Декоративно–прикладное искусство – явление народного творчества
презентация к уроку по мхк (9 класс)

Конспект урока

в соответствии с принципами художественно-педагогической драматургии учителя музыки Высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ д Звягино» Таракановой Татьяны Олеговны.


Тема урока

Декоративно-прикладное искусство – явление народного творчества (Модель урока МХК 9 класса)

Тип урока:

 урок по сообщению нового материала.

Форма урока:

 урок-экскурсия (ярмарка)

Техническое обеспечение урока:

Проекционное оборудование, презентация (слайды: декоративно-прикладное искусство России, Африки, Японии, Мексики)

«Золотая ярмарка» аранжировка и слова Л. Волокитиной.

Эпиграф урока:

Все виды искусства  служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле.

Б. Брехт.

Цель урока:

Решение проблемы приобщения к декоративно-прикладному искусству с целью сохранения и приумножения традиций.

Задачи:

  1. Образовательная – формирование знаний об особенностях художественных образов урало-сибирской росписи, как отражение практических и эстетических потребностей человека.
  2. Развивающая – развитие художественных потребностей, образного и ассоциативного мышления.
  3. Воспитательная – формирование сознательного и влеченного отношения к декоративно-прикладному искусству.

№ п/п

Этапы урока в соответствии

с идеей художественно-

 педагогической драматургии

Этапы

урока

Художественно-

педагогический

замысел

Ход урока

1

Экспозиция

Организационный  (2 мин)

Подготовить учащихся к работе на уроке, донести  идею урока

Приветствие.

Эпиграф: «Все виды искусства  служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле» Б.Брехт.

2

Экспозиция

Проверка домашнего задания  (3 мин)

Установить правильность и осознанность выполнения  д/з  всеми учащимися

Решение кроссворда «Дизайн»

3

Экспозиция

Объявление темы урока,  постановка проблемы обращения к декоративно- прикладному искусству

(2 мин)

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на главную мысль занятия

Учитель сообщает, что такое декоративно- прикладное искусство, передававшее поэтическое представление мира.

Учащиеся вступают в дискуссию: есть ли необходимость украшать быт?

4

Завязка

Ярмарка (3 мин)

Зрительный ряд, позволяющий ввести школьника в образный мир декоративно- прикладного искусства разных народов

 

 

 

Учащиеся обзорно знакомятся с произведениями декоративно- прикладного искусства разных народов, задумываются: как и с какой целью украшали предметы быта?

5

Разработка

Семантика  Урало - сибирской  росписи

(10 мин)

Дать учащимся конкретные представления о семантике росписи. Систематизация знаний о символике декоративно- прикладного искусства, особенностях художественных образов.

Учащиеся дают определение термину : символ, знакомятся с символико – поэтической  и иллюстративно - повествовательной системами использования изобразительных средств в росписи.

6

Кульминация

Открытие мира красоты и мудрости (10 мин)

Научить постигать духовные нравственные ценности народного сознания. Научить молодежь, приобщившись к искусству, имея возможность сделать что-то своими руками, выбрать верные жизненные ориентиры.

Учащиеся отвечают на поставленный в 4 пункте  вопрос, выявляют то, что отражение сложных представлений подчинено единой концепции утверждения значимости жизни и важности всего того, что помогает в ней человеку, - концепции жизнелюбия.

7

Финал

Проверка понимания учащимися нового материала (5 мин), подведение итогов.

Обобщить и сформулировать нравственные уроки, выводы из учебного материала занятия.

Учащиеся формулируют вывод: «Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей выставки, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

  Каждому, кто соприкоснется с произведениями декоративно- прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства ».

8

Последействие

Инструктаж по выполнению домашнего задания: создания проекта «Выставка декоративно- прикладного искусства родного края»

Расширение кругозора, закрепление изученного материала

Деление учащихся на подгруппы. Каждая подгруппа готовит сообщение по определенному виду декоративно- прикладного искусства по плану:

а) история создания

б) жанровые особенности

в) символика

Вместе объединяют в проект.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekor_nuzhnyy.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию разработала: Учитель музыки МОУ «СОШ д. Звягино» Тараканова Татьяна Олеговна «Все виды искусств служат величайшему из искусств —искусству жить на земле» Б.Брехт. Тема: Декоративно–прикладное искусство – явление народного творчества.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Решение проблемы приобщения к декоративно-прикладному искусству, с целью сохранения и приумножения традиций. Задачи: Обучающая – формирование знаний об особенностях художественных образов декоративно-прикладного искусства, как отражение практических и эстетических потребностей человека. Воспитывающая – формирование сознательного и увлеченного отношения к декоративно-прикладному искусству. Развивающая – формирование умений выделять главное и систематизировать полученные знания, развитие воображения, воли, памяти и эмоций.

Слайд 3

Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние! Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет!

Слайд 6

Маски-подвески из слоновой кости. Бенин. 15—16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон). Декоративно-прикладное искусство. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург. Декоративно-прикладное искусство. Бра в стиле П.Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. Декоративно-прикладное искусство. Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио.

Слайд 7

Декоративно-прикладное искусство. Камин. Сталь и золочённая медь. Тула. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Декоративно-прикладное искусство. Кресло. Дерево, резьба, золочение. Англия. Конец 18 в. Декоративно-прикладное искусство. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж. Декоративно-прикладное искусство. Костяной гребень с резным «Благовещением». Испания. 15 в. Национальный музей археологии. Мадрид.

Слайд 9

СЕМАНТИКА УРАЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ

Слайд 10

Птица-лебедь на шесте. Скульптура XIX в. Пермский р-н. с. Ляды Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. Ескина Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало XX в

Слайд 11

Солярный знак на воротах, дворах, шкафчиках, стенах, ставнях

Слайд 12

Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы . Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего — с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус — мир человека — ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.

Слайд 13

Вислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский р-н, д. Ратегово. "Царские кудри". Роспись нижнего яруса стен горницы. Нач. XX в.

Слайд 14

Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. П. и Е. Мальцевы.Дерево в вазоне. 1904-1910 гг. Роспись двери в чулан

Слайд 15

Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее — "под кирпич" и "царскими кудрями". Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения*. В картине мира, которую воплощает в себе дом, элементы среднего яруса интерьера — стены, двери, окна, простенки между ними — это нечто промежуточное между миром небесным и миром подземным, т.е. верхним и нижним ярусами. Огромная роль в росписи крестьянского дома отводилась окнам и дверям. Помимо общения с внешним миром, они выполняли функцию охранителей. На них и около них всегда присутствовали магические мотивы, охранительные знаки и изображения птиц и зверей, имеющие, по преданиям старины, защитную силу. Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение круга, а позднее — вейка в домовой росписи.

Слайд 16

Специфика содержания народного декоративного искусства проявляется в его способности к обобщениям самого широкого плана и отражению сложных представлений, подчиненных единой концепции утверждения значимости жизни и важности всего того, что помогает в ней человеку, — концепции жизнелюбия.

Слайд 17

Вывод: Изделие сработанные старыми и современными художниками неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру известных мастеров. Каждому кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять людям наслаждение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Русское народное творчество в декоративно- прикладном искусстве

Описание видов декоративно-прикладного искусства...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

             Восприятие, осмысление красоты – это основа, стержень эстетического образования. Все мы хорошо понимаем, без эстетической культуры, чувства остаю...

« Интегрирование народной и региональной тематики в уроки изобразительного искусства и занятия декоративно – прикладного творчества».

Методическая разработка представляет программу  внеурочной деятельности для  кружка «Душа народа в декоративно – прикладном искусстве». Программа разработана в рамках ФГОС ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Жанры изобразительного искусства в народном творчестве Югры 7 класс

Жанры изобразительного искусства в народном творчестве Югры...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...