Рабочая программа по музыке в 5 кл.
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Бажанова Татьяна Петровна

Рабочая программа по музыке в 5 классе составлена с учетом РНК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_2011.doc222 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

ШМО  учителей технологии  и искусства

Заместитель директора школы по УВР

Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ А.И. Романов

____________Е.В. Чудаева

_______________Т.А. Иванова

Протокол №1    от 26.08.2011 г

29.09.11

Приказ №___  от 01.09.2011г

                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка

 5 класс

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю 1

Составитель:

Бажанова Татьяна

 Петровна,

учитель музыки

2011 — 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа, составленная на основе  программы основного общего образования по музык ,соответствует БУП, ориентирована на учащихся  6 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

3.3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;

4.утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

5.требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год).. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Учебник:

В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И.,. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке,а также учебно-методическое пособие Л.П.Карпушиной,Н.Б.Абудеевой «Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях» разработанное для обеспечения реализации регионального(национально-регионального) компонента содержания музыкального образования учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений республики. В репертуар учащихся можно включать мордовские, татарские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни доступные для восприятия и интонирования.

Для слушания используются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Мордовии.

       Содержание регионального компонента может быть реализовано:

-на одном уроке музыки каждой четверти;

-на части каждого урока музыки;

Дополнительная литература:

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

  1.  СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва
  2. CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
  3. СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий»
  4. СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.
  5. СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group.
  6. СД: Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group.

7.Воспитание музыкой. – М.: Просвещение, 2006.

8.Гришанович Н.М., Суханова А.И. Музыка. 5класс. – М.: Просвещение,2007.

10. Искусство в школе, № 5, 2005; № 6, 2006.

11.Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл. – М.: Дрофа,

Школьное музыкальное образование ставит следующие цели обучения:

  1.  Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
  3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,  музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
  4. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»; IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

Цели  программы:

  1. Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
  3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,  музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
  4. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира

Основные задачи:

  1. Приобретение знаний о музыке,
  2. Освоение компетенции.
  3. обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
  4. усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  5. овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
  6. обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
  7. воспитание слушательской и исполнительской культуры

Межпредметные и межкурсовые связи:  При работе широко используются:

темы по литературе:

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение,  работа по карточке.

Место курса «Музыка» в учебном плане школы

На изучение учебного курса музыки в 5 классе отводится 1 часов в неделю. В связи с

Курс рассчитан   34  ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 10.

Количество часов в 4-й четверти - 8.

Теоретической основой данной программы являются:

 методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод перспективы и ретроспективы;
  7. метод создания «композиций»;
  8. метод игры.

Образова тельные и воспитательные задачи обучения музыке должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащих ся. Законом об образовании учителю предоставляется право са мостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач, поэтому считаю целесообразным использовать в работе следующие виды уроков:

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности,  творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных  произведений), самостоятельной  индивидуальной и коллективной    исследовательской     (проектной)   деятельности и др. В качестве   форм контроля могут    использоваться  творческие заданиия,   анализ музыкальных  произведений, музыкальные викторины,   уроки-концерты,  тестовая работа,  рефераты о творчестве   композиторов. Тестовые задания проводятся в конце каждой четверти учебного года, на уроке

                   

Содержание учебного курса

                                                                Учебно-тематический план

программы по музыке для 5  класса

Глава

Раздел,тема

Кол-во часов

             В том числе

Кол-во уроков

Кол-во уроков контроля

1

                        «Что стало бы с музыкой,

 если бы не было литературы»

9 час.

9

2

2

Что стало бы с литературой,

                       если бы не было музыки»

7 час.

       7

2

3

             «Можем ли мы увидеть музыку»

10 ч.

10

2

4

         «Можем ли мы услышать живопись»

8 ч.

8

            2

                                     Всего

34ч

34

            8

                                                        Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

2

       Тестовая работа за 1 четверть.

1

Практическая работа «Угадай-ка»за 1 четверть.

1

II

Четверть

2

Тестовая работа за 2 четверть.

1

Практическая работа «Угадай-ка» за 2 четверть

1

III четверть

10 ч

2

Тестовая работа за 3 четверть.

1

Практическая работа «Угадай-ка» за 3 четверть.

1

IV четверть

2

Тестовая работа за 4 четверть.

1

Практическая работа «Угадай-ка» за 4 четверть.

1

                     


                                                                                           Календарно-тематический план

программы по музыке для 5 класса

I. « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы 9ч»

урока

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

план

факт

1.

Искусство   в нашей жизни.

Виды искусства: музыка, и литература, изо, кино, театр.

Гимн России.-разучивание.

Гимн Мордовии-разучивание.

Г.Струве «Моя Россия».-разучивание

2.

Что я знаю о песне?

Как сложили  песню?

Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств.

Специфика средств художественной выразительности литературы.

Как мелодия, сочиненная для пения со словами превращается в инструментальную мелодию. Интонационные особенности инструментальной песни.

Богатое развитие песенной мелодии в симфоническом оркестре.

Народные истоки профессиональной музыки (концерты, симфонии, оперы).

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи.

Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке.

 М.И. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок».

Р.н.п. «Мы пойдем погулять».

П.И. Чайковский «Грустная песенка».

Г.Струве «Моя Россия».

П. И. Чайковский

Симфония № 4, финал.

Д. Б.Кабалевский

Концерт для

фортепиано с оркестром, песня «Наш край».

Н. Мясковский Симфония №6, финал.

3

Песни без слов

Вокализ. Значение слова в вокальной музыке (песни, романсы).

Стилистические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова.

Роль вокализа в русской народной песне.

.

С.В.Рахманинов «Вокализ».

С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть.

4

Другая жизнь песни

Либретто–литературная основа жанра оперы, в которой кратко излагается сюжет оперы.

Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).

С.Баснер «С чего начинается Родина?».

Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».

М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила».

Я.Дубравин «Про Емелю».

5 нрк

Моя Родина-Россия и

Мордовия.

Превращение песен в симфонические мелодии.

Гимн России и Мордовии.

«симфония»,симфонический оркестр.

Памятник «Навеки с Россией»Музыка композиторов республики о Мордовии.

Н.А.Римский –Корсаков.

Симфоническая картина Сеча при Керженце»

6

Жанр кантаты

Особенности жанра кантаты.

Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова.

Роль поэзии в развитии музыки.

Г. Свиридов, сл. Есенина. Кантата «Поет зима, аукает».

Вивальди «Зима» из «Времен года».

С.Баснер «С чего начинается Родина?».

7

Опера,балет.

Сказочные сюжеты балетного спектакля.

 Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет-массовые сцены).

 Как музыка балета передает характеры героев балетного спектакля.

Либретто балетного спектакля.

Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореография, изобразительное и драматическое искусство).

Особенности жанра балета.

Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова).

А. Долуханян «Четыре таракана и сверчок».

А. Хачатурян. Фрагменты из балета «Чиполлино»:

«Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Погоня».

И. Морозов «Полька»,  «Галоп» - пластич. интонирование, шумовой оркестр.

Я.Дубравин «Про Емелю».

И. Морозов. Фрагменты из балета «Доктор Айболит»: «Полька», «Морское путешествие», «Галоп» - пластич. интонирование, шумовой оркестр

8

Урок контроля знаний.

Тестовая работа.

Проверка знаний, умений

навыков, полученных в1 четверти.

Тестовые задания за 1 четверть.

9

Практическая работа.

 Угадывание произведений прослушанных  в 1 четверти.

Произведения для прослушивания за 1 четверть.

                                                                 Что стало бы с литературой,  если бы не было музыки» 7 ч.

1.1      10

Музыка-главный герой сказки.

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов.

Нужна ли музыка литературе?

 Музыка - «главное действующее лицо» музыкальной сказки.

Музыка – обязательная часть церковных обрядов.

Музыка в русском православном храме.

Песнопения в русском и католическом храме.

Жанровые признаки духовной музыки

Сказка «Чонгурист»

Н. Аладов «Мелодия»

Норв.н.п.«Волшебный смычок»

Сказка«Музыкант-чародей»

Музыкальные инструменты-презентация.

Отрывки из «Детской библии».

Д.Бортнянский «Херувимская песня № 7».

И.С.Бах, Высокая месса си минор: ария альта «Agnus Dei», хор «Sanctus».

И.С.Бах «Ты шуми, зеленый бор», «Зима

11

Музыка-главный герой басни

Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение квартета.

Разнообразие исполнительского состава в квартете. Струнные квартеты русских композиторов. Стилист. муз. А. Бородина.

 И. Крылов «Квартет»

А. Бородин, Ноктюрн  части – пластич. интонирование.

Норв.н.п. «Волшебный смычок»

12 нрк

Композиторы Мордовии

Л.И.Воинов-известный композитор Мордовии,балалаечник,дирижер,заслуженный деятель искусствРСФСР и народный артист республики Мордовия.

ВоиновЛИ.Вальс.-слушание.

Увертюра–фантазия-слушаниеМордовская

 плясовая-слушание.

13

Чудо музыки в повестях К.Паустовского.

«Я отдал молодежи жизнь,работу, талант.Э Григ.

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского.

Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта.

В.А. Моцарт. Симфония

 «Юпитер»,фрагм. 2 части

И.Крылатов, Ты - человек. Глинка, Жаворонок

К. Паустовский

Рассказ «Старый повар»

В.А. Моцарт,

14

Музыка в жизни героев А.Гайдара. Музыка в кино.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства.

Киномузыка – важное средство создания экранного образа.

Мюзикл. Особенности жанра мюзикла.

Р. Роджерс. Фрагменты из к/ф «Звуки музыки»

Г.Гладков «Песенка друзей» Фантазия

А. Гайдар, «Судьба барабанщика»

15

Тестовая работа за 2 четверть.

Проверка знаний,

умений, навыков полученных во 2 четверти.

Тестовые задания

16

Практическая работа.

Угадывание произведений прослушанных во 2 четверти.

Произведения для прослушивания.

                                                              «Можем ли мы увидеть музыку»  10ч

17

Можем ли мы увидеть музыку?

Как взаимосвязаны между собой музыка и изобразительное искусство. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Н.А.Римский-Корсаков.

Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три Чуда»

18

Музыка передает движение

Воплощение в русском искусстве образа богатыря как образа могучего защитника Родины. Богатырская тема в творчестве А. Бородина. Особенности творческого почерка А.Бородина и Бетховена.

Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня».

А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части.

В.М. Васнецов «Три богатыря».

С. Никитин

И. Глазунов «Два князя».

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Л. Бет С. Атуров «По долинам и по взгорьям».

К. Листов «Песня о тачанке».

Греков. Картина «Тачанка».

Шв.н.п. «Три парня».ховен, «Кориолан».

19

Богатырские образы в искусстве

Образы ребят-героев – юного поколения богатырей своего времени.

Воплощение образа великого русского полководца А. Невского в кантате С.Прокофьева.

Сопоставление героико-эпических образов музыки и живописи.

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские» и картина Корина.

А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части.

Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан».

20

Героические образы в искусстве

Особенности музыкального портрета.

М. П. Мусоргский – мастер музыкального портрета.

21-22

Музыкальный портрет

Музыканты и музыкальные инструменты на картинах художников. Знакомство с примерами старинной музыки. Сопоставление образов музыки и живописи.

Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Выражение духовно-нравственного начала в образе матери. Особенности средств выразительности в создании светлого образа Богоматери.

Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. Особенности музыкального языка Э. Грига.

В. Гаврилин «Мама».

Ф. да Милано «Лютневая музыка» и картины Караваджи «Юноша с лютней», неизвестного автора «Музыкантши».

Готье «Гавот».

Глюк «Мелодия» и картины Мане «Флейтист», Лейстера «Мальчик-флейтист».

Я. Дубравин «Всюду музыка живет».

В. Гаврилин «Мама»

Ф. Шуберт «Аве Мария» и картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

П.И.Чайковский «Богородице Дево, радуйся» и икона «Богоматерь Владимирская».

Я. Дубравин «Всюду музыка живет».

В. Баснер, сл. Матусовского «С чего начинается Родина?».

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

Э. Григ «Утро».

А.Шнитке «Пастораль».

Е.Крылатов «Где музыка берет начало?».

С. В. Рахманинов

Прелюдия соль мажор для ф-но.

И. Левитан «Весна. Большая вода».

23

Наши святыни.

Известные монастыри и храмы Мордовии:соборИоаннаБогослова,Георгиевская,Казанская,Никольская,Предтеченская,Успенская,Христорождественская церкви (г.Саранск) и др.Отражение православных идей в творчестве композиторов Мордовии.

Н.Кошелева.,Нестерова В.Вай,Иисус-слушание.Бояркин Н.И.Аллилуйя.

24

Картины природы в музыке

Отражение событий Отечественной войны 1812г. в творчестве С. Прокофьева. Образ полководца М. Кутузова – олицетворение темы войны.

Образ Н. Ростовой – олицетворение темы мира.

Музыкальный язык С. Прокофьева. Общность и созвучие образов музыки и живописи.

Изобразительность – важнейшее качество музыки, вызывающая в сознании зрительные образы.

Е.Крылатов «Где музыка берет начало?».

С. Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир».

25

Тестовая работа

Проверка знаний, умений, навыков, полученных в 3 четверти.

Тестовые задания.

26

Практическая работа.

Угадывание произведений,прослушанныхв 3 четверти.

Произведения для прослушивания.

                                                            «Можем ли мы услышать живопись 8 ч »

27

Можем ли мы услышать живопись?

«Безмолвная» и «звучащая» живопись. Возможность зрительных образов вызывать музыкальные ассоциации.

С.Рахманинов. «Прелюдия соль минор»,прелюдия соль мажор»

Локтев «Песня о России».

Д. Шостакович «Симфония №11», тема 4 части.

Э. Григ «Утро».

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

28

Музыкальные краски

Музыкальная живопись и живописная музыка

Воплощение образа военного оркестра легендарной Первой Конной армии С.Буденного

на картине Грекова. Духовой оркестр – центр живописного полотна. Значение военного марша.

Выразительные возможности музыкального инструмента трубы.

Красота, лирика и поэтичность образов ночи.

Как музыка «рисует» ночной пейзаж. Сопоставление выразительных средств музыки и живописи. Особенности музыкального языка К. Дебюсси. Звучащая» живопись И. Левитана. Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия

В.Локтев «Песня о России».

Д. Покрасс «Марш Буденного».

Греков «Тачанка», «Трубачи 1 Конной»

М. Равель «Хабанера».

Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи».

К. Дебюсси «Празднества».

Песня по выбору: М.Мусоргский «Вечерняя песня», А.Тома «Слети к нам, тих Р.н.п. «Вечерний звон».

Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи».

В. Гаврилин «Вечерняя музыка» и картина Левитана «Вечерний звон».

Колокольные звоны русских храмов

Презентация урока.

29

Известные исполнители Мордовии.

И.М. Яушев- известный мордовский оперный певец и исполнитель мордовскихнародных песен.

Д.И.Еремеев- заслуженный артист РСФСР, народный артист республики Мордовия. солист Мордовского ансамбля песни и пляски.

«Вирьсэ» в исполнении И.м.Яушева-слушание.

Самсон- ляляй. исполняет Д.Еремеев.-слушание.

30

Настроение картины и музыки

Воплощение народных обрядов и праздников в композиторской и народной музыке. Яркость и контраст – характерные черты живописи и музыки, рисующей образы народного праздника.

Особенности музыкального языка И. Стравинского.

«Вечерний звон»РНП сл Козлова,презентация урока.

 Б.М. Кустодиев «Масленица».

Р.н.п. – игровые, плясовые; А. Цфасман «Здорово, здорово!».

С. Рахманинов Этюд-картина ми-бемоль мажор.

31

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной  картины. Вечная тема в искусстве

История создания произведения. Как композитор выразил свои впечатления о выставке художника В. Гартмана. Особенности построения цикла «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Стравинский. Балет «Петрушка», 1 картина.

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Тьюлирийский сад» и рисунки Гартмана.

А. Цфасман «Здорово, здорово!».

Ф. Шуберт «Аве Мария» и картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

32

Взаимосвязь музыки и литературы

Урок творчества: воплощение музыкальных образов в рисунках детей.

Музыка по выбору учителя.

В. Гаврилин «Мама».

Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи».

А. Цфасман «Здорово, здорово!».

33

Тестовая работа.

Проверка знаний, умений, навыков  полученных за год.

Тестовые задания.

34

Практическая работа.

Угадывание произведений прослушанных за 4 четверть

Произведения для прослушивания.

                                                                                       Всего за год 34 часа

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...