Египетские мотивы в Санкт-Петербурге
методическая разработка по мхк

Белякова Евгения Эдуардовна

Материал для самостоятельного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egipetskie_motivy_v_peterburge.docx666.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Отгадайте загадку:

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстание рабов здесь подавляли.
Назови, что за страна.
В мире есть сейчас она.
(Египет)

  1. Прочтите текст про Древний Египет:

Географическое положение

Древний Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет. В самой стране было много полезных ископаемых, металл добывали в прилегающих областях.

Нил впадает в море несколькими рукавами. Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву дельта, но только в перевёрнутом виде. Нилу преграждают путь пороги. Пороги  - опасные каменистые преграды

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течёт по глубокой долине, окаймлённой высокими каменистыми обрывами. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни.

Объединение Египта

В IV тысячелетии до нашей эры возникли первые города-государства – номы. Общее их число достигало 40. Главным городом на Севере стал Мемфис, а на Юге – Фивы. Образовались северное царство – Нижний Египет и южное царство – Верхний Египет.

Около 3000 года до нашей эры правитель Верхнего Египта Мина объединил под своей властью оба царства. Он был провозглашен фараоном. Столицей был объявлен Мемфис. Были введены знаки царской власти, ритуалы, законы, письменность. Была проведена перепись населения, установлены налоги.

Культура Египта

Большинство дошедших до наших дней памятников культуры, принадлежавших древним египтянам, так или иначе связано либо с религией, либо с пониманием жизненного пути человека.

Египтяне были искусными рисовальщиками, умеющими очень точно передать вид предметов или животных. Возможно, поэтому они и создали иероглифическое письмо, где информация передается с помощью рисунков и знаков.

Египетские иероглифы

Рис. 1. Египетские иероглифы.

Художники выступали как хранители священных знаков. Их главными творениями были сфинксы, заупокойные портреты или гигантские скульптуры, высеченные в скалах. Развитая система канонов отражалась и в живописи.

В архитектурном искусстве, конечно, главную роль получили пирамиды, возводившиеся для фараонов и вельмож, которых ожидал загробный мир. Первые пирамиды, начиная со времен фараона Джосера, начинали возводиться ступенчатыми, так как блоки делались из смеси речного ила, глины и песка. Со временем египтяне перешли к каменному строительству и тогда края пирамид сгладились и обрели правильную гладкую форму.

Самая большая пирамида – Хеопса. Она имеет высоту в 147 метров и состоит из более чем 2500 блоков весом от 2 до 20 тонн каждый. На ее строительство было затрачено 20 лет. Это единственное дошедшее до наших дней чудо света.

Пирамида Хеопса

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

  1. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «Египет»?

Пирамиды, сфинксы, пустыня, фараоны….

Строились египетские пирамиды фараонами. Предназначались они для упокоения правителей. Огромные масштабы усыпальниц (некоторые – высотой почти до 150 м) должны были свидетельствовать о величии захороненных фараонов, здесь же помещались вещи, которые правитель любил при жизни и которые пригодятся ему в загробной жизни.

Сфинксы - в древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/931389/af02b257-da5a-4e97-acfb-39c557d35f56/s1200

Рис. 3. Большой сфинкс

Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе.

Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. 

https://i.pinimg.com/originals/3a/a3/73/3aa373165e8f9cae3bba2cb64cd7eb72.jpg

Рис. 4. Обелиски

Все уцелевшие обелиски были вытесаны из цельного куска розового или красного гранита. Имеют квадратную или прямоугольную форму столпа сужающегося к верху и заканчивающимся так называемым пирамидионом. Пирамидион и расходящиеся от него вниз стилизованные солнечные лучи покрывались золотом или электрумом (сплав золота и серебра). На все четыре стороны наносились надписи в честь бога солнца и прославляющее фараона по приказу которого и был изготовлен обелиск. Устанавливались в основном попарно около пилонов храма либо у входа в гробницу.

  1. Где в Петербурге сохранились упоминания о Египте?

В нашем городе сохранилось много напоминаний о Древнем Египте.

Даже пирамиды.

http://tsarselo.ru/images/photos/9410461d706521b480debdf9414011bc.jpg

Рис. 5. Пирамида в Царском селе.

Одной из первых построек в пейзажной части Екатерининского парка был павильон «Пирамида». Проект, по которому Пирамида была возведена, принадлежит Василию Ивановичу Неелову. Этот павильон был построен по типу древних усыпальниц, так как со стороны,  противоположной входу, были похоронены собаки императрицы Екатерины II.

https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/1252570/1252570_original.jpgРис. 6. Египетские ворота в Пушкине.

Египетские, они же Кузьминские (в угоду близости Кузьминской улицы), ворота были построены в 1827–1830-х годах по проекту архитектора А. Менеласа. Они стали обрамлением триумфального въезда в Царское Село. Две каменные караулки ворот с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян воспроизводят форму египетских храмовых пилонов. В годы Великой Отечественной войны воротам были нанесены тяжёлые повреждения. Сегодня они восстановлены.

https://moiarussia.ru/wp-content/uploads/2016/11/Zal-Egipta-v-Ermitazhe-e1478261286634-1068x759.jpg

Рис.7. Египетский зал в Эрмитаже

В большом зале на первом этаже Зимнего дворца экспонируются предметы культуры и искусства Древнего Египта от четвёртого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашего времени: саркофаги, папирусы, скульптуры, украшения, мелкая пластика, есть даже мумия жреца, столь любимая публикой.

https://img11.postila.io/data/f0/93/f6/39/f093f6396ba16f92573944d67485e3610b3b59721031f04e912a2693b6f34b4f.jpg

Рис.8. Египетский дом

В 1911–1913-х годах по проекту архитектора Сонгайлова на Захарьевской улице был сооружён доходный дом Нежинской, более известный сегодня как Египетский дом. Фасад здания отчасти напоминает парадный вход в храм богини Хатхор в Дендере. Капители колонн украшены ликами небесной богини любви, у дверей подъездов стоят колоссальные царские пилястры, изображающие фараонов, во внутреннем глухом дворе-колодце — фризы из уреев и две монументальные фигуры царя и царицы на стене. А кроме того, на фасаде можно найти и скарабеев, и солнечные диски, и летящих птиц, и папирусы — в общем, всё, что напоминает о «берегах священных Нила».

http://www.mytravelbook.org/object_foto/2016/03/Sfinksy_na_Universitetskoi_naberezhnoi_1.jpg

Рис.9. Сфинксы на Университетской набережной

Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. Они были обнаружены в 20-х годах XIX века французскими археологами и с 1834 года украшают пристань на Неве перед зданием Академии художеств. Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Мудрые, как люди, сильные, как львы, они призваны покровительствовать и защищать фараона.

https://img-fotki.yandex.ru/get/97201/137106206.704/0_1e0dd9_69d5d259_orig

Рис. 10. Египетский мост

Египетский мост на Фонтанке, через который проходит Лермонтовский проспект, был построен в 1826 году. Въезд на мост с обеих сторон охраняли четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. П. Соколова. 
В 1905 году Египетский мост обрушился при переходе через него нога в ногу отряда кавалерии — как в самом классическом примере резонанса в школьном учебнике физики. Он был восстановлен в изменённом виде лишь спустя полвека, в 1955 году.

https://media.karpovka.com/media/content/0-160223-b7482b919d.jpg

Рис. 11. Сфинксы Строгоновского дворца

Строгановский дворец — замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века Ф. Б. Растрелли. У дверей бывшего парадного входа (ныне — со стороны внутреннего двора) на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Они были перевезены сюда в 1908 году с пристани у дачи графа А. С. Строганова и были, по сути, первыми сфинксами, появившимися на набережных Петербурга.

http://opeterburge.ru/images/photo_gallery/Nazvanija_ulic/S/naberezhnaya-sverdlovskaya/004.jpg

Рис. 12. Сфинксы на Свердловской набережной

Парадная терраса-пристань со сфинксами на Свердловской набережной была устроена в 1780-х годах по проекту Д. Кваренги. Террасу украшали четыре скульптуры сфинксов и вазы, автор которых неизвестен. В годы Великой Отечественной войны они были разрушены.  Новые фигуры сфинксов высечены из серого гранита по образцам, расположенным перед Строгановским дворцом на Невском проспекте.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/vaganova.74/_answers/i-489.jpg

Рис. 13. Самый маленький сфинкс

Самый маленький сфинкс с 1832 года живёт у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на главном здании Российской национальной библиотеки. Скульптор Василий Демут-Малиновский поместил его на шлем богини мудрости Минервы, венчающей аттик главного фасада здания. Его очень трудно заметить с земли.

http://s1.fotokto.ru/photo/full/320/3207093.jpg

Рис. 14. Сфинксы на набережной Робеспьера

Самые молодые сфинксы Петербурга находятся на набережной Робеспьера. Их установили в 1995 году как памятник жертвам политического террора и репрессий. Место выбрали неслучайно: напротив, на другом берегу Невы, находится знаменитая тюрьма «Кресты», где томились осуждённые. Облик сфинксов несколько пугающ: одна половина лица представляет собой традиционный женский лик, который обращён к домам на набережной, а другая половина, смотрящая на тюрьму, испещрена ранами до оголённых костей черепа. На постаментах памятников — следы от пуль и строки Бродского и Ахматовой, Гумилёва, Солженицына и других авторов XX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Педагог Санкт-Петербурга о Санкт-Петербурге

О работе на занятиях изобразительного искусства....

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"

Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...

STEM-технологии. Египетский мост в Санкт-Петербурге

STEM-технологии при обучении физике...