Опера Н.В.Римского-Корсакова «Снегурочка"
план-конспект урока музыки (6 класс) на тему

                                    Конспект  открытого урока, 6 класс.

Цель урока:Расширение и углубление нравственно-эстетического восприятия природы от поэтического слова и музыки ( на примере «Снегурочки» А.Н.Островского и Н.А.Римского-Корсакова).

Задачи: Раскрыть неповторимую красоту различных образов, выраженную в музыке, поэтическим слове, помочь учащимся почувствовать единство природы и человека.

Методы: наблюдения, беседа, творческая импровизация.

Материал: А.Н.Островский, Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snegurochka.docx19.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Бедарева Эльвина Васильевна,    учитель  музыки МОУ СОШ №8                          г. Кызыл, Республика Тыва


                                                                              Конспект  открытого урока, 6 класс.

Тема: Опера Н.В.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Цель урока: Расширение и углубление нравственно-эстетического восприятия природы от поэтического слова и музыки ( на примере «Снегурочки» А.Н.Островского и Н.А.Римского-Корсакова).

Задачи: Раскрыть неповторимую красоту различных образов, выраженную в музыке, поэтическим слове, помочь учащимся почувствовать единство природы и человека.

Методы: наблюдения, беседа, творческая импровизация.

Материал: А.Н.Островский, Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка».

                        Содержание урока:

На наших уроках мы не раз встречались с музыкой, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии человека к природе, о воздействии природы на человека. В нашем классе звучали песни о берёзе, о тонкой рябине, о скворушке, о перепёлке, О жаворонке, о медведе в лесу; звучала музыка Э.Грига о наступлении утра и о заходе солнца, музыка П.Чайковского об осени, М.Мусоргского о рассвете на Москве-реке, музыка Р.Щедрина о тёмной ночи, и немало другой музыки , связанной с природой. Мы убедились в том, что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.  

      Среди русских композиторов выделяется композитор, который очень любил природу, тонко чувствовал и понимал её, а также умел изумительно передавать её красоту в музыке. Это Николай Андреевич Римский-Корсаков.

     Римского-Корсакова называют величайшим музыкантом-сказочником, т.к. он написал 15 опер, которые в своей основе написаны по сказкам русских писателей и русского народа.

   В 1881 г. Николай Андреевич создаёт свой шедевр оперу-сказку «Снегурочка», которая среди всех произведений композитора, остаётся  самой поэтической оперой во всём мировом оперном искусстве. Опера написана на сюжет сказки А.Н.Островского «Снегурочка». Сочинял её Римский-Корсаков с огромным увлечением: «Снегурочка была написана очень быстро, в течении одного лета. «Ни одно сочинение не давалось с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка»,- писал позже композитор. –Я сочинял  каждый день, и целый день… Музыкальные мысли преследовали меня неотступно».

    В январе 1882 г. опера была поставлена  на сцене Мариинского театра , в Санкт-Петербурге. Опера имела огромный успех и быстро завоевала известное признание. Музыкой Римского-Корсакова был очарован и сам Островский: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки»,- писал  драматург.  (показать портрет А.Островского)

       О чем же повествует сказка?

Сказка А.Островского и опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года- весна неизбежно уходит, уступая место  лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны- холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, истаивает от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.

    С исключительной яркостью и образностью композитору удалось воплотить в опере жизнь русского народа с его старинными обычаями , обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красоты русской песенности, пронизывающие всю оперу.

      Многие художники были вдохновлены произведением  А.Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», среди них В.Васнецов «Снегурочка», М.Врубель «Снегурочка», Н.Рерих «Снегурочка и Лель» (показ слайдов)

        В первой своей арии на вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни.»

          Сейчас мы прослушаем арию Снегурочки, где она поёт о человеческих радостях, которые её недоступны, но которые манят её к людям.  (звучит ария Снегурочки)

      Что мы можем сказать о Снегурочке? ( ответы детей)

Легкая, подвижная, шаловливая мелодия характеризует Снегурочку с её детски – наивным представлением о весёлой, беззаботной жизни. В оркестре тема Снегурочки звучит у флейты. Звучание флейты придает ей легкий, грациозный, игривый и в тоже время холодновато-прозрачный характер.

     И вот слушает она « людские песни», пытается войти в человеческую жизнь.

Чьи же песни влекут Снегурочку? Совершенно верно: песни Леля.

Образ Леля приобретает у Корсакова особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, «он вечно прибывал и будет прибывать  в прекрасной и мирной стране берендеев.» Не случайно Лель у композитора обрисован песнями народного характера. В песнях пастушка Леля слышит Снегурочка призыв к весёлой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.

     Сейчас вы услышите  «Песню Леля», обратите внимание на изобразительный момент.

            Звучит «Песня Леля»

Какие два изобразительных момента вы услышали,  и с какой целью композитор ввел их в оперу?          (ответы учащихся)

 Действительно,  пастуший наигрыш –единение с народным искусством; раскаты грома-с природой.

                  В исполнении детей звучит «Третья песня Леля».

Но Лель не долго поёт свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам –берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду.  Она начинает понимать, что между ней и людьми существует огромное различие,- ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди. И она решается пойти на отчаянный шаг6 пойти к матери-Весне попросить чувство любви, хотя она знает, что если полюбит, то будет уничтожена Ярилой.

     На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка? Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку.

            Читается отрывок из пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

Но жизнь остановить нельзя за зимой идет весна, весна уступает своё место лету. Дочь Мороза и Весны Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Поразительной красоты музыку написал Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки.

                Звучит «Ария Снегурочки»  («Сцена таяния»)

Ребята, что вы услышали в арии?         (ответы учащихся)

Конечно, в арии вы услышали трогательное прощание Снегурочки с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью, едва слышимые голоса жителей  Берендеева царства, пораженных исчезновением полюбившейся всем Снегурочки.  Ария передает состояние её любовного томления , нежной любовной истомы. И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла.

          Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило- Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле-Солнцу  хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.

                    Звучит «Хвалебный гимн».

  На этом заканчивается опера «Снегурочка».

В чем сила оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»?     (ответы учащихся)

  Верно, опера показывает единство  человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие  чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам, показывает торжество света.

Домашнее задание: 1. Назвать сказки, предания, исторические легенды, послужившие основой для музыкальных произведений Н.А.Римского-Корсакова.                                                          2. Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным отрывкам оперы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опера Былина "Садко" Римского-Корсакова

Опера-былина «Садко» -  одно из первых значительных произведений композитора. В опере-былине , Садко, предстает перед нами, как  русский Орфей, который своим искусством покоряет природу, пок...

Образы драмы А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” в опере Н. А. Римского – Корсакова

Если темой пушкинской драмы, является трагедия Сальери, которую следует воспринимать, как проблему “гения и злодейства”, то у Римского – Корсакова акцент перенесен на Моцарта, то есть на т...

Голоса народного творчества и природы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова "Снегурочка"

1.Голоса народного творчества и природы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».  2. 1. Ознакомить детей с музыкальным произведением Н.А. Римского-Корсакова оп...

Урок «Три чуда»из оперы Н.А.Римского-Корсакова

Самоанализ урока музыки + Конспект урока...

Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"

Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"....

Эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". В. М. Васнецов

Презентация к интегрированному уроку в 5 классе - ИЗО и музыка....

Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе....