Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Чубун Татьяна Владимировна

Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкретности, которые давали бы пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?Существуют ли в современной педагогике механизмы запуска процесса приобщения ребенка к искусству, формирования эстетического, неотчужденного внимания к художественным произведениям?

Да, есть такой принципиально новый механизм вхождения в любой вид искусства, в смысл художественных произведений – это «Педагогика искусства», разработанная доктором педагогических наук Л.П. Масловой и взята на вооружение российскими школами.

 В статье отражены основные методы и приемы использования технологии "Педагогика искусства", применяемые на уроках музыки.

Благодаря новым технологиям и методикам «Педагогики искусства» стало возможным совместное творчество учителя и ученика и путь художественного познания мира, стал путем познания самого себя.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnom_seminare_uchiteley_muzyki.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей музыки

учителя музыки МОУ СОШ № 3 г.Амурска

Чубун Татьяны Владимировны

по теме: «Принципы и методы «Педагогики искусства», применяемые на уроках музыки»

Предметы эстетического цикла, занятия по дополнительному образованию играют немаловажную роль в образовании души, которая обязана трудиться как у учеников, так и у учителя. Наши уроки и занятия – это постоянное общение. Общение между музыкой – учителем – детьми; композитором – исполнителем – слушателем; актером – зрителем – художником.

Свою воспитательную роль искусство может выполнить только в том случае, если учащийся получает радость от общения с ним. Для нас, учителей музыки, мало дать сумму знаний, надо создать атмосферу увлеченности, заинтересованности, завоевать детские сердца и души.

Как же достичь этого, как сделать так, чтобы урок взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкретности, которые давали бы пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?

В современное время происходит глобальное отчуждение человека от искусства, а искусство массовое переместилось на первое место. Ребенок отчужден от искусства уже потому, что взрослый сам отчужден от него. К сожалению, в последнее время в педагогической практике наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и ее результатами. Стал намечаться крен в сторону усвоения знаний, умений, навыков, а оценка деятельности учителя на уроке – по количеству усвоенного материала. Необходимость знаний, умений, навыков в области разных видов искусства не вызывает сомнений. Но закономерен вопрос: «А для чего нужны эти знания? Смогут ли они перерасти в потребность школьника общаться с искусством, послушать музыку, пойти в театр, взять в руки книгу?»

В то же время, всё большие симпатии специалистов завоевывает мысль о том, что искусство не столько предмет, сколько метод обучения на уроке, что главное не что усвоил, а что испытал ребенок, общаясь с искусством. Если искусство не прочувствовано душой, то оно не усвоено.

Существуют ли в современной педагогике механизмы запуска процесса приобщения ребенка к искусству, формирования эстетического, неотчужденного внимания к художественным произведениям? Да, есть такой принципиально новый механизм вхождения в любой вид искусства, в смысл художественных произведений – это «Педагогика искусства», разработанная доктором педагогических наук Л.П. Масловой и взята на вооружение российскими школами.

«Педагогика искусства» отвечает всем требованиям гуманистической педагогики, так как в центре ее всегда человек – ребенок. А музыка – это средство для развития ребенка, а не цель. В традиционной педагогике музыка была целью, отсюда большое место отводилось ЗУНам, и целью деятельности ее было научить петь, дать знания о музыке, творчестве и о жизни композиторов, привить навыки в пении и слушании.

Постижение мира – задача всей жизни человека. А как познать мир? Через чувства. Цель жизни ребенка – познание окружающего мира. Маленький ребенок – лишь потенция Человека, он должен им еще стать. И пока человек формирует себя – он образовывается. Образование – это процесс и результат складывания своего образа – Я. А без образа? Безобразие! Безобразно! Содержанием такого образования или сущностным ядром является сам ребенок, а формирующее средство – творческая деятельность, художественный процесс, в котором ребенок создает свою картину жизни. В этом обретении себя и есть смысл и цель нашего учительского труда.

Какова же роль искусства как искусства постижения себя, соседа по парте и всего мира? Прожить жизнь в искусстве, в произведении и, чем больше прожито жизней в искусстве, тем больший жизненный опыт он приобретет и адаптируется в обществе, в жизни. Поэтому урок музыки – это урок не развлекающий, а урок развивающий. Творчество на уроке – это скорее процесс, поиск, нежели результат. Творчество ученика – это свобода, нестереотипная видение мира, это шаг в незнаемое, отступление от нормы, расширение духовного пространства каждого.

Каковы же основные методические принципы использования технологии «Педагогика искусства», применяемые на уроках музыки?

  1. Отказ от примитивной логики и опора в общении с искусством на художественно-образной сфере.
  2. Опора на принципы интегрированного использования разных видов искусства.
  3. Деятельно-практический подход к каждой теме урока в освоении законов искусства, его языка – это проявляется в творческих работах учеников: они рисуют музыку, пишут стихи, создают образ в пластике.
  4. Формирование понятий путем накопления зрительного, слухового опыта, накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, опора на жизненный опыт учащихся.
  5. Опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики, а именно: цельность, образность, интонационность, ассоциативность, импровизационность. Это проявляется:

а) в построении урока-образа;

б) в форме ведения урока и способе общения с учащимися;

в) в особой интонационной атмосфере урока;

г) в организации восприятия художественных произведений и проживания образа.

Технология как система методических приемов на уроках музыки включает в себя способы деятельности учащихся и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя:

  1. интонационный анализ художественных произведений;
  2. переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;
  3. переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевод в другую модальность);
  4. наблюдения и сравнения;
  5. метод игры, драматизация, театрализация;
  6. метод полифонизма деятельности;
  7. выход на внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений;
  8. организация диалогов разных уровней (автор – учитель – ученик, диалог с самим собой, учащийся – соклассник и т.д.);
  9. метод творческих заданий;
  10. партитура вопросов;
  11. метод контраста и неожиданностей.

На всех этапах работы с учащимися идет целостное проживание художественного произведения. Ученик чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то исполнителя (певца, актера, танцора), то занимает место слушателя, зрителя, читателя.

Технологию работы по формированию эстетического отношения к произведениям искусства можно рассмотреть на примерах выполнения учащимися творческих заданий, где обозначенные методы используются комплексно:

  1. Задание: «Какая ты, музыка? Как ты звучишь?» Цель: постижение музыки как энергетического поля композитора, выход на волновое единство с композитором. Задание носит характер диалога.
  2. Задание: «Чей это портрет?» Цель: ассоциативное мышление, развитие интонационного слуха выполняется через другой вид искусства – живопись.
  3. Задание на представление о творческом своеобразии различных авторов. Цель: почувствовать интонационную природу музыки и поэзии, а так же своеобразие интерпретаций одного текста, например, стихотворения М. Лермонтова «Горные вершины», романсов Варламова, Рубинштейна, картин художников Н. Рериха и Куинджи.
  4. Задание на рассмотрение действия механизма синестезии, то есть определение цвета, материала, фактуры каждой ноты гаммы, почувствовать ее объем.
  5. Задание на осознание жизненного содержания сонатной формы. Задание требует обобщения жизненного и художественного опыта подростка.
  6. Задание, связанное с осознанием выразительного значения живописи. Цель: как и музыка, живопись – не изображает, а выражает отношение, главное – чувство автора.
  7. Задание на использование театральных элементов для проживания художественного произведения. Цель: выполнить элементы драматизации, упражнения-импровизации, ощутить выразительность материала, как чувствует характер персонажа художник, почему он выбирает определенный материал для своих героев.

Благодаря новым технологиям и методикам «Педагогики искусства» стало возможным совместное творчество учителя и ученика и путь художественного познания мира, стал путем познания самого себя. «Многое меняется – сердце остается одно», - в этих словах Ф. Достоевского образно дано важное направление педагогической деятельности учителя музыки. Все можно изменить… и сценарий урока, и музыкальный материал, и метод, но важно одно – путь учителя лежит к сердцу ребенка, и через сердце ребенка к диалогу с ним.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традици...

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания.Та...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

статья.Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки

статья.Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки...

"Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки"

Выступление на заседании районного методического объединения учителей искусства и технологии...

Презентация " Вечные темы искусства и жизни" урок музыки 6 класс

Презентация " Вечные темы искусства и жизни" урок музыки 6 класс...