начинаем путь к глубинам себя, познавая один из самых интересных объектов во Вселенной – собственное «Я».  Самопознание очень тесно связано как с саморазвитием, так и с творчеством, ведь в процессе мы приближаемся все ближе и ближе к истинному, настоящему себе. Мы узнаем, каких красок, звуков и ароматов хочется нашей душе, более глубоко исследуем собственные мысли и переживания, открываем свои возможности и способности, раскрываем себя изнутри – как бабочка, вылетающая из куколки вверх, к солнцу и ветру.

Саморазвитие – очень обширная и интересная тема, внутри которой существует множество направлений и способов. Как учитель, я хочу предложить вам путь, возможно, неожиданный, но проверенный, эффективный, захватывающий и просто приятный. Саморазвитие через занятия творчеством. Сначала может показаться, что этот путь не лежит целиком в рамках понятия «саморазвитие», но давайте разберемся подробнее. Вот несколько аспектов того, как занятие творчеством может нам в этом помочь.

 Более гармоничное развитие.

Занимаясь творчеством, мы включаем в работу правое полушарие мозга, которое в обычной жизни может быть недостаточно задействовано, особенно у людей технических профессий. Из-за этого может возникать некоторый дисбаланс в развитии. Правое полушарие отвечает за воображение и креативные способности, а также за одновременную обработку разнообразной информации, оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Развиваясь гармонично и «во все стороны», мы достигаем успеха и в других областях деятельности, не связанных с творчеством напрямую, за счет того, что наше мышление становится более гибким и креативным, развивается интуиция. 

Открытие своих возможностей.

Шанс взглянуть на себя по-новому и испытать удовольствие от выхода за привычные рамки, от открытия: «О, так я еще и вот это могу!». Надо видеть лица тех людей, которые с удивлением обнаруживают, что они, оказывается, всегда умели что-то интересное, что было совсем не так трудно, как они представляли себе. Так,  я вовлекаю в творческий процесс «неярких» учеников, незаметных, вроде бы. Но оказывается, что после одного, второго выступления ученик меняется, его речь становится более уверенной, он открыт, готов к сотрудничеству.  

Психологическая поддержка.

 Иногда, в трудные периоды жизни, занятие лепкой, рисованием, танцами или любым другим интересным и любимым вами занятием может очень и очень помочь улучшить свое внутреннее состояние. Продуктом такого творчества не всегда станет какой-то шедевр, но скорее бесценное восстановление гармонии внутри себя и поднятие настроения. Исцеление – от слов целостность, цельность, возвращение себе утраченной целостности. Есть такое довольно популярное направление психологии  - арт-терапия, восстановление души с помощью занятий искусством. 

Источник энергии.

Как ни странно, но ребята, которые сначала с трудом соглашались  «тратить силы на эти глупости» больше всего удивляются тому, что сил не убывает в процессе, а становится только больше! Вдохновение – это источник огромной энергии, которую можно направлять на вполне будничные дела, которые будут делаться в таком созидательном настроении легко и с удовольствием. Так, в этом году я преподаю музыку в 5 классе, в котором есть очень шаловливый и неусидчивый мальчик (гиперактивный). Ему очень хотелось выступать, петь, хотя он иногда не попадал  в ноты. Я  вовлекла его в трио,  мы участвовали на фестивале патриотической песни «Виктория», где заняли 2 место. И сейчас он выступает на каждом концерте в школе, стал более усидчивым и внимательным на уроке,  во время перемены просит подучить какую-либо песню. Как видим, его мотивация учебная растет, а энергия просто бушует.

 

 Окружение.

В развитии личности очень большое значение имеет окружение, на нее непосредственно влияющее: люди, места, атмосфера. Когда мы выбираем для себя какой-то путь, мы выбираем также и окружающую этот путь среду. Например, решив заняться живописью, мы автоматически сопровождаем себя не только красками и холстами, но и художниками, единомышленниками и новыми знаниями. Эти знания могут не относиться к выбранной области напрямую, но также оказать положительное влияние на наше развитие. Так, мы с учащимися ежегодно выезжаем на экскурсии в театр, цирк , выставки. Посещаем культурно-исторические места.

 Духовный путь к высшему. 

В 1902 году  венгерский художник  Тивадар  Костка Чонтвари пишет картину «Старый рыбак».  Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но художник заложил  в нее скрытый подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

  Но искусствоведы смогли разгадать эту тайну. Стоит лишь приложить зеркало к середине картины и перед нами предстают Бог и Дьявол. А ведь в картине один центральный образ – рыбак. Тивадар Костка Чонтвари  утверждает своей картиной присутствие в каждом из нас божественного и дьявольского, доброго и злого. И от каждого из нас зависит, кого мы взрастим в себе.

Это звучит немного пафосно, но задумайтесь, слово «творчество» очень близко таким словам как Творец и Творение. Все мы  -  прекрасные Творения природы, и было бы логичным передать дальше эту эстафетную палочку, создав что-то прекрасное и приблизившись с этим к Великому Творцу внутри самого себя. Необязательно верить в Бога, чтобы понять это. Многие успешные писатели, художники, композиторы, поэты и прочие создатели прекрасного утверждают, что лучшие их произведения создавались с приходом вдохновения, когда они просто настраивались и воспринималиприходящее откуда-то свыше. Занятие творчеством может стать отличным эскалатором на пути духовного развития, особенно если стараться осознавать это в процессе. 

Таким образом, творчество – это путь к гармонии внутри себя, которая выражается в созидании чего-то прекрасного. Попробуйте, начните, прикоснитесь к этому пути – и вы обязательно приобретёте, нечто большее, чем у вас есть сейчас, как минимум это будет бесценный опыт, а максимальные возможности, как известно, неограниченны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

"Путь к себе" кл-час

Классный час с учащимися "Путь к себе" Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.Публий Сир. Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоо...

Классный час в 10 классе «Путь к себе»

Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....

Классный час «Путь к себе»

Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»Многие д...

ПУТЬ К СЕБЕ

Классный час...

Методическое совещание "Путь к себе и другим"

«Путь к себе и другим». Как достичь гармонии с собой и окружающими.Тренинг (англ.trainingот train-обучать,воспитывать) – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, со...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...