Программа по музыке 3 класс (Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина)
методическая разработка по музыке по теме

Данилова Татьяна Анатольевна

 

Управление образования Администрации города Кирова

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52 города Кирова

«Рассмотрено»

на заседании  методического

объединения учителей          

Протокол № _____________

от «___»_________2011 года

Руководитель методического объединения: ____________

 

 «Согласовано»

Заместитель директора по УВР____________________

 

от «___» ________2011 года

 

    «Утверждаю»

     Директор МОУ СОШ № 52

     _________________________

    

      от «___»  _________2011года

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа 

по предмету «Музыка»

для 3 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

 

               Составитель:

                     учитель   музыки

                МОУ СОШ  № 52

                                                                      Никулина Татьяна                               

                                                             Анатольевна

 

 

 

                                                                                            

 

 

2011 -  2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету “Музыка” для 3 класса  соответствует базовому уровню.

 Рабочая программа составлена на основе примерной программы Министерства образования в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по музыке для начальной школы составлена на основе  Примерных программ начального общего образования по музыке и программы «Музыка. Начальная школа» Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;  развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      Содержание программы. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой, с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод концентричности организации музыкального материала;

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

- метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- метод игры;

- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Требования к  уровню подготовки учащихся  3 класса:

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жан­рами музыкального искусства (простыми и сложными);
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку,
    связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель —слушатель);
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
  •  развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

•  развитие умения оценочного восприятия различных явле­ний музыкального искусства.

IIIКЛАСС (34 ч)

Раздел 1. Россия — Родина моя (5 ч)

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторови художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Музыкальный   материал

Главная мелодия 2 части.  Из  Симфонии №4. П. Чайковский.

Жаворонок.М. Глинка, слова II. Кукольника.

Звонче жаворонка пенье.  Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIIIв.

Славны были наши деды; Вспомним братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 

Раздел 2. День, полный событий (4 ч)

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Музыкальный материал

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Утро.Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка

М. Мусоргского.

Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П.Чайковский.

 

Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (4 ч)

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Музыкальный материал

 Богородице Дево радуйся. № 6. Из «Всеношного бдения» С.  Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скопа, пер. А. Плещеева.

Прелюдия № 1до мажор. Из Iтома «Хорошо темперированногоклавира». И.-С. Бах.

Мама. Из вокально - нструментального цикла «Земля». Н Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Л. Уэббер.

Вербочки.А. Гречанинов, стихи А. Блока.

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

 

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал

 Былина о Добрыне Никитиче, обр. Н. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Сад­ко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор.Из про­лога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 

Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мю­зикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания му­зыкального языка, исполнения.

Музыкальный материал

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Рим­ский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

 Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбни­ков, сценарий Ю. Энтина.

 

Раздел 6. В концертном зале (6 ч)

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, ва­риационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Музыкальный материал

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

 Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фраг­менты)- Э. Григ.

Симфония № 3(«Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

 

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие му­зыкальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XXвека. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

Музыкальный материал

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повестиА. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б.Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

Чудо-музыка.Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.

 Всюду музыка живет. Я.Дубравин, слова В. Суслова.

Музыканты, немецкая народная песня.

 Камертон, норвежская народная песня.

 Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текстВ. Струкова.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIIкласс (34 ч)

 

image


1

2

3

4

5

Россия — Родина моя

Мелодия — душа музыки

Природа и музыка (романс).

Звучащие картины Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава

Кантата «Александр Невский»

 Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна...

5

1

1

1

1

1

 

 

image

6

7

8

9

День, полный событий

Утро

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

 Обобщающий урок Iчетверти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1

1

1

1

 

 

 

 

image

10

11

 

12

13

imageimage

             «Гори, гори  ясно, чтобы не погасло!»

 14, 15  Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о

            Садко и Морском царе

   16     Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...

   17     Звучащие картины. Прощание с Масленицей

 

image

4

1

1

 

1

1

4

2

 

1

1

«О России петь — что стремиться в храм»

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.Княгиня Ольга. Князь Владимир

imageОбобщающий урок IIчетверти

 

image

   18

 

   19

 20, 21

   22

 

   23

 

 

6

 

 

1

 

1

2

1

 

1

6

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

 

 

 В музыкальном театре

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра

Опера «Орфей и Эвридика»

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу

«Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

В современных ритмах (мюзиклы)

 

 
 image
 

 

 

 


image

24

25

26

27

28

 

image29

image


30

31

32

33

34

В концертном зале

Музыкальное состязание (концерт)

Mvзыкальные  инструменты (флейта). Звучащие картины

Обобщающий  урок IIIчетверти

Mvзыкальные  инструменты (скрипка)

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена

«Чтоб  музыкантом стать, надобно  уменье...»

Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева

Певцы родной природы (Э. Григ, П.Чайковский)

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет

 Обобщающий урок IVчетверти Заключительный урок-концерт

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

3 класс

Раздел 1. «Россия – Родина моя» 5 ч

Содержание:

Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

 Задачи:

  • знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,
  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие
  • воспитание патриотизма.

Тема урока

Используемый муз. материал.

Песни.

Работа с понятиями

 

Оборудование

1

Мелодия – душа музыки.

П.Чайковский.  Симфония № 4.

2-я часть.

 

Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет П. Чайковского

2

Природа и музыка.Лирические образы: романс, живописная картина.

П.Чайковский.  Благословляю вас, леса. Н.Римский-Корсаков. Звонче жаворонка пенье.

Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель».

Романс. Певец-солист. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, портреты композиторов.

3

Виват, Россия!Образы защитников Отечества. Канты, русские народные песни – особенности жанров музыки.Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле Неизвестный автор. Орле Российский. Марш Лейб-гвардии Преображенского полка.

Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи.

Солдатская песня-марш. Хор. Куплет.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

4

Кантата «Александр Невский».Образы защитников Отечества. Канты, русские народные песни, кантаты – особенности жанров музыки.

       Величание святому князю

 Александру Невскому.

 С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Кантата. Набат. Вступление.

 

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет С. Прокофьева.

5

 Опера «Иван Сусанин».Образы защитников Отечества. Кантата, опера – особенности жанров музыки.

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Интродукция. Ответ Сусанина полякам. Речитатив и ария Сусанина.

Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма.

Опера. Хоровая сцена. Певец-солист.

 

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки.

 

Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч

Содержание: выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей.  Портрет в музыке.

Задачи:

  • Расширение представлений детей о выразительности и изобразительности в музыке,
  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие

6

Утро. Образы природы. 

П.Чайковский. «Детский альбом». Утренняя молитва. Э.Григ. Утро.

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портреты композиторов

7

Портрет в музыке.

С.Прокофьев. Болтунья. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка.

С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. Па-де-шаль. Урок танца. Вальс и полночь.

Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портреты композиторов.

8

«В детской».  Детские образы.

М.Мусоргский. Вок. цикл «Детская». С няней. С куклой.

М.Мусоргский. «Картинки с выставки». Тюрильский сад.

Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршев. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Мусоргского.

9

Обобщающий урок 1 четверти

 

 

 

Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» 4 ч

Содержание:

 Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном   искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли                      Русской.

 Задачи:

  • знакомство детей с духовными традициями России, 
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание бережного и уважительного отношения к матери.

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся

Ф.Шуберт. Ave, Maria. И.-С.Бах. Прелюдия № 1 (c-dur). С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся!

Прелюдия.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Ф. Шуберта

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя. Добрая моя, нежная моя мама.

С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся!

Тропарь.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет С. Рахманинова

12

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.Э.Ллойд Уэббер. Осанна.

А.Гречанинов. Вербочки.

Р.Глиэр. Вербочки

Хор. Величания.

 Традиции. Хор.

Молитва. Величание. Баллада.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

13

Обобщающий урок 2 четверти

 

Аккордеон, магнитофон, фортепиано.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5 ч

Содержание:

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции

и обряды в музыке русских композиторов.

 Задачи:

  • знакомить детей с особенностями русского фольклора, 
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание бережного отношения к истории Родины.

14

Настрою гусли на старинный лад…Былина о Садко и Морском царе

М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Первая песня Баяна. Вторая песня Баяна.

Былина. Певец-сказитель. Гусли.

Былинный напев. Подражание гуслям.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки.

15

Настрою гусли на старинный лад…Былина о Садко и Морском царе

Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки», «Высота ль, высота поднебесная»

Былина. Певец-сказитель. Гусли.

Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Н. Римского-Корсакова.

16

Певцы русской старины: Баян, Садко. Лель мой Лель…

Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Третья песня Леля.

 

Песня. Куплет. Меццо-сопрано. Кларнет. Литавры.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Н. Римского-Корсакова.

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы».Встреча весны. Масленичные и весенние песенки-заклички.

Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички.

 

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Н. Римского-Корсакова.

Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч

Содержание:

Музыкальные темы – характеристики главных героев.

Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр

«лёгкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, исполнения.

 Задачи:

  • расширять представления учащихся о балете и опере, мюзикле,
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.

18

Опера «Руслан и Людмила».Фарлав. УвертюраМ.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Речитатив и ария Руслана. Каватина Людмилы.

Сцена из 2-го действия. Увертюра.

Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Симфонический оркестр. Опера.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки

19

Опера «Орфей и Эвридика».

К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».

Симфонический оркестр. Опера. Миф. Лира. Сцена из оперы. Ария. Сопрано. Шествие. Каватина. Тенор.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Н. Римского-Корсакова.

20,21

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы…

Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Пляска скоморохов. Заключительный хор.Н.Римский-Корсаков. Опера «Садко». «Океан-море синее». ». Хор фурий. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Ария Снегурочки.Сцена таяния Снегурочки.Каватина Берендея. «Шествие царя Берендея»

Сцена из оперы. Ария. Сопрано. Шествие. Каватина. Тенор. Зерно-интонация. Развитие. Трёхчастная форма.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Н. Римского-Корсакова.

22

«Океан море синее». Балет «Спящая красавица».Две феи. Сцена на балу

П.Чайковский. Балет «Спящая красавица». Вступление. Вальс. Финал 1-го действия.

Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет П. Чайковского

23

В современных ритмах. Мюзикл: особенности содержания, музыкального языка, развития, исполнения.

А. Рыбников. Волк и семеро козлят на новый лад.

Р. Роджерс. «Звуки музыки».

Современные интонации и ритмы. Мюзикл.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

 

Раздел 6. «В концертном зале» 6ч

Содержание:

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей.  Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера  и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.

 Задачи:

  • расширять представления учащихся о жанрах: симфоническая сюита, симфония. 
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание внимательного слушателя.

24

Музыкальное состязание: концерт

Концерт

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портреты композиторов.

25

Музыкальные инструменты: флейта

 И.-С.Бах. Шутка

Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портреты композиторов.

26

Обобщающий урок3 четверти

 

 

27

Музыкальные инструменты: скрипка.

П.Чайковский. Мелодия.

Н.Паганини. «Каприс».

Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портреты композиторов.

28

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная

Э.Григ. Муз. к драме «Пер Гюнт». Утро. В пещере горного короля.

Танец Анитры. Смерть Озе.

Песня Сольвейг

Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портреты композиторов.

29

«Героическая».Призыв к мужеству. 2 часть симфонии, финал. Мир Бетховена

Л.Бетховен. Симфония № 3. «Героическая». Л.Бетховен. Лунная соната.

К Элизе. Сурок.

 

Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Л. Бетховена.

 

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3ч

Содержание:

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных                      сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.                     Джаз – музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация.                     Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения                     и радости.

 Задачи:

  • знакомство учащихся с джазом, джазовыми музыкантами-исполнителями,
  • учить детей анализировать творчество разных композиторов,
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание внимательного слушателя.

30

Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».

Импровизация. Ритм. Джаз-оркестр.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева

 

Знакомство с творчеством композитора, творческий почерк

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

32

Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)

Г.Свиридов музыка к повести «Метель», «Снег идет»

Знакомство с творчеством композитора, творческий почерк

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека.

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Л.Бетховен. «Ода к радости».

 

Ода. Кант. Гимн. Симфония. Опера.

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Л. Бетховена.

34

Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.

 

Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет Л. Бетховена.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

  1. Умение эмоционально откликаться на музыку, связанную со сложным миром художественных образов.
  2. Большой объем впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными).
  3. Представление особенностях музыки разных народов, стилей, композиторов; умение сопоставить их музыкальный язык, творческий почерк.
  4. Представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель).
  5. Владение навыками хорового, ансамблевого и сольного пения, а также выразительного исполнения песен, вокальных импровизаций, концертной деятельности.
  6. Владение навыком «свободного дирижирования», умение передавать характер музыки в движениях.
  7. Освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования.

 

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебно-методический комплект:

  1. Сергеева, Г. П. Музыка: учебник для учащихся 2 класса четырехлетней начальной школы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2000.
  2. Рабочая тетрадьк учебнику «Музыка» для учащихся 2 кл. четырехлетней начальной школы.  - М.: Просвещение, 2000.
  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2кл.: Пособие для учителя. -  М.: Просвещение, 2000.
  4. Фонохрестоматиямузыкального материала к учебнику «Музыка». 2 кл. - М.,2002.
  5. Критская, Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
  6. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. -  М.: Дрофа, 2001.

Оборудование, используемое на уроках:

  1. Фортепиано
  2. Аккордеон
  3. Музыкальный центр
  4. Макетная доска

Дополнительная литература:

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. — М., 2000.
  2. Антология русской и зарубежной музыки X—XXIвв. / Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.
  3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способности детей: учебное пособие / В. П. Анисимов. — М., 2004.
  4. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвеще­нии и образовании / Б. В. Асафьев. — М.— Л., 1973.
  5. Асафьев, Б. В. Русская живопись: мысли и думы / Б. В. Асафь­ев. - М., 2004.
  6. Ванслов, В. В. В мире искусства: эстетические и художест­венно-эстетические эссе / В. В. Ванслов. — М., 2003.
  7. Васина-Гроссман, В. Книга о музыке и великих музыкан­тах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
  8. Великие музыканты XXвека. — М., 2003.
  9. Владышевская, Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т. Ф. Владышевская. — М., 2006.
  10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выгот­ский. — М., 2001.
  11. Дьякова, Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о пра­вославном Предании и народном календаре России / Е. А. Дьякова. — М., 1996.
  12. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / С. И. Гудилина. -  Вып. 1. — М., 2004.
  13. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музы­ке? /Д. Б. Кабалевский. - М., 2005.
  14. Кашекова, И. Э. От античности до модерна: стили в худо­жественной культуре / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
  15. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова. — М., 2003.
  16. Коллинз, Ст. Классическая музыка от и до / пер. с англ. Т. Новиковой / Ст. Коллинз. — М., 2000.
  17. Кошмина, И. В. Духовная музыка в школе / И. В.  Кошмина— М, 2001.
  18. Медушевский, В. В. Внемлите     ангельскому    пенью / В. В. Медушевский. — Минск, 2000.
  19. Медушевский,В. В.    Интонационная    форма   музыки/ В. В. Медушевский — M., 1993.
  20. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. – М., 2000.
  21. Осеннева, М. С. Методика работы с детским вокальным коллективом: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. - М., 1999.
  22. Музыка и живопись для детей. CD-ROM. — М., 2002.
  23. Музыка и поэзия / Е. Н. Домрина. — СПб., 2004.
  24. Надолинская, Т. В. На уроках музыки о литературе и искусства / Т. В. Надолинская. — М., 2005.
  25. Художественная жизнь современного общества: аудитория а в России вчера и сегодня / под ред. Ю. У. Фохт-Бабушкина. В 2 т. - СПб., 1997. - Т. 2.
  26. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей:   научно-методическое   пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1998.
  27. «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.
  28. «Вестник образования», журнал — официальное издание Минобразования и науки РФ.
  29. «Вестник учебной и детской литературы», журнал.

 

 

 

 

 

Медиаресурсы:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия.  - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК).

3. Музыкальный класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве".

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по музыке 2 класс (Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина)

Управление образования Администрации города КироваМуниципальное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52 города Кирова «Рассмо...

Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеКритерии оценок...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...