Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.
статья по музыке по теме

Бирюкова Наталья Михайловна

В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей

средствами искусства (литературы, музыки, ИЗО)

 

Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу, не поддающуюся строгому определению и проявляющуюся в нашем понимании, мировосприятии, мироотношении, определяющих смысл нашего существования» [1]. На них затем выстраиваются ценности, потребности, мотивы деятельности, предопределяющие усидчивость, работоспособность и успешность любого предприятия. Духовность на уроке проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания.  Духовность нравственная –это  соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. Потому  нравственный урок – это явление  любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. Без нравственности нет Истины как таковой, что делает ее поиск бессмысленным.

 При личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании ребенка важно помнить еще и о том, что в решении данной проблемы весьма действенным средством может оказаться обращение к произведениям искусства и их духовно-нравственному потенциалу. Эстетика  является  связующим звеном между «чистым разумом», т.е. знаниями, и «практическим разумом», т.е. поведением. Следовательно, можно сделать вывод о духовно-нравственном потенциале искусства. Этот факт подтверждает и такой пример- в большинстве дети заняты лишь самими собой. Они искренно считают сами себя центром, вокруг которого движется весь мир (как это было названо несколько позже психологами, переживает состояние эгоцентризма). Поэтому ребенку необходимо показать, что «кроме него есть другие существа, весьма часто лучшие, чем он сам, страдающие от неправды, от злобы, от капризов детей. Только при отрешении от взгляда на себя, как на центр мира, ребенок может почувствовать стремление к добру, сочувствию, сопереживанию. Без развития в детях чувства внимания и любви к другим не мыслимо глубокое проникновение детей высокими истинам, и семя добра в детские души сеется как на каменистую или придорожную почву, на которой никакого плода вырасти не может. Умягчению человеческого сердца, подготовке его к восприятию всего доброго в значительной степени содействует всякое искусство.

Изображение человеческого горя, подвигов и красоты любви и самоотверженности ради ближних служит темой во многих видах искусства, в том числе в музыке и живописи.

Искусство облагораживает и воспитывает человека так же, как и наука, действующая на человека идеей и выражением ее в словах. Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении рассказа графически ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение и побуждается к сознательному отношению в изложении не только главного, но и подробностей. А, обдумывая и размышляя относительно изображения известных лиц и событий, ребенок ставит себя невольно в более близкие отношения к этим предметам и вкладывает в дело свою любовь.

Произведения изобразительного искусства — это  светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.

Рассматривание картин — такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. В детские годы конкретность, образность мышления осложняют воспитанникам раскрытие обобщающего содержания изобразительного искусства, но и это преодолимо. Можно использовать картины известных художников, для объяснения даже некоторых абстрактных понятий. На своих уроках, благодаря новым технологиям,у меня есть возможность показать детям красоту работ русских и зарубежных художников разных эпох, в том числе и картины на библейские и евангельские сюжеты.

  «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства;

  «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, изображающая всеобъемлющую материнскую любовь и заботу о будущем ребенка;

  «Христос и грешница» Василия Поленова и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, говорящие о прощении раскаивающегося грешника;

  «Медный змей» Федора Бруни, повествующий о спасении людей Богом, многие, многие другие не менее известные работы не менее известных авторов. Таким образом дети прикасаются к истории христианства, к высокому искусству живописи, где наглядно видят всепрощающую любовь, смирение, торжество добра и милосердия.

Что же касается музыкальных произведений, то можно найти громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка.

Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в духовном развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. И, если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение — музыка, воспитание не может быть полноценным. Хотелось бы особо сказать о программе по музыке Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой по которой я работаю. Эта программа основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов:

1.« Россия- Родина моя»- помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями , народным фольклором, колядками.

2. «О России петь- что стремиться в храм» дает понятие о храмовых
песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений- тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках.

3. «Музыка и изобразительное искусство»

4. «Литература и музыка»

5. « В концертном зале»

6. «В музыкальном театре» и др.

Из перечня этих разделов  становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства , и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на этих уроках. Кроме того в нашей  школе активно работает кружок художественной самодеятельности- дети поют в хоре, а он нас двухголосный, в ансамблях, поют сольно. Репертуар самый разнообразный- от народых песен до современных. Хор нашей школы принимал участие в православном фестивале- конкурсе «Пасха красная», где занял 1 место и стал участником фестиваля в Нижнем Новгороде. В конкурсе «Мы православные Нижегородцы» в г.  Урень с программой «Рождество»         ребята заняли 2 место

         Музыка и пение могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.

Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений литературы, музыки и изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека.

Огромная роль принадлежит учителю и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким. Существует древняя молитва, которую можно вполне назвать «Молитвой учителя», и которая может быть путеводителем в работе каждого педагога:

Господи Боже мой! Удостой нас быть орудием мира Твоего! Чтобы вносить любовь туда- где ненависть. Чтобы прощать, где обижают, Чтобы соединять, где ссорятся. Чтобы говорить правду, где господствует заблуждение. Чтобы  воздвигать веру, где давит сомнение. Чтобы давать надежду, где мучает отчаяние. Чтобы вносить свет во тьму, Чтобы возбуждать радость, где живет горе. Господи Боже наш! Удостой, не чтобы нас утешали, но чтобы мы могли стать утешителями. Не чтобы нас понимали, но чтобы мы других понимали. Не чтобы нас любили, но чтобы мы  других любили. Ибо кто дает- тот получает. Кто себя забывает- тот обретает. Кто прощает- тому простится. Кто умирает- тот просыпается к жизни вечной! Аминь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки

Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...

Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания за...

Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки"

Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки" подготовлен к городскому семинару МО учителей музыки...