Методическая разработка интегрированного урока "Серебряный век Петербурга. Архитектура петербургского модерна".
методическая разработка по истории (9, 10 класс) по теме

Дмитриева Елена Николаевна

    Своеобразный и легко узнаваемый Петербург всегда вызывал интерес у творческих людей. Менялись эпохи, названия, чередовались и направления архитектуры, которая всегда определяет лицо города.

Конец 19 - начало 20 вв., "серебряный век" русской культуры - один из интереснейших отрезков из жизни города... Стремительнор было и развитие архитектуры - в лидеры выходило новое направление:

"стиль модерн", или Новое искусство, о котором и пойдёт речь.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная

школа №372  Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

интегрированного урока

 «Серебряный век Петербурга.

Архитектура петербургского модерна»

                                                                           

                                                                                              Учитель Дмитриева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2015

Технологическая карта урока

Тема урока

Серебряный век Петербурга. Архитектура петербургского модерна.

Тип урока

 Интегрированный.

Главные цели

- Формирование мотивации для успешного изучения культурного наследия города. Образ города через создание образов его домов.

- Развитие у учащихся эмоционального отношения и создание условий для формирования собственного мнения.

-  Развитие образного мышления, эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при восприятии произведений архитектуры.

-  Осознание влияния культуры на развитие цивилизации и современность.

Задачи

Образовательные 

- Формировать представление о Санкт-Петербурге – как городе различных архитектурных стилей, наследнике мировой культуры.

- Научить рассматривать и анализировать архитектурные произведения.

- Развивать умение вступать в диалог с различными текстами культуры.

- Продолжать формирование умений работы с текстом, выделять главное в тексте, получать из текста необходимую информацию.

Развивающие

- Создать условия для формирования собственных мировоззренческих позиций.

- Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление.

- Развитие познавательного интереса через изучение особенностей стиля модерн.

- Развитие интеллекта, внимания, сосредоточенности.

Воспитательные

- Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга.

- Содействовать воспитанию патриотизма через создание соответствующей эмоциональной обстановки на уроке,  эстетическому воспитанию через создание художественного образа города

- Научить работать над проблемой в группе.

Главные вопросы содержания

Петербург конца 19-начала 20 века. Архитектура стиля модерн. Отличительные черты стиля. Архитекторы стиля модерн: Сюзор, Лидваль, Бубырь, Васильев, В.И. Шене, В.И. Чагин и другие.  Здания в стиле модерн на Невском проспекте,Каменном острове, Каменноостровском проспекте и в других частях города. Доходные дома на рубеже веков. А.И. фон Гоген при участии А.И. Дмитриева в  1904-1906 годах создавший особняк Кшесинской.

Планируемые результаты обучения

Создание у учащихся целостной картины культурной жизни Петербурга, умения ощущать себя частью этой жизни,  «жить в культуре».

Грамотно произносить, писать и использовать художественные термины и фамилии петербуржцев, узнавать изученные произведения искусства, самостоятельно «извлекать», «добывать» информацию из объектов, работать со справочным фондом библиотеки. 

Методы и формы организации обучения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, практическая работа,  аналитическая беседа.   Формы организации индивидуальная, групповая. Работа с фотографией по плану.  Фронтальный опрос. Просмотр презентации. 

Опорные знания

Архитектурные стили, стиль модерн легко узнаваем, отличительные черты стиля,

термин модерн, отличие от предшествующих стилей, широкое применение технических новшеств, северный модерн, орнамент.

Новые понятия и представления

Модерн, курдонер, доходный дом

Межпредметные связи

МХК, история и культура Санкт-Петербурга.

Оборудование

Компьютер. Мультимедиапроектор. Экран.

Учебно-наглядный комплекс

Раздаточные информационные материалы, фотографии, карта Санкт-Петербурга. Мультимедийная  презентация.

Практические работы

Прочитать текст «Особняк Кшесинской», рассмотреть фотографию,  и ответить на вопросы по плану «Анализ архитектурного произведения».

Контрольные вопросы и задания

Что означает стиль модерн? Каковы его отличительные черты? Имена каких архитекторов вы узнали? Понравилась ли вам архитектура модерна? Где, в каких уголках города вы встречали дома в стиле модерн?

Подведение итогов занятия.

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание.

    ПЛАН УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка подготовленности кабинета к занятию;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- организация внимания.

2. Целеполагание и мотивация

- ознакомление обучающихся с темой занятия;

- постановка цели перед обучающимися;

- знакомство обучающихся с планом занятия, актуализация мотивов учебной деятельности;

- формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации.

3.      Актуализация ранее усвоенных знаний

Фронтальный опрос для выявления уровня усвоения изученного материала.

  1. Какие архитектурные стили вам знакомы?

   Исторически смена архитектурных стилей в Петербурге шла так: петровское барокко, позднее барокко, классицизм (ХУШ-начало Х1Х-го вв.), оказавший большое влияние на вид города, ведь все значительные здания: дворцы, театры, Адмиралтейство относятся к классицизму, а наряду с ними жилая застройка состояла из низких домиков. Затем домики снесут, и город (ныне его центр) застроится домами эклектики; а потом уже то, что именуется исторической частью города - зданиями в стилистике модерна.

2.  Кратко охарактеризуйте их.

Перефраз и обобщение

\

Отвечают на вопросы

4.      Формирование новых знаний на основе работы с мультимедийной презентацией

1. Подготовка обучающихся к активному, сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя.

    Россия, СПБ – время от начала века (1895г.) до 1917, а точнее до 1914, когда все рухнуло, до 1-ой мировой войны. Эпоха была очень интересная в это время. Потом ее назвали Серебряный век. Это было время, когда все в России «кипело»: была мощная индустрия, развивался так называемый капитализм, промышленность. Очень много было открытий в истории человечества. Полетели воздушные шары, самолеты. Первые авто, кинематограф…  Не перечислить…  В архитектуре начали ломать ампирные классические нормы, портики, колонны, симметрии – появился стиль модерн, своеобразное отражение моды на древность и «ретро», когда свободно варьировались элементы разных стилей в опоре на новые технологии и конструктивные средства.

     Одним из наиболее ярких представителей модерна в архитектуре был Федор Осипович Шехтель, который построил в Москве уникальный совершенно дворец: особняк З.Г.Морозовой на Спиридоновке, где смело использует полузабытые приемы средневековой готики, и частный особняк получает образ таинственного и загадочного замка. Его парадные интерьеры мастер населяет сказочными персонажами – драконами, грифонами, химерами – пришельцами из прошлого, живущими особой самостоятельной жизнью. Он построил отель Метрополь, Ярославский вокзал в Москве в «неорусском духе», по «мотивам» древнерусского зодчества и он построил Московский Художественный театр.

    А Петербург? Пройдитесь по Васильевскому острову, Каменноостровскому проспекту, Невскому и вы очутитесь в волшебном мире Сестер Алексея Толстого (роман «Хождение по мукам»).

2. «Мозговой штурм».

Индуктор – модерн (новый, мода, современный, юный, молодость)

3.  Изучение нового материала.

  Своеобразный и легко узнаваемый Петербург всегда вызывал интерес у творческих людей. Менялись эпохи, названия, чередовались и направления архитектуры, которая всегда определяет лицо города. Конец 19 начало 20 вв., «серебряный век» русской культуры, так называемая эпоха "последнего Петербурга"- один из интереснейших отрезков жизни города. Величие технического прогресса, расцвет и, одновременно, упадок искусств, первые кинематографы, аэропланы, трамваи, рост капиталистического города, сопровождающийся обнажением его внутренних противоречий - все это характеризовало Петербург рубежа веков. Столь же стремительно было и развитие архитектуры - в лидеры выходило новое направление: "стиль модерн", или Новое искусство, о котором и пойдет речь.

4. Прогуляемся по Невскому проспекту. Презентация.

Известный дом Елисеева (Невский пр., д.56, арх. Барановский, ск. А.А.Адамсон, 1902- 1908), внешне схожий чем-то с домом компании "Зингер". По воспоминаниям современников, в 1903 году, когда дом строился, многие петербуржцы специально ездили на верхах конок, чтобы посмотреть на красивое здание. Когда же его построили, нижнюю часть дома занял магазин "Торгового товарищества братьев Елисеевых", продававший деликатесные продукты и напитки, а сверху находился театр Б.Лин (теперь Театр Комедии) и еще 8 организаций.

     Дом компании «Зингер» на углу набережной Екатерининского канала и Невского проспекта (арх. П.Ю.Сюзор, 1902-1904, д.28) - знакомо петербуржцам,  как Дом Книги. Это первое в России здание с цельнометаллическим каркасом, огромными окнами, металлическим растительно-символистическим декором и особенно композицией с глобусом, украшающей фронтон, сооружение напоминает своего "берлинского брата" - универмаг "Тиц", построенного в 1896 г. и также обладающего всеми указанными чертами (арх. Б.Зеринг, Л.Лахман). Кстати, на постройке дома компании "Зингер" проходил строительную практику в будущем известный архитектор-модернист М.М.Перетяткович.

    Первое здание на Невском проспекте, резко выделяющееся среди своих соседей мощным фасадом, сочетающим в себе черты северного модерна и мотивы старинной русской архитектуры, - огромный Банкирский дом Вавельберга (дом 17-9, арх. М.М.Перетяткович, 1910-1912 гг.). Сейчас в нем расположены Агенство воздушных сообщений и центральные кассы Аэрофлота.

     Торговые дома. Они расположились напротив друг друга. Первый - Торговый Дом Мертенса - является примером "комплексного обслуживания" (Невский пр.,29, арх. М.С.Лялевич, 1911-1912 гг.). Для Мертенса же Лялевич построил и особняк на Каменном острове (1912 г.). Оба здания относятся к неоклассицизму, но в первом - Торговом Доме - сильно влияние рационализма (обильное остекление под полуциркульными сводами), а в особняке выделены черты модерна - асимметрия, свободный план.

    Здание, более знакомое горожанам как ДЛТ,- это торговый дом Гвардейского Экономического Сообщества. В его создании участвовали многие известные архитекторы и инженеры: Э.Ф. Виррих, Н.В. Васильев, С.С. Кричинский, И.В. Падлевский, Б.Я. Боткин и И.Д. Балбашевский (ул. Большая Конюшенная, д.21/23, 1908-1910). Это был первый универмаг в Петербурге, где можно было купить все: от сбруи для лошади до предметов роскоши и продуктов, часто дешевле, чем в других магазинах. Только высокое, просторное, светлое и красивое здание, каким является дом Сообщества, могло быть таким универмагом.

5. Главные вопросы содержания:

- стиль модерн легко узнаваем: Стиль модерн достаточно легко узнаваем. Архитекторы модерна никогда точно не цитируют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, придуманы, но наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми. В большинстве случаев с модерном ассоциируется нечто приукрашенное, плавное, закругленное, растениевидное. На улицах центральных районов Петербурга можно часто встретить здания, отличающиеся от остальных либо оригинальной формой фасада, либо нарочито грубоватой, сумрачной отделкой и простым, но нереальным по форме декором. Стебли диковинных растений изгибались, перепутывались, оплетали фасады, зацветали знакомыми, а то и вовсе невиданными, нездешними цветами. Кривая линия, изгиб, которым придавалось так много значения в модерне, символизировали саму жизнь, прихотливую, неожиданную, переменчивую. Живой и трепетный поток жизни противопоставлялся прямой линии — застылой неподвижности смерти. Большинство этих домов относятся к направлению архитектуры, получившему в России название "стиль модерн".

- отличительные черты стиля: см.конспект учащегося

- термин модерн: Новое искусство, к которому относится "стиль модерн" (название от французского  moderne - новейший, современный ) зародилось в Англии в 60-ых годах XIX века и распространилось затем по всей Европе, затронув и Америку. В разных странах это движение назвали по-разному: модерн – в Англии и России ар нуво - новое искусство  во  Франции,  сецессион  в Австрии,  югендстиль - молодой стиль в Германии, в Испании — модернисмо,  либерти и фристайл - свободный стиль  в Италии и США.

- отличие от предшествующих стилей: Разрушившаяся в начале века строгая система классицизма и рост буржуазных городов породили стилистическое направление, во власти которого Европа находилась в середине и конце Х1Х-го века - эклектику. Дома при этом строились по старым методам с толстыми несущими стенами, с планировкой, подделывающейся под форму фасадов и обильным декором последних, не отражающим сущность здания и подражающим какому-либо стилю прошлого (например, готике). Соображения моды и рекламы заставляли изощряться в декорировании зданий, что приводило к перегруженности фасадов, пестроте и безвкусице внешнего вида, итогом чего явилась полная деградация градостроительства.

- широкое применение технических новшеств: Ответом на все требования стало появление модерна, подобное революции - в строительстве стали широко применяться достижения техники: металлический каркас, обильное остекление. Исчез изощренный декор, зато появилась более фактурная отделка фасадов (в смысле использования различных материалов). Самый непоколебимый элемент архитектуры -стена - обрел пластичность; все части ее конструкции: окна, подъезды, балконы превращались в элементы декора, не столько за счет украшений, сколько из-за рельефности, выпуклой фактуры. Важным моментом было внедрение ранее отрицаемой асимметрии форм и свободного плана помещений. От постройки здания по принципу "снаружи - внутрь", когда за основу брался фасад, произошел переход к обратному - "изнутри - наружу", т.е. общий вид здания задавало его внутреннее содержание, его сложная многоуровневая конструкция. Таким образом, использование технических новшеств, пластичность и рельефность декора наряду с единством сооружения и среды, уличного и внутридворового пространства - все это вело к органичности, уравновешенности и красоте Новой архитектуры.

- северный модерн: В скандинавских странах родилось направление, которое ставило своей целью выразить в произведениях национальные черты. Его называют "северным модерном. Северный модерн наиболее характерен и для Новой архитектуры Петербурга: мрачные фасады, обработанные грубой штукатуркой и массивными камнями резко выделяются среди других зданий, органично с ними соседствуя.

- орнамент: Архитекторы словно стремились вырваться из городского окружения, вернуться к первозданной природе. На фасадах новых петербургских домов возникали изогнутые от движения незримой воды таинственные водоросли, переплетающиеся с длинными женскими волосами, которые ниспадали по обе стороны прекрасного лица русалки или сказочной царевны? колдуньи? Прекрасной Дамы? болотные камыши, словно колеблемые ветром,— все это отвечало водному, морскому и болотному духу города на Неве. В растительный орнамент вплетались или существовали на фасаде сами по себе звери, птицы, рыбы: лебеди и длинноносые ибисы, пауки, саламандры, совы, филины, дельфины, медведи...

Петербургские архитекторы использовали в орнаментах и язык распространенных символов. Подсолнух олицетворял сияние солнца, жажду жизни; колокольчик — желание; тюльпан, орхидея, лилия — трагедию, гибель, смерть; роза и нарцисс — чистую красоту; маки — сон, успокоение; дерево было знаком рая; лебедь с его изогнутой, беззащитной шеей — аллегорией обреченности, гибели; павлин воплощал экзотику, а «глазки» его развернутого веером хвоста напоминали об опасности сглаза.

Орнамент не просто украшал новые здания, создавал свой ритм и настроение, он становился их органической частью — перетекал и внутрь дома, превращаясь там в узоры на витражах и стенах. Асимметричность фасадов, прихотливость их расположения и — одновременно — связанность их в единое целое тоже характеризует стиль модерн.

6. Аналитическая беседа.

    Итак, на рубеже веков один за другим стали появляться в разных частях города, взамен деревянных патриархальных домиков, странные, непривычные, с асимметричными фасадами и множеством орнаментальных   украшений  дома,   на   которые   петербуржцы   специально   ездили   смотреть.

- модерн на каменном острове: Первый дом нового стиля был построенный В.И.Шене и В.И.Чагиным на углу Большой и 2-ой Березовой аллей в 1898 году на Каменном острове, отличается свободным планом и многоуровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен закругленным порталом входа. Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичем, деревом и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.

    Северный   модерн   представлен  на  Каменном  острове  множеством  домов.   Один  из  них   - оригинальное здание с высокой башней, которое встречается гуляющим по острову одним из первых - дом  княжны  Кугушевой. Ныне здесь находится детская художественная  школа. Сохранился проект, датированный  1895 г. и подписанный К.Е.Прейсом. Дом спроектирован снизу кирпичный, сверху деревянный, с обильным металлическим декором и резьбой по дереву. В 1950-1960 гг. был отреставрирован. Особняк избежал судьбы многих построек на острове и не попал за высокий забор, где расположились многие произведения модерна, которые ныне невидны вообще, т.к. стали государственными резиденциями. Даже теперь, когда они принадлежат

не коммунистической партии, а коммерческим структурам, заборы остаются непоколебимы - новые хозяева так же боятся дневного света, как и старые. На примере Каменного острова становится понятна острота проблемы сегодняшнего состояния архитектуры модерна. Лучший случай, когда здания после приватизации попадают в хорошие руки. Такой владелец проведет ремонт, восстанавливая постройку в ее изначальном виде, от чего выиграют все - хозяин, который будет иметь просторные, светлые и удобные помещения; если здание находится в центре города, в нем можно прекрасно организовать торговлю или иную коммерческую деятельность, ведь в начале века дома в центре для этого и создавались. Выиграет внешний вид города, будет возрождена частица истории. Исходя из этого, ясна необходимость изучения наследия модерна для сохранения его произведений и в целом исторической части города.

- модерн на Каменноостровском проспекте: Каменноостровский проспект (в советское время, как и Троицкий мост, носивший название Кировского) приобрел свое нынешнее значение важной транспортной артерии, соединяющей центр города и Выборгскую сторону, на рубеже веков, когда в 1897 - 1903 гг. по проекту французской фирмы "Батиньоль" и под руководством Л.Н.Бенуа был построен Троицкий мост. К этому времени проспект был почти не застроен. Ныне анфиладу проспекта, значительное место в архитектуре которой занимают произведения модерна, открывает здание Ортопедического института (бывшая клиника Вредена; арх. Р.Ф. Мельцер, 1902-1905 гг., Александровский парк, д. 5). Фасад, украшенный плиткой "под кирпич", перекликается с недалеко стоящим особняком Кшесинской (А.И. фон Гоген при участии А.И.Дмитриева в  1904-1906 годах создавшие особняк Кшесинской на улице Куйбышева, 11/2),  а прекрасно сохранившееся мозаичное панно с изображением иконы своей красотой вызывает восхищение.

Презентация: Архитекторы Алексей Бубырь и Федор Лидваль, мастера северного модерна.

- доходные дома нового типа: Ожерелье зданий начала проспекта окружает жемчужину модерна - дом И.Б. Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. Биография. Федор Иванович Лидвалъ (1870-1945) родился в Петербурге в семье шведского подданного. В 1888-1890 гг. занимался в Училище технического рисования барона Штиглица, в 1890-1896 гг. - в Академии Художеств, в мастерской Л.Н.Бенуа. Строил в основном в Петербурге, а также в Москве, Киеве и Харькове. По его проектам построено большое число домов на Петербургской стороне и по всему городу.

Вопрос: Что такое доходные дома? Тип доходного дома зародился в середине Х1Х-го в., в эпоху царствования эклектики и развития капитализма. Квартиры в них сдавались внаем и приносили владельцам домов большие доходы. Доходным домам сопутствовали грязь и антисанитария, причиной чего был не столько архитектор - как он построил здание, сколько неимоверная скученность как следствие огромного спроса на жилье и его дороговизна. К этому добавлялась "экономная" застройка впритык, приводившая к появлению темных, тесных, опять же грязных дворов-колодцев. Нельзя забывать, что в то время основным видом транспорта была лошадь, и конюшни находились при каждом доме, что не добавляло чистоты. Со всеми этими отрицательными чертами боролись архитекторы-модернисты.

- дом Лидваля: "Дом Лидваля"- как его называют, доходный дом, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль,- это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы-колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами, образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г.). Характерная особенность -флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные: и по высоте (один трех-, другой четырехэтажный), и по форме окон. Главное же то, что несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно. И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является "стилем Лидваля".

    Таким образом, Каменноостровский проспект стал на рубеже веков одной из важнейших городских улиц, превратившись, по заметкам очевидцев, из скромной улицы с деревянными домиками и огородами в прекрасную магистраль, застройка которой проводилась в основном по проектам архитекторов модерна.

- Толстовский дом: Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого .

1910-1912 - архитектор Лидваль Федор Иванович, при участии Китнера и Смирнова, Фонтанка,54 - ул. Рубинштейна, 15-17 -  крупнейшее и самое выдающееся сооружение гениального мастера.

     Множество небылиц, к сожалению, рассказывают  о владельцах  дома, хотя заказчиком и первым  его владельцем  был ( с 1910 по 1913) генерал-майор граф Михаил Павлович Толстой, представитель славного рода, давшего России выдающихся государственных деятелей, дипломатов, историков, художников, военачальников, путешественников, поэтов и, конечно же, писателей. После смерти графа Михаила Павловича  владелицей дома  с 1913 года стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, урождённая княжна Васильчикова. Графиня была  вторым и последним частным владельцем дома. После революции дом был национализирован.

    Архитектура модерна нашего города, являющегося одновременно и северным городом, и "окном в Европу", содержит в себе всю палитру модерна, являя во многих своих произведениях компромисс между различными, подчас противоположными направлениями, что наиболее ярко выражено в творчестве Федора Ивановича Лидваля.

  Другие, не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. По их проектам было создано множество домов: на Стремянной улице (совместно), на ул. Петра Лаврова, на Загородном проспекте, на набережной Фонтанки (А.Ф.Бубырь). Презентация.

-  дом 3-го Бассейного Кооперативного товарищества: В заключении расскажу о доме, точнее, о целом комплексе, над проектом которого работали многие известные архитекторы. Это дом 3-го Бассейного Кооперативного товарищества на ул. Некрасова, дома 58-60 (Э.Ф.Виррих, А.И.Зазерский, А.Ф.Бубырь, Н.В.Васильев). Уже из списка авторов проекта можно примерно представить его внешний вид: огромные размеры дома, разнообразие и вместе с тем строгость оформления: темный фасад, трапециевидные в плане эркеры со скругленными углами, различные архитектурные и лепные детали наряду с клетчатой решеткой балконов, аскетичный дворовый фасад, "украшенный" только широкими окнами и скромными балкончики. В целом сумрачный дом чем-то навевает воспоминания о произведениях О.Генри про беспокойную жизнь больших городов. Этот дом особенно дорог мне, т.к. я родилась и выросла в нем. Может быть поэтому я так люблю стиль модерн и мне хочется передать эту любовь вам. Фотографии.

- конец модерна: Модерн просуществовал недолго, и много споров вызывают следствия его появления, а также причины вырождения. Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. Крах всех положительных основ старого мира и всех надежд означал и конец этого стиля - последней попытки спасти мир с помощью красоты. Модерн сыграл большое значение в формировании застройки Санкт-Петербурга, а здания со своими то сумрачностью, то сказочностью и, в любом случае, красотой прекрасно смотрятся и соответствуют характеру города.

Подбирают ассоциации.

Конспектируют.

Отвечают на вопрос.

5. Работа в группах

Текст об особняке Кшесинской. Фотографии. План анализа архитектурного произведения.

Особняк Кшесинской в СПб

     Особняки в Петербурге начали строить в первой половине XVIII века, когда в молодой столице развернулось городское строительство. Особняк – это благоустроенный дом для одной семьи. Практически все состоятельные граждане Санкт-Петербурга в XVIII – XIX веках имели свой собственный особняк. Особняки могли быть разными: и небольшие, деревянные дома, и великолепные каменные здания, напоминающие дворцы.

      Петроградский остров Петербурга стал быстро застраиваться в конце 19 века, когда время классической архитектуры, определяющей облик центра города, осталось в прошлом. Строительство велось из новых материалов, широко использовались металлические конструкции, новые художественные приемы. И сегодня на Петроградской стороне можно увидеть много интересных зданий, каждое из которых неповторимо по своему внешнему облику. По праву одним из шедевров считается особняк балерины Матильды Кшесинской, построенный в соответствии с модным на рубеже 19 и 20 веков стилем модерн. Особняк Матильды Кшесинской располагается у северной границы самой первой площади города - бывшей Троицкой площади, на углу Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева (бывшая Большая Дворянская улица).
 
Матильда Феликсовна Кшесинская, прима-балерина Мариинского театра, была в центре артистической и светской жизни Петербурга рубежа веков. Вокруг ее имени всегда существовал особый романтический ореол, который возник благодаря ее близкому знакомству с наследником русского престола Николаем Александровичем. Впоследствии Кшесинская вышла замуж за Великого Князя Андрея Владимировича, и этим упрочила свою близость к царской семье.
  В начале 20 века, как пишет в своих воспоминаниях сама балерина, у нее возникла мысль построить себе новый удобный дом, в котором было бы достаточно места для нее и ее сына. Из многих предложенных ей мест она выбрала участок на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. План и постройку дома Кшесинская заказала известному в Петербурге
архитектору Александру Ивановичу фон Гогену. Сама балерина вспоминала потом: "Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни". Новый дом был заложен в 1906 году, а уже через год, под Рождество 1907 года, хозяйка перебралась сюда жить, несмотря на то, что еще не все комнаты были обставлены. Сама Кшесинская считала, что архитектор блестяще выполнил все ее желания.
   Особняк Кшесинской действительно стал шедевром архитектуры модерна. Его изысканный и элегантный внешний облик отражает внутреннюю планировку здания с двумя анфиладами залов, зимним садом, хозяйственными помещениями. Особенное своеобразие зданию придают материалы, которые использовались при его наружной отделке - разные сорта гранита, светлый облицовочный кирпич, цветная плитка, декоративные металлические детали. Внешний облик особняка сохранился почти без изменений, чего нельзя сказать о его интерьерах.

     Внутреннее убранство особняков с годами менялось, но парадные помещения практически всегда занимали бельэтаж (второй или высокий первый этаж). Первоначально в XVIII веке парадные помещения располагались анфиладой: гостиная, столовая, библиотека, будуар – малая гостиная, комната хозяйки для приема близких друзей и знакомых. Уже начиная с середины XVIII века, планировка особняков стала более свободной, внутреннее убранство располагало к уютной, домашней обстановке. В парадных помещениях особняка принимали гостей, пели и танцевали, устраивали званые вечера и детские праздники. Неподалеку от особняка, как правило, выстраивали различные служебные постройки – сараи, амбары, флигели для прислуги, конюшни и т.д.Жилые и детские комнаты обычно размещались на верхних этажах особняков.

    По воспоминаниям самой хозяйки, зал особняка был выдержан в стиле русского ампира, маленький салон - в стиле Людовика XVI, спальня - в английском стиле. Мебель и предметы для убранства комнат были заказаны в лучших петербургских фирмах, а также привезены из Франции. Особенно гордилась Кшесинская хозяйственной частью дома: прекрасной, хорошо оборудованной кухней, устройствами для хранения продуктов, удобными гардеробными комнатами, необычным винным погребом, в котором устраивались необычные ужины после спектаклей. При доме были специальные помещения для экипажа и автомобилей, коровник для коровы, кроме того, при доме жила свинья, а в доме - маленькая козочка и любимый фоксик балерины. В своих воспоминаниях Кшесинская писала, что во дворе дома часто "можно было увидеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика".

   В доме Кшесинской бывали самые интересные и известные люди Петербурга начала 20 века: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, В. Нижинский, Т. Карсавина, А. Павлова. Здесь устраивались домашние спектакли, концерты, велись интересные беседы, общались близкие по своим интересам люди. Кшесинская много времени проводила в своем любимом театре, начались частые и успешные гастроли за границей, и в свой дом она всегда с удовольствием возвращалась, чтобы отдохнуть. Счастливая жизнь в особняке закончилась в начале 1917 года, когда в Петербурге стало неспокойно, на улицах появились военные, часто стреляли. Страх за жизнь сына заставили Кшесинскую покинуть свое уютное и уже привычное жилище. Судьба распорядилась так, что больше она уже никогда не вернулась сюда.
    Дом заняли солдаты автомобильного дивизиона, а на втором этаже разместились ЦК РСДРП и представительство газеты "Правда". Прибывший в Петроград из эмиграции В.И. Ленин тоже работал здесь, и балкон, выходящий на Кронверкский проспект, стал трибуной, с которой он выступал. После Октябрьской революции в особняке размещались различные организации, с 1957 года здесь находится музей, который до 1991 года назвался Музеем Октябрьской революции, а сейчас носит название
Государственный Музей политической истории России. В нем существует экспозиция, посвященная  бывшей хозяйке особняка - Матильде Кшесинской.
"...Сегодня в великолепном и вместе с тем уютном Большом мраморном зале особняка в память о замечательной русской балерине Матильде Феликсовне Кшесинской проходят литературные, музыкальные и хореографические вечера. И когда наслаждаешься искусством современной танцовщицы на вечере старинной хореографии, то кажется, что тень хозяйки особняка незримо присутствует рядом, и чувствуешь, что погружаешься в «золотой век» императорского балета. Одновременно невольно ловишь себя на мысли: а разве так ли уж обязательны все эти «хождения по мукам» с тем, чтобы в итоге более тонко ощутить прелесть и вечность прекрасного, после того, как мы сами это прекрасное разрушаем, или это исключительное свойство русских?"
  Матильда Кшесинская уехала во Францию, открыла там балетную школу. Она прожила долгую и насыщенную жизнь, и умерла в 1971 году в возрасте 99 лет, пережив многих из тех, кого знала и любила.

    Итак, особняк Кшесинской, расположенный ныне на улице Куйбышева, д.2-4 – памятник архитектуры начала XX века. Он был построен для выдающейся балерины Матильды Кшесинской, солистки Мариинского театра. По проекту архитектора А.И. Гогена здание было построено в 1904 – 1906 годах и оформлено в стиле модерн. Особняк с оригинальной планировкой – ассиметричен, с разными по конфигурации проемами. В отделке здания используются большое количество различных материалов. Внутри здания расположены парадные анфилады с зимним садом, ротондой, Большим залом, и целая группа жилых комнат. Упомянутый особняк Кшесинской  находится в хорошем состоянии, т.к. он - одно из известнейших "ленинских мест"; сейчас там расположен Музей политической истории России. Между прочим, у здания есть двойник - дом 19 по улице Рентгена, что недалеко. Фасад полностью такой же по оформлению, но все - в гораздо худшем состоянии. Это особняк С.И.Чаева, построенный В.П.Апышковым в 1906-1907 гг.

 Вопросы для обобщения:

  Какие черты стиля модерн вы увидели при работе? Имена каких архитекторов вы узнали? Чем особняк отличается от зданий других эпох? Понравился ли вам особняк?

 Работают по плану.

Отвечают на вопросы.

6. Закрепление  полученных знаний

Подведение итогов.

     Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Он обобщил опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого. Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод: период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности. Рассматривая искусство и, в частности, архитектуру модерна, можно сделать вывод об их универсальности и многогранности. Модерн касался всего: живописи (в России - Врубель и Рерих), декоративно-прикладного искусства (артель Талашкино в Москве) и т.д. Для модернистов не было нечего низкого, прозаического, все они видели предметами искусства: от дворцов до посуды.  Такое же разнообразие и в архитектуре: в Петербурге, например, кроме рассмотренных групп зданий строились в стилистике модерна и вокзалы (Витебский вокзал арх. С.А.Бржозовского, 1902-1904 гг., сочетающий в себе символизм интерьеров, классичность фасадов и рационализм огромных железных конструкций), и рынки (существует не воплощенный в жизнь проект символистический реконструкции старейшего в Петербурге Сытного рынка на Петроградской стороне, созданного по указу Петра I. Проект выполнен М.С.Лялевичем и М.М.Перетятковичем в 1910 г.), и культовые сооружения (например, крупнейший образец "византизма" в России - Морской Собор в Кронштадте арх. В.А.Косякова, построенный в 1902-1903 гг.), и даже мосты (внушительный Охтенский мост имени Петра Великого. Арх. В.П.Апышков, Г.Г.Кривошеий, Л.Н.Бенуа, 1908-1911 гг.).

7. Подведение итогов занятия

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание: Найдите здания на Московском  проспекте, построенные в стиле модерн.

Конспект учащегося

Архитектура петербургского модерна.

 Конец 19- начало 20 века - серебряный век русской культуры, эпоха последнего Петербурга. Появилось новое направление в архитектуре СПБ - стиль модерн, от французского moderne новейший, современный.

Отличительные черты стиля модерн:

  1. оригинальная форма фасада
  2. нереальный по форме декор: стебли растений, цветы, звери, птицы, орнамент.
  3. широкое применение достижений техники: металлический каркас, обильное остекление.
  4. ассиметрия форм и свободного плана помещения
  5. северный модерн: мрачные фасады обработаны грубой штукатуркой и массивными камнями.

Архитектор Федор Иванович Лидваль, родился в Петербурге, в семье шведского подданного - мастер северного модерна.

Дом Лидваля - доходный дом нового типа.

Курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами, образованный главным зданием и двумя флигелями. Флигеля разные по высоте и форме окон.

Архитекторы Бубырь и Васильев.

Дом 3-го Бассейного Кооперативного товарищества на ул.Некрасова, д.58-60, огромные размеры дома, темный фасад, трапециевидные в плане выступы (эркеры)

    Модерн закончился с началом первой мировой войны, сыграв большое значение в формировании застройки СПБ, а здания то со своей сумрачностью, то со сказочностью, со своей красотой соответствуют характеру города.

Приложение: презентация к уроку «Серебряный век Петербурга. Архитектура петербургского модерна». Слайды 1 – 47.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу"

Внеклассное мероприятие "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу" - пример интегрирации  предметов "История и культура Санкт-Петербурга" и "немецкий язык".  Достоинство разработки состоит не ...

Методическая разработка интегрированного урока с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации" "Петербург Гоголя. Искусство в роли машины времени".

Интегрированный урок, посвящённый книжно-литературному Петербургу, с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации". Попытаемся через текст культуры (...

Методическая разработка по МХК «Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга»

Русский классицизм – явление замечательное, с точки зрения Н. Дмитриевой, «еще более замечательное, чем русское барокко и не менее самобытное» Этот период – период творчества б...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...

Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»

Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "коо...