творческая работа "Как сделать процесс обучения радостным"
материал по музыке по теме

Васильева  Камшат Жумартовна

Работа написана к конкурсу "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_k_konkursu_uchitel_goda.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             

РАЙОННЫЙ КОНКУРС

 «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2006»

СОЧИНЕНИЕ

На тему:

 

                                                                                 Учитель музыки МОУ сош с. Пигари

                                                                                 Аймагамбетова К. Ж.

                                                             «Одно из самых чудесных свойств музыки,

                                                            как из всякого искусства, состоит в том,

                                                        что чем больше душевных сил мы ей отдаем,

                                                             тем больше новых сил в ней черпаем».

                                                                                                  Д. Б. Кабалевский.

Еще во времена Сократа в Древней Греции процессу обучения и воспитания мыслители уделяли большое внимание, а именно, как сделать процесс обучения занимательным,  интересным, радостным. И уже тогда появились разного рода методы преподавания.

     Какой смысл  вкладывается в понятие «процесс обучения»?

   Русский педагог Г.И.Щукина считает: «Процесс обучение представляет собой сложное единство деятельности учащихся и деятельности учителя, направленных к общей цели  вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию».

     А Ю.К.Бабанский дает такое определение: «Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учащихся».

    У Н.В.Савина мы читаем: «Процесс обучения - это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями».

    Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что достаточно сложное и многогранное явление. А что же позволяет сделать это явление, вернее процесс, радостным?

    Эта задача встает перед каждым педагогом, ведь обучение только тогда дает свои плоды, когда   вызывает у учащихся интерес, увлеченность. А чтобы это случилось, прежде всего, заинтересованным  и увлеченным должен быть сам педагог.

   Но это еще не отвечает на наш вопрос.

   Еще Я.А.Каменский писал, что «методы обучения учителя должны не отвращать детей от занятий а возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, как бы шутя и играя (учебные игры ,учебные пьесы).

         Действительно, одно из форм процесса обучения -  игра - по сей день является самой занимательной, увлекающей, доставляющий удовольствие ученикам в овладении знаниями. В педагогической практике используются разные виды дидактических игр. Каждой возрастной категорий соответствует свой вид игры.

      Также для большей заинтересованности учащихся занятием, помогают наглядные пособия. Ведь большую часть информации человек получает зрительно. А наглядность не только заинтересовывает , но и дает возможность лучше усвоить материал.

     Игры и наглядности – это лучшие друзья на моих уроках. Вот фрагмент одного из таких моих уроков.

    Во 2 классе дети знакомятся с понятием «тембр» - окраска звука. Для того, чтобы было более интересным знакомство с новым термином, я проводила такую игру: дети с закрытыми глазами  угадывали голоса друг друга. Еще один пример. При изучении темы «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость», дети теряются в определении на слух песенности, танцевальности, маршевости. Для того чтобы развить умение определять их на слух, я применяла такую игру: дети прослушивали три произведения, у каждого которых  был свой характер: танцевальный, маршевый или песенный . задача детей состояло в том , что под определенный характер нужно было проделать соответствующие ,заранее обозначенные учителем движения.(например :если услышал песенность- плавно покачиваться, танцевальность – делать присядку…)

    Еще один момент , который является тоже немаловажным- самодеятельность и творческая активность. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины, то есть достигает знания не через учителя, а через самого себя, не заучивая науку, а как бы выдумывая ее сам.

    Каждый предмет в школе должен развивать творчество, только тогда обучение будет иметь твердые корни и даст сильные отростки. Урок музыки – это урок искусства, искусство – это творчество. Как сказал С. Я. Маршак: «Музыка и все другие искусства существуют для того, чтобы добрым был наш ум, а сердце было умным».  Я в своей практике применяю такие виды работ активизации творчества обучающихся. Дети под впечатлением музыкального произведения создают свои шедевры

в изобразительном искусстве. Приведу пример: в 8 классе шло знакомство с произведением Дж.Гершвина «Летний день». Ученики одновременно при прослушивании рисовали свои впечатления. Интересным было то, что многие отразили огромное море , посередь которого плыл одинокий корабль, объяснили это тем , что данная музыка навевает грусть и одиночество. На момент прослушивания дети не знали , что это фрагмент  из драматической оперы «Порги и Бесс»,где действительно рассказывается об одиночестве, о непростой жизни бедной семьи.

    Ребятам очень нравится придумывать мелодии на слова любимых стихотворении, кстати, это получается у всех без исключения и доставляет им неимоверное наслаждение. Также дети с огромным желанием придумывают разные виды распевания и особо радует их , когда они применяются и звучат на уроках постоянно. С большой охотой составляют сканворды,  кроссворды., самостоятельно находят дополнительный материал. Дети во всем, что их окружает, слышат и «видят» музыку. Например: упала ручка, кто-то по коридору прошел, капает вода из крана… Об этом хорошо сказал поэт О. Гаджикасимов:

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне! Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

     Чтобы увлечь детей, заразить их самим процессом обучения, я часто использую интегрированные уроки, так как на них применяется смена деятельности учащихся, что позволяет избежать переутомления или расслабления. Музыка тесно связана со многими науками .например в 4 классе дети изучают тему«Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ». Дети узнают не только музыку, фольклор разных народов, но и знакомятся с географией,  историей. На каждом уроке мы на «воздушном шаре» отправляемся в разные страны. А во 2 классе при знакомстве со словами «ритм», «размер» детям приходится применять свои знания и по математике. В 3 классе при изучении темы «Интонация» применялась межпредметная связь музыки с литературой, изобразительным искусством , русским языком. Примеров применения интегрированного урока в моей практике множество.

    Конечно, о том, что делает урок радостным, можно говорить спорить бесконечно. Но я хотела бы заметить и даже сделать акцент на то, что каждый ребенок- личность, а у каждой личности – свои пожелания, склонности и возможности. И истинно то, что предмет,  к которому склонен ребенок, дается ему легко и приносит большое удовольствие.

У Я.А.Коменского был девиз «никакого насилия над человеком!». Он писал: «учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятии, к которому как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и.т.д., в то время как другие склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

    Поэтому, решением   проблемы считаю внедрение в общеобразовательную систему

  Обучения профильного обучения, где каждый ребенок будет обучаться тому, что соответствует его природным дарованиям. Образование должно снабдить сведением о самом основном в каждой науке, делать учащегося универсально образованным человеком.

   Я.А.Коменский писал «если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении, по меньшей мере, вдвое больше времени, и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное».

     Именно это, я считаю, будет способствовать тому, что процесс обучения будет не только достигать цели и задачи по усвоению  знании, а также доставит обучающимся радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»

Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...

Презентация на тему: «Творческий подход в процессе обучения дошкольников нотной грамоте на музыкальных занятиях в ДОУ»

Предлагаю Вашему вниманию  презентацию по знакомству с нотами в стихах "Мишка в домике сидит"...

Проектно-исследовательские технологии как средство развития творческой активности в процессе обучения

Доклад в рамках VI научно-практической конференции педагогов и руководителей научных обществ "Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы", проходивший в Казанском феде...

Разговорный английский и мотивация. Как сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

В статье рассказывается о том, как сделать изучение английского языка более доступным и интересным для учащихся средней школы....

Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста

В данной статье  рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа разви...