Методические рекомендации. Развитие певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

 

«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. Особое внимание  уделяется дыханию – ведь это основа, фундамент, на котором строится певческое искусство.В основной части работы описываются задачи и принципы фонопедического метода, даются основные определения и упражнения для достижения необходимого результата, а также примерное учебно-тематическое планирование по курсу «Фонопедические упражнения»

Содержащиеся в сборнике упражнения делятся на три вида: артикуляционные, интонационно-фонетические упражнения,  упражнения доречевой коммуникации (дыхательные упражнения). Упражнения не являются сложными  и могут выполняться как на занятиях с педагогом, так и самостоятельно, в домашних условиях.

Также в приложении к методическим рекомендациям даны вспомогательные упражнения для снятия мышечных зажимов и расслабления тех мышц, которые не задействованы в процессе формирования певческого звука, но их зажатость может помешать качественному звучанию.

Здоровый голосовой аппарат является залогом правильного формирования вокального звука, поэтому особое внимание стоит уделять физическому здоровью голосовых связок, гортани и носовой полости. В приложении предлагаются методы для профилактики и домашнего лечения некоторых заболеваний голосового аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc212.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»

«Методические рекомендации. Развитие певческого голоса

у детей 6 – 12 лет с использованием

фонопедического метода»

 

Подготовила  Фирулева М.В.

педагог дополнительного    

образования  

МБОУ ДОД «ЦДОД»

г. Урай

2011 г.

Содержание

Предисловие

Введение.…………………………………………………...   4 стр

Основная часть……………………………………………..   5 стр

Учебно-тематическое планирование по курсу

Фонопедические упражнения……………………………..     11 стр

Гигиена детского голоса……………………………………    15 стр

Заключение………………………………………………….     16 стр

Приложения

Список литературы

Предисловие

«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат не развит, работает слабо, скован, зажат. Устранение этого является одной из задач обучения. Особое внимание  уделяется дыханию – ведь это основа, фундамент, на котором строится певческое искусство, поэтому, приступая к работе с детским коллективом, руководитель обязан четко, целенаправленно и последовательно организовать процесс работы над дыханием.

В основной части работы описываются задачи и принципы фонопедического метода, даются основные определения и упражнения для достижения необходимого результата, а также примерное учебно-тематическое планирование по курсу «Фонопедические упражнения»

Содержащиеся в сборнике упражнения делятся на три вида: артикуляционные, интонационно-фонетические упражнения,  упражнения доречевой коммуникации (дыхательные упражнения). Упражнения не являются сложными  и могут выполняться как на занятиях с педагогом, так и самостоятельно, в домашних условиях.

Также в приложении к методическим рекомендациям даны вспомогательные упражнения для снятия мышечных зажимов и расслабления тех мышц, которые не задействованы в процессе формирования певческого звука, но их зажатость может помешать качественному звучанию.

Здоровый голосовой аппарат является залогом правильного формирования вокального звука, поэтому особое внимание стоит уделять физическому здоровью голосовых связок, гортани и носовой полости. В приложении предлагаются методы для профилактики и домашнего лечения некоторых заболеваний голосового аппарата.

Введение

Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение ещё иначе называют омузыкаленной речью.

В книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский приводит много детских  высказываний, свидетельствующих о том, что 2-3 летние дети интересуются звуками, играют с ними. На 3-м году жизни они критически относятся к неправильному произношению сверстников.   Но ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов и, в первую очередь, от  состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Его неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба и есть причина плохого произношения.

Очень часто в подготовке к конкурсам, фестивалям, праздничным концертам педагоги сталкиваются с проблемами в работе с детьми, имеющими хорошие вокальные данные, но плохое произношение. Изучая результаты работы музыкальных деятелей: А.Г. Менабени, В. В. Емельянова, В.Н. Шацкой, Н.Д. Орловой и других педагогов, я в своей работе с вокалистами стала использовать фонопедический метод развития певческого голоса.

Основная часть

Основными задачами фонопедического метода являются:

  1. Разработка правильного дыхания  
  2. Развитие звукопроизношения и фонематического слуха
  3. Совершенствование коммуникативных навыков
  4. Формирование моторики артикуляционного аппарата

Основные принципы метода:

  1. Минимум селекции – максимум развития (вокализация не удел избранных, а навык, как чтение, счёт, письмо и т. д.)
  2. Равные возможности для всех (каждый проходит посильный участок пути)
  3. Смена традиционных приоритетов (голос ребёнка – первичен – это цель развития, репертуар вторичен – средство развития)
  4. Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта      

Во время занятий особая роль принадлежит дыханию, дикции и артикуляции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения -  скороговорки, чтение стихов вслух перед зеркалом, не спеша, тщательно выговаривая слова, а так же вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань. У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат не развит, работает слабо, скован, зажат. Устранение этого является одной из задач обучения.

Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. Следует обращать внимание учащегося на правильность дыхания, на то, чтобы вдох был спокойным, бесшумным, плечи не поднимались. Выдох должен распределяться равномерно до конца слова, недопустимо брать дыхание в середине слова.

Слово и звук в певческом искусстве составляет единое целое, как и в разговорной речи, но особенность этого метода заключается в большей подаче звука не в область мягкого неба, а ближе к верхним зубам. Нужно следить, чтобы слова не выговаривались низко, глубоко на «корне языка», т.к. неокрепшие детские голосовые связки сразу переутомляются. Появляется углубленное звучание, как следствие этого падает интонация, тембр, сила, пропадает ощущение «маски». Чтобы облегчить начальную работу (особенно в младшей группе), желательно давать облегченные примеры, но с правильной работой языка, с его непринужденной устремленностью «вперед».

Данный курс рассчитан на 1-5 классы школьного обучения. В связи с особенностями психологического развития  6-12 летнего возраста задания должны быть краткими, конкретными и понятными. Неотъемлемой частью учебного процесса является  наглядность, занимательность, естественный момент новизны, игры, сказки, воспитывающий положительный интерес к пению.

Например, занятие можно начать играя с детьми:    

Колем, колем язычком розовые щёчки – упр. «иголочка»

Чистим, чистим язычком белые дорожки – упр. «щёточка»

Очень любят песни петь золотые рыбки  – упр. «немые рыбки»

Эхом звонким отзовутся песенки-смешинки – упр. «эхо»

Интересно и занимательно рисовать голосом любое животное: зайца, кошку, собачку…  Дети настолько увлекаются  творчеством,  что  не замечают, как становятся композиторами, аранжировщиками, художниками своего голоса.  А творить и созидать - это и есть развитие.

Фонопедический метод работы над певческим голосом проходит в 3 этапа:

Фонопедические

упражнения

 

Артикуляционная      

     гимнастика

Интонационно-

 фонетические

   упражнения

                                                                                 

                                                                               

Голосовые сигналы

        доречевой

   коммуникации

                                                                               

                                                             

                                                                       

Артикуляционная гимнастика – необходима для подготовки артикуляционного аппарата к пению. Артикуляционный аппарат, формирующий омузыкаленную речь состоит из:

  1. ротовая полость с языком
  2. мягкое нёбо
  3. нижняя челюсть
  4. глотка
  5. гортань

  Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Интонационно-фонетические упражнения это способ  воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем – отдельных звуков речи (гласных и согласных)  и интонаций. Вокальная дикция зависит от активной и чёткой работы ротовой полости. Чем более чётко произносятся согласные, тем ярче звучит голос, понятнее содержание.

По своему характеру согласные делятся на:

  1. звонкие – б, д, г, в, з, ж, л;
  2. глухие – н, т, ф, с, ц, щ;
  3. Звонкие - парные глухие – б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш;
  4. губные – б, в, м, п, ф, которые произносятся с помощью
  1. губ;
  1. язычные – д, т, з, с, к, г, х, ш, ц, ч – произносятся с помощью языка, гортани и служат соответствующим каркасом слова.

Гласные формируют качество голоса и произносятся с помощью надставки трубы (глотка, рот, нос) и для организации этих качеств требуется дифференцированный подход. Необходимо выравнивать акустическую определенность и фонетические различия, по возможности сохраняя одинаковый тембр и силу, а так же учиться грамотно и последовательно направлять звук в носозубной резонатор.    

Воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. Гласные тоже бывают звонкие (и, э, а) и глухие (о, у). Приём нейтрализации гласных в пении позволяет выровнять или приблизить звучание глухих  к звонким  и  даёт возможность округлить звонкие гласные. Доказано, что самая высокая формата (выделение певческих гласных) у женщин и детей (10 – 13 лет), самая низкая у мужчин. Поэтому наша задача у детей до 10 лет её правильно формировать.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации -  это работа над дыханием. Вдох берётся бесшумно, глубоко, с ощущением полузевка и экономно расходуется. Работа над дыханием является особым фактором в развитии динамики исполнения и кантилены.

Дыхание – это основа, фундамент на котором строится певческое искусство, поэтому, приступая к работе с детским коллективом, руководитель обязан четко и последовательно организовать процесс работы над дыханием. В свою очередь дыхание объединяет все физические факторы, связанные со звучанием голоса и все психофизические процессы в воспитании и развитии голоса певца. Обыкновенное не натренированное дыхание не может обеспечить полноценного звучания голоса, правильной певческой позиции. Только через природу детского голоса и возрастных особенностей, которые должны быть главными путеводителями в работе, нужно поэтапно регулировать, тренировать, подчинять дыхание певческому звуку. Это и своевременное, и одновременное взятие дыхания перед началом исполнения. Равномерное расходования дыхания во время пения по фразам. Цепное дыхание. Смысловое дыхание. Умение петь, усиливая и ослабляя звучание в результате регулирования дыхания.

Уделите данному этапу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.

Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, туда где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Упр. 1 
       Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр. 2 
       Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3 
       Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4 
       Одним из существенных недостатков является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
        Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует!

Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц и т.д. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу (см. приложение №2)

Учебно-тематическое планирование по курсу

«ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»

 

Номер занятия

Количество     часов

Основное содержание

☻- артикуляционная гимнастика

☼ - интонационно-фонетические упражнения

♫ - голосовые сигналы доречевой коммуникации

1  

 4

  1. покусывание кончика языка (4-8 раз)
  2. «шинкование» языка (покусывая постепенно  высовывать язык вперед) (4-8 раз)

☼  произнести согласные так, чтобы губы обнажали

зубы «Б» «П» - губами, твёрдо, выстреливая (3-6

раз)

♫ «греем руки дыханием» - по сигналу руководителя,                 как можно медленнее и дольше

2  

4

☻ «жвачка» - аккуратно «жуем» язык на одной затем    на другой стороне

(4-8 раз)

☼  произносим согласные так, чтобы губы обнажали

зубы, языком, твёрдо, покусывая язык… «Д»…

«Т» …. (4-8 раз)

♫  «змея» - имитация шипения змеи…Ш..

3

4

☻ «щелканье» языком, меняя конфигурацию рта:

«А», «О», «У» (4-6 раз)

☼ произнести согласные нёбом, мягко… «Л»… «Н»…

(4-8 раз)

♫ динамика речи, счёт математический на    английском, русском языке:

1   2  3   4   5   6   7   8   9   10

ff-----f------mf---p----pp        …и наоборот

4

4

☻ «иголочка» - протыкание языком верхней и нижней

губы, щёк (4-8 раз)

☼ шипим, приглушая звук, мягко, без движения

челюсти, с открытым ртом… «Х», «Ф», «Ш», «Щ»,

«С»  (3-4 раза)

♫ динамика речи:

«то не досточки, то косточки хрустят;

то не мальчики, то девочки галдят» -со сменой темпа и динамики речи (5-6раз)

5

4

☻ «щёточка» - чистим зубы языком

☼ «страшная сказка» - эмоционально-образная

интонация: (2-3 раза)

«угрожающая»                             «обратная»

У                                                    А

У - О                                              А - О

У – О - А                                       А – О - У

♫   рисуем голосом  большого зверя

звучанием голоса на любой звук обрисовываем

картинку с животным…ведя указкой по контурам

7

4

 ☻ «покусывание» губы (10 раз)

☼ «вопросы-ответы» - глиссандо

        У – О?   ответы детей:  О – У!

        У – А?   ………………      А – У!

        У – Ы? ……………….      Ы – У!  и т. д.

♫  пропевание произведения с помощью слогов:

       «МУ» - коровки

       «БЕ» - барашки

       «НО» - лошадки

      «ГАВ» - собачки

      «ХРЮ» - поросятки

      «КАР» - ворона

      «МЯУ» - кошечки ……. и т. д.

8

4

 ☻ «обида» - выворачиваем нижнюю губу, придавая

        лицу обиженное выражение лица

 ☼ «канючим» - вибрация губ…… БР……

 ♫  продувание произведения через губы трубочкой

        …У…

9

4

☻ чередование хмурого и радостного настроения,

       (4-6 раз)

 ☼  «немые рыбки» - открываем рот, держа руками

         лоб, нижнюю челюсть опускаем в низ (10 раз)

         

 ♫ пропевание текста про себя (закрытый рот), активно работая челюстью

… М…..

10

4

☻ «лошадки» - цоканье язычком, оформляя губы на

        звуки «А», «О» (4-6 раз)

 ☼ «шарик» - надуваем шарик и выпускаем его в небо

        ….. «Ф», «Ш» (2-3 раза)

 ♫   пропевание текста

       

     

Гигиена детского голоса

Одним из важнейших условий развития детского пения является повышенный интерес, внимание к процессу развития детского голоса. Его физиологические, психологические и возрастные особенности в практической работе являются краеугольным камнем.

Что бы научиться правильно и качественно петь необходимо придерживаться певческого режима. Прежде чем приступить к занятиям, следует обратить внимание на состояние дыхательных путей, особенно в полостях носа, зева, так как все органы голосового аппарата непосредственно связаны между собой, а в целом поддерживают дыхательный процесс, который является основой вокально-хоровой техники. При затрудненном дыхании воздух извне попадает в неочищенном виде, а это способствует расстройству глотки, гортани, легких.

Обучение в нездоровом, неочищенном состоянии вызывает воспаление ротовой полости и зева. Поэтому очень важно проводить репетиции в хорошо проветренном помещении. Простудные заболевания вызывают трахеит, режущую боль в зеве, хрипоту, кашель с неотделяемой мокротой. Бронхит возникает при занесении инфекции во время простудных явлений. Острый ларингит возникает при перегрузке голосового аппарата. Перегрузка, неправильный режим работы, или неверная классификация типа голоса приводит к более болезненным явлениям: узелкам на связках. Поэтому в обязательном порядке один раз в 3-4 месяца детский голосовой аппарат должен пройти осмотр у врача - фониатора. С мерами профилактики заболеваний голосового аппарата можно ознакомиться в приложении (см. приложение №3)

Заключение

Основой данной методики является фонопедический метод, позволяющий уделить особое внимание развитию правильной и четкой артикуляции необходимой для достижения качественного вокального звука. Можно сказать, что недостаточно четко произнесенное слово способно свести к нулю все усилия, затраченные на формирование правильного звука. В этой методике предлагаются упражнения, позволяющие достичь качественного звучания.

Данные методические рекомендации рассчитаны на 1-5 классы школьного обучения. В связи с особенностями развития  6-12 летнего возраста детей задания предлагаются краткие, конкретные и понятные. Неотъемлемой частью учебного процесса является  наглядность, занимательность, естественный момент новизны, игры, сказки, воспитывающий положительный интерес к пению.

Необходимо помнить, что дыхание – это основа, это фундамент, на котором строится певческое искусство, поэтому, приступая к работе с детским коллективом, руководитель обязан четко организовать процесс работы над дыханием. В свою очередь дыхание объединяет все физические факторы, связанные со звучанием голоса и все психофизические процессы в воспитании и развитии голоса певца. Обыкновенное не натренированное дыхание не может обеспечить полноценного звучания голоса, правильной певческой позиции. Поэтому в данных рекомендациях большое внимание уделяется дыхательным упражнениям.

Так же следует отметить, что для того, чтобы научиться правильно и качественно петь, необходимо придерживаться певческого режима. Прежде чем приступить к занятиям, следует обратить внимание на состояние дыхательных путей, так как при затрудненном дыхании воздух извне попадает в неочищенном виде, а это способствует расстройству гортани. Занятие вокальным творчеством в нездоровом состоянии вызывает воспаление ротовой полости и зева. Поэтому очень важно проводить репетиции, работая со здоровыми детьми и в хорошо проветренном помещении. В данной методике предлагаются некоторые методы для профилактики и домашнего лечения заболеваний голосового аппарата.

Я надеюсь, что предложенные мною методические рекомендации помогут педагогам – вокалистам в достижении намеченной цели. Считаю, что данная методика обучения может быть использована так же учителями музыки, риторики, руководителями детских театральных коллективов.

Приложение №1

Строение голосового аппарата.

Приложение №2

Вспомогательные упражнения для расслабления.

Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
        Упр. 1 
        Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
        Упр. 2 
        Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
        Упр. 3 
        Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад.
       Упр. 4 
       Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
        Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.
       
Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
       
Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.
        Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

       Упр.  5 
        3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
       Упр. 6 
       Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
        Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
        В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.
       В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения "собачка", "лягушка ловит комара". Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.
        Упр. 7 
        Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Приложение №3

Профилактические меры.

Профилактика:

    -    избегать раздражающих воздействий на слизистую зева (острая, горячая, кислая, соленая пища);

    -    избегать длительного нахождения в запыленной среде, переохлаждения.

При появлении начальных симптомов острого фарингита:

    -    полоскание зева теплым (не горячим!) настоем цветов ромашки лекарственной, календулы, шалфея, коры дуба, раствором йодинола (в аптеках без рецепта). Способ приготовления настоев: 1 ст. ложка сухой травы заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 20 минут (пока настой не остынет до приемлемой температуры). Не следует полоскать зев содой, раствором поваренной соли, настойкой эвкалипта;

    -    смазывание задней стенки глотки раствором люголя с глицерином (в аптеках без рецепта).

Техника смазывания: на длинную прочную палочку наматывается плотно вата, смачивается раствором и после отжатия спинки языка шпателем или ложкой быстрым круговым движением промазывается задняя стенка глотки, перед смазыванием глотки зев прополоскать, после смазывания необходимо воздержаться от приема пищи в течение 1 часа. Смазывание проводить 2-3 раза в день.

 В начальной стадии фарингита эффективно выполнение следующего упражнения: в положении сидя на коленях, стараются вытянуть язык максимально далеко, стремясь достать кончиком языка до подбородка и даже ниже. В зеве во время выполнения этого упражнения должно чувствоваться сильное напряжение. Упражнение выполняется вечером перед сном 10 раз.

Хронический фарингит

Профилактика обострений:

      -   фарингитные примочки с настоями календулы и др., минеральной водой типа «Ессентуки» № 17 без газа (для этого ее предварительно подогреть в эмалированной посуде до полного исчезновения пузырьков).

Техника примочек: один глоток жидкости задерживается в зеве с одновременной задержкой дыхания (не проглатывается). Лечь на спину и лежать с задержанной в зеве жидкостью. Таким образом делается 10 раз подряд, повторять каждый день в течение недели.

Противопоказана чрезмерно горячая, острая, кислая пища, мед, сладости в больших количествах, газированная вода.

Острый трахеит – воспаление слизистой трахеи. Характеризуется кашлем. Сначала кашель сухой, потом с незначительным выделением мокроты, с чувством саднения за грудиной. Возникает осиплость голоса (острый ларинготрахеит). В домашних условиях в начальных стадиях трахеита рекомендуется: полуспиртовые компрессы на переднюю поверхность шеи (марлевая четырехслойная повязка, смоченная водкой или одеколоном, разведенным наполовину водой, покрытая слоем полиэтиленовой пленки и ваты). Компресс делается на несколько часов. При появлении резкого покраснения кожи под компрессом его необходимо снять.

Питье – настои мать-мачехи, подорожника, зверобоя по одному стакану в день за 3-4 приема. Ингаляции с мать-мачехой, подорожником, ментолом. Для этого 4-5 ложек сухой травы заливается литром кипятка, настаивается в закрытой посуде 5 минут. В настой размешивается 1 таблетка валидола. Пар от горячего настоя вдыхается через рот и выдыхается через нос в течение 10 мин.

Острый насморк – рекомендуется закапывание в нос любых сосудосужающих капель и раствора протаргола 3%. Эффективен точечный массаж 3 пар точек (у основания крыльев носа и носовой перегородки) – надавливая кончиками пальцев и производя вращательные движения. Хорошей профилактикой насморков является закапывание в нос свежего сока алоэ. При ощущении постоянной сухости в носу рекомендуется закладывание в нос тампонов с мазью следующего состава: по 1 чайной ложке сливочного масла, меда, сока алоэ, настоя ромашки смешивается на паровой бане. Хорошей мерой профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей является еженедельный прием 1-2 драже витамина «С» (аскорбиновой кислоты) в холодное время года.

                       

Список литературы.

«Методика обучения сольному пению» - А.Г. Менабени, М., 1987 г.

«Детский голос» - В.Н. Шацкая, М., 1970 г.

«О детском голосе» - Н.Д. Орлова, М.,1966 г.

«Детский хор» - ДМШ г.Барнаул, 2000 г.

«Детские голос: Экспериментальные исследования» / Под редакцией В.Н. Шацкой – М.: Педагогика, 1970 г.

«Работа над дикцией в хоре» Виноградов К.П.  – М.: Музгиз,  1987 г.

«Экспериментальная детская хоровая музыкальная школа: № 1

Детский хор «Аврора»: Материалы семинара хормейстеров и

вокалистов»  Екатеринбург, 1992.

Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы д...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Методические рекомендации "Формирование певческого тона"

Методические рекомендации "Формирование певческого тона"...

Методическая рекомендация"Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в музыкально- дидактических играх и игровых упражнениях"

Методические рекомендации разработаны на основе опыта работымузыкального руководителя учреждения Гольцверт Анастасии Геннадьевны с детьмистаршего дошкольного возраста. Предназначены для музыкальн...