Влияние европейских музыкантов на развитие русской музыкально-педагогической школы. Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге
методическая разработка по музыке по теме

Бородкина Наталья Ефимовна

Малоизвестные факты творческой деятельности Карла Шуберта -  первого профессора класса виолончели Петербургской консерватории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.3_borodkina_statya.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние европейских музыкантов на развитие

русской музыкально-педагогической школы

  Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге

Бородкина Наталья Ефимовна

АМОУДОД  «Агалатовская ДШИ»,

преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин высшей категории,

лауреат Регионального конкурса

педагогического мастерства

                                                                              Е- mail: agmus@mail.ru

Бородкина Елизавета Леонидовна

АМОУДОД  «Агалатовская ДШИ»,

преподаватель

музыкально-теоретических  дисциплин  

19 век – век блестящих достижений цивилизации – дал многих великих учёных, крупнейших философов, гениальных писателей, художников, артистов. Музыканты занимают достойное место среди корифеев культуры этой эпохи. Ни одно прошлое столетие не знало такого обилия славных имён, как век Бетховена и Шуберта, Вебера и Мендельсона, Шумана и Шопена, Россини и Спонтини, Паганини и Мейербера, Берлиоза и Листа, Вагнера, Верди и Брамса, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского и Римского Корсакова, Гуно, Бизе, Грига. В начале века ещё продолжали деятельность Керубини, Бортнянский, а в конце века заявили о себе Пуччини, Дебюсси, Малер, Сибелиус, Глазунов, Лядов, Рахманинов, Танеев, Скрябин.

Это время расцвета новых видов оркестровой и камерно-инструментальной музыки, подъёма вокальной лирики, сближения музыкального творчества с литературой и изобразительным искусством, преобразования балета и создания оперетты.

На уровень успехов творчества и исполнительства равнялась музыкальная наука 19 века – теория и история музыки, музыкальная эстетика, акустика, фольклористика, критика. Большие масштабы приняло нотоиздательское дело. Рупорами музыкальной публицистики стали повсеместно создававшиеся журналы. Каждая крупная газета старалась иметь влиятельного и образованного в музыкальных вопросах сотрудника. В числе талантливых музыковедов-публицистов нового поколения – А.Н. Серов, Ц.А. Кюи, Г.А. Ларош. Масштабной и авторитетной фигурой в музыкальной жизни России был критик и искусствовед В.В. Стасов. В 1859 г. По инициативе А.Г. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество (РМО).

На новую ступень поднялась музыкальная педагогика. Большие изменения в русской музыкальной культуре произошли в связи с европеизацией музыкального образования. В дореформенную эпоху Россия была едва ли не единственной европейской страной, где не было консерватории. Русские музыканты остро нуждались в специальных учебных заведениях, дающих глубокую профессиональную подготовку. «Консерваторский этап» развития отечественного образования начинается со знаменитой статьи А.Г. Рубинштейна «О музыке в России», призывающей к развитию профессионализма во всех видах музыкальной практики. В 1862 г. в Петербурге, а в1866 г. в Москве были открыты первые консерватории (их возглавили соответственно А.Г. Рубинштейн и Н.Г. Рубинштейн).

Открытие Петербургской консерватории по европейскому образцу вызвало негативную реакцию  М.А. Балакирева и главного идеолога Новой русской музыкальной школы Стасова. Питомцы Балакирева («Могучая кучка» со слов Стасова) свято верили, что национальное русское искусство произрастает из единого корня – народного творчества, и путь русского композитора связан с претворением в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов. В противовес консерватории по инициативе Балакирева, Стасова и хорового дирижёра Г.Я. Ломакина  родилась Бесплатная музыкальная школа.  

Для русской музыки первой половины 19 века одинаково значимыми оказались как славянофильские взгляды (стремление воплотить русскую народную душу, русскую историю, русское народное творчество), так и своеобразное западничество: в это время протекал интенсивный процесс освоения музыкального опыта, накопленного в европейской опере, инструментальной музыке и камерно-вокальных жанрах. Русская «европейскость», рождённая 18 столетием, не исчезла, но приобрела иное, более глубокое и самобытное качество, поскольку музыка развивалась в условиях высокого подъёма национальной культуры. Развитие музыкальной жизни того времени было обусловлено достаточно своеобразными и противоречивыми культурными реалиями.

С одной стороны, к музыке в России не относились как к серьёзному делу, в стране не было даже специальных учебных заведений. Обучение музыке по старинке считалось любительством (дворянские дети музицировали с детства независимо от природных данных), а получение профессии музыканта – уделом представителей низших слоёв общества. Отечественные таланты, не имея возможности получить систематические знания, явно проигрывали заезжим иностранным гастролёрам. На сценах столичных музыкальных театров царили итальянские примадонны, а частными учителями музыки были, как правило, усердные немцы, внесшие большой вклад в становление русского музыкального образования.

        Утончённые вкусы русской аристократии и высокие гонорары влекли в Петербург и Москву не только скромных домашних педагогов, но и европейских знаменитостей. В разное время здесь концертировали польская пианистка М. Шимановская, великие композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. Одарённому ирландскому педагогу-пианисту Джону Фильду удалось основать в России фортепианную школу. Среди его учеников – М. Глинка, А.Верстовский, А. Гурилёв,  и др.

        С другой стороны, роль музыки и музицирования в жизни аристократии и широких слоёв населения была необычайно велика. В Петербурге было открыто Филармоническое общество, занимавшееся регулярной организацией концертов. В хоровом исполнительстве по-прежнему важную роль играла Придворная певческая капелла, в репертуар которой входила русская духовная музыка. В пёстром культурном контексте начала 19 века, где сплелись шедевры западной музыки и скромные композиторские опыты предшественников Глинки, родился феномен русского бытового музицирования.

Ускорился темпа европеизации музыкальной жизни, с радикальными сдвигами в концертной практике, исполнительстве, образовании. Особая роль иностранных музыкантов в формировании российской культуры играли иностранные музыканты.  А начиналось всё с деятельности императрицы Анны Иоанновны – именно она в начале 30-х годов XVIII века начала приглашать иностранные труппы в Россию. Вскоре эта традиция настолько сильно укрепилась, что присутствие при дворе заграничных музыкантов  – равно как и художников, архитекторов – перестало быть чем-то диковинным.

        На протяжении нескольких столетий иностранцы приезжали на службу в Россию.  Порой ненадолго, лишь для серии концертов; порой на несколько лет – для выступлений и обучения русских исполнителей. Некоторые музыканты, приезжая  на гастроли, обосновывались в России до конца своих дней, оставляя после себя неизгладимый след в культурной жизни страны.

        Именно так и произошло с видным европейским музыкантом Карлом Шубертом. И хотя основателем петербургской виолончельной школы считается его тёзка Карл Юльевич Давыдов, никак нельзя отрицать влияние на её развитие Шуберта, которого в России стали  звать Карлом Богдановичем.

Вся музыкальная жизнь Петербурга во многом складывалась вокруг этой фигуры. Манера исполнения Шуберта восхищала современников: «Его изящная игра и его неподражаемая правая рука приводили в восторг всех виолончелистов того времени» [3,с. 19].

        Но Карл Богданович не был бы столь востребованным  в музыкальном мире, если бы его признанный талант исполнителя не дополнялся блестящим дирижёрским дарованием. Для нас особенно важно то, что его высоко ценил сам Михаил Иванович Глинка. Об этом помогает судить его письмо к Карлу Богдановичу от 4 апреля 1852 года: «Мой дорогой и несравненный друг! Спешу поблагодарить тебя от всего сердца за твои хлопоты в связи с филармоническим концертом; мои сочинения* были исполнены с совершенством, превзошедшим всё, что я мог себе представить (…)» [4, с.411].

        В этом же письме Михаил Иванович восхищается талантом Шуберта-дирижёра и ставит его в один ряд с одним из самых выдающихся музыкантов современности: «Не скрою также, что по моему мнению Берлиоз и ты – два лучшие дирижёра (курсив авторов), каких я знаю, и поистине я обязан вам обоим большими музыкальными наслаждениями» [4, с. 412].

          Карл Шуберт появился на свет 25 февраля 1811 года в Магдебурге. Первым учителем для него стал отец, известный у себя на родине композитор Готлиб Шуберт, а с семи лет  Карл учился игре на виолончели у Гессе. Юный музыкант делал такие большие успехи, что уже в восемь лет впервые выступил в публичном концерте.

        В 1825 году Шуберт был направлен отцом к известному виолончелисту Дотцауэру, у которого занимался два года. Вернувшись в родной Магдебург, он успешно принял участие в концерте знаменитой певицы Каталини, намереваясь и в дальнейшем выступать с ней, но по совету старшего брата, знатока музыки, вскоре вернулся к Дотцауэру.

        В возрасте семнадцати лет Карл Шуберт впервые совершил артистическую поездку по Европе (он играл в Людвигслусте и Гамбурге), а через год был приглашён участвовать в придворном концерте в Копенгагене. По непредвиденным обстоятельствам этот концерт не состоялся. Тогда Шуберт отправился в Готенбург, но при морской переправе, во время бури, сломалась его виолончель. Это трагическое обстоятельство заставило его вернуться на родину.

Без средств к существованию, близкий к состоянию нервного срыва, Шуберт принял первое же предложенное ему место в театральном оркестре и стал ещё

усерднее совершенствовать свою игру. К этому времени относятся его первые

 композиторские опыты: вариации на тему голландской песни, этюды и знаменитый виолончельный концерт h–moll.

        В 1833 году Шуберта пригласил  на выступления в Гамбург его брат, основавший там большой книжный и музыкальный магазин. Осенью того же года Шуберт предпринял самостоятельное турне, в рамках которого состоялись его концерты в Бремене, Кёльне, Ольденбурге, Дюссельдорфе, Ахене, Брюсселе, Антверпене и Париже.

        Через год Шуберт вернулся в Гамбург. Осенью он давал концерты во многих городах Голландии, обратив на себя внимание королевского двора и получив в результате звание придворного солиста.

        В Гааге музыкант встретился с графиней Росси (урождённой Зонтаг), с которой выступал когда-то в Магдебурге. Влиятельная дама дала Шуберту, собиравшемуся ехать в Россию, письмо к русской императрице Александре Фёдоровне.

Ещё до поездки в Россию весной 1835 года исполнитель успел побывать в Лондоне, где вместе с ним пребывали выдающиеся виолончелисты Кноп и Серве. Все трое были приглашены участвовать в придворном концерте, а вот на следующий концерт Шуберт был приглашён один.

Через полгода, осенью, он отправился в Россию, давая дорогой блестящие концерты в Кёнигсберге, Риге, Дерпте. В Петербурге после первого же выступления Шуберт был назначен солистом Его Величества Николая I.

        С этих пор Шуберт почти безвылазно жил в Петербурге, войдя в историю культуры столицы. Он был директором Императорской придворной капеллы, состоял инспектором музыкальных классов при театральном училище, устраивал придворные концерты, часто управлял оркестром в концертах Филармонического общества, более двадцати лет руководил университетским оркестром.

        Благодаря своей деятельности, Шуберт познакомил петербургскую публику с лучшими произведениями Листа, Берлиоза, Шумана, Бетховена, Мендельсона. При этом оркестр под его управлением не нуждался более чем в одной репетиции перед концертом.

Из композиторского творчества Шуберта петербургского периода особенно выделяются третий квинтет, посвящённый Шпору, октет и четвёртый струнный квартет.

Наконец, Карл Богданович был просто великодушным человеком – помогал, чем мог, молодым музыкантам, беря их под своё покровительство; налаживал их связи с именитыми музыкантами.

        В 1862 году, с основанием в Петербурге  консерватории, Шуберт был приглашён туда на службу в качестве профессора игры на виолончели.  Вскоре при консерватории образовался струнный квартет, где «примарусом стал Генрих Венявский, Пиккель играл вторую скрипку, Вейкман по-прежнему на альте, а виолончелистом был Шуберт» [3, с.35]. Если же предполагалось играть квинтет, привлекали И.И. Зейферта, одного из подопечных Карла Богдановича.

Однако Шуберту не было суждено долго занимать пост профессора консерватории. Как вспоминает Зейферт: «Очень часто мне приходилось заменять  в квартете при Консерватории моего дорогого друга К.Б. Шуберта, так как он начал прихварывать» [3, с.35]. В мае 1863 года Шуберт отправился к брату в Лейпциг, чтобы поправить своё здоровье. Отсюда он с семейством предпринял поездку в Цюрих, где и скончался 22 июня.

Несмотря на то, что Карл Богданович Шуберт преподавал в Петербургской консерватории всего один год, своим многогранным творчеством он внёс большой вклад в формирование петербургской виолончельной школы в частности, и в развитие культурной жизни столицы в целом.

  

Список литературы

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 78. – СПб.: тип. акционерного общества «Брокгауз-Ефрон», 1903

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 6. – СПб.:

типо-литография И.А. Ефрона, 1892

3. Воспоминания профессора Петроградской консерватории И.И. Зейферта. – Петроград: русско-французская типография, 1914

4. Глинка М.И. Литературное наследие. Т. 2. Письма и документы / ред. Богданов-Березовский В. – Л.: государственное музыкальное издательство, 1953.

5. Глинка М.И. Письмо карлу Шуберту на французском языке. Перевод на русский В.В. Стасова. 4 апреля 1852г. российская национальная библиотека, архив В.В. Стасова (Ф. 738, № 280).

6. Кремлёв Ю.А. Русская мысль о музыке/ Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX в. – Л.: Гос. Муз. изд., 1960.

7.Кулюгин А.И. Правители России. – Чебоксары: Чувашия, 1994.

8. Петровская И.Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801 – 1917 гг. Энциклопедия/ И.Ф. Петровская. – Спбю: Рос. АН; Рос. Ин – т  истории искусств, 1999.

9. Сайт www.biografija.ru

— J. Schuberth. “Kleines musicalisches Conservations-Lexikon”.

— Перепелицын «История музыки в России».

— Северная пчела, 1836. № 57.

— Северная пчела, 1840. № 54.

— Северная пчела, 1842. №74.

— Репертуар и Пантеон, 1842.

10. Сто лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк /ред. Голубовского. – Л.: государственное музыкальное издательство, 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся

Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и ...

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Презентация к уроку. Учебник География: Россия: Хозяйство и географические районы: 9 класс:(под ред. Алексеева А.И.) Издательство: Дрофа...

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной творческой деятельности

В данном материале представлены: 1. Справка  ГБПОУ СахПЦ№1 о реализации программы кружка Сахалинец, 2. Копии приказов, 3. Копии грамот...

Влияние сети Интернет на развитие русского языка

Русский язык постоянно подвергается влиянию со стороны внешних факторов. Развитие науки, техники также повлияли на изменение языкового баланса. В статье рассмотрены основные тенденции влияния сети Инт...

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Роль Европейского Севера в развитиии русской культуры...