Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано
методическая разработка по музыке по теме

 

Обучение учащихся навыкам, умениям  играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным   слуховым контролем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_-_muzykalnyy_sluh.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 дополнительного  образования   детей  детская  школа  искусств  

п.Черноморского   МО  Северский  район

Краснодарского  края

Методическая  разработка

на   тему:

«Музыкальный  слух  и  его  развитие  в процессе  обучения  игре  на  фортепиано».

Преподаватель:

Газенко  В.В.

пгт. Черноморский

2010г.

Методическая  разработка.

Тема: «Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игры на фортепиано».

Цель урока:

                         Развитие музыкального слуха в процессе  

                            обучения игре на фортепиано.

Задачи урока.

                    -    Обучение учащихся навыкам, умениям

                            играть разные музыкальные произведения

                            (полифония, крупная форма, пьесы, этюды)

                            музыкально, эмоционально, с тщательным

                            слуховым контролем.

                        -   Воспитание интереса к изучаемым

                            музыкальным произведениям.

                        -   Развитие слухового восприятия музыки, и

                             эмоциональное отношение к исполнению.

                        -   Показать практическое применение

                            методов работы.

                        -   Проследить этапы, виды музыкального

                             слуха у учащегося.

                                               

Вводная часть.

                                                                                                                                                                                                                                                 Обучение игре на фортепиано, как на любом инструменте, прежде всего является обучением музыки. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если развитие всех навыков идет рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания.

Воспитание слуховых качеств учащегося – пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогики.

Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального слуха у учащихся на протяжении всех лет обучения.

Педагог должен развивать у ребенка:

- Звуковысотный слух.

- Мелодический слух.

-Полифонический слух.

-Гармонический слух.

-Тембро - динамический слух.

-Внутренний слух.

Существует много методов развития музыкального слуха.

ХОД  УРОКА.

Пение- естественный путь формирования звуковысотного слуха.

У любого преподавателя-пианиста насчитывается немало приемов и методов, способных дать улучшение звуковысотного слуха у учащихся различных возрастов.

Методы, (которые, я использую в работе со своими учениками).

1.Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, мотивов, фразы, сыгранных педагогом, учеником( из репертуара учащегося.Транспонирование их в пределах доступного учащемуся).

2. Пение вслух .Очень полезно, чтобы ребенок сольфеджировал мелодию пьесы во время игры. Петь тему, одновременно играя ее.

3.Пропевание одного из голосов 2-х,3-х,4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных на фортепиано.

4.Чередование мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, мотивами, исполняемых на инструменте. Метод,

который рекомендовал Г.Г.Нейгауз «Два- три такта играйте, потом пойте, опять, опять играйте, опять пойте.»

Практический показ  : Р.н.п. « Во поле береза стояла».

МЕЛОДИЧЕСКИЙ  СЛУХ.

МЕТОДЫ.

  1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы  отдельно от партии сопровождения.
  2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента с пропеванием мелодии вслух ( нотами), затем то же, но с пропеванием мелодии про себя- активным внутренне слуховым переживанием – осмыслением ее.
  3. Очень четкая работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая выделка и  «оттачивание» мелодической фразы.

                               ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ.

Это музыкальный слух в его проявлении к созвучиям звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

                                         

                                        МЕТОДЫ.

-Разбор тонального плана, его анализ.

- строение и прослушивание гармонической основы.

- Проигрывание музыкального произведения с пропеванием одних из голосов, вслушиваясь во все гармонические модификации.

Практический показ: Л.Шитте Этюд  ля минор.

                      ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СЛУХ.

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению а фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами.Воспитание полифонического слуха- один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

                                         МЕТОДЫ.

  1. Проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения.
  2. Проигрывание отдельных пар голосов (1-3,2-3,1-2)
  3. Совместное проигрывание (учитель- ученик) по голосам, по парам голосов.
  4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
  5. Исполнение вокальным ансамблем (педагог – ученик) голосов полифонического произведения.

Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном из голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов( методы рекомендовали А.Б Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз).

Практический показ. И.С.Бах «Менуэт».

                      ВНУТРЕННИЙ СЛУХ.

Внутренний слух- понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию ее вне опоры на внешнее звучание, способности к мыслительному представлению музыкальных и их классическому определению, это- определение Н.А.Римского-Корсакого.

                                       МЕТОДЫ.

  1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения.
  2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на прослушивание (развязку слухом) последующего развертывания музыки.
  3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира»- одну фразу вслух, другую про себя.
  4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента – это обостряет внутренний слух учащегося.
  5. Прослушивание в записи, произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
  6. Мысленное проигрывание музыкального произведения ( исполнение про себя). Учиться читать глазами нотный текст.

                      ТЕМБРО-ДИНАМИЧЕСКИЙ СЛУХ.

Фортепиано- инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики. Огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты- все это дает основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано.

Тембро-динамический слух уч-ся, его слуховое воображение зависит от преподавателя.

                                    МЕТОДЫ.

  1. Определить художественные требования к звуку..Звуки фортепиано могут быть теплыми, холодными, яркими или матовыми.
  2. Учащемуся предлагается мысленно « оркестровать» представить звучание того или иного оркестрового инструмента.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.

Р.Шуман писал: « Развитие слуха - это самое важное».

                            Используемая литература.

  1. А.Алексеев.  Методика обучения игры на фортепиано.  М.: «Советская музыка»  2006г.
  2. Л.В.Голицына. «О развитии музыкального слуха». М.: «Музыка»,2003г.
  3. М.И. Кириллова  «Первые шаги  маленького  пианиста» г.Приозерск  Ленинградской обл. 2001г.
  4. Г.Шатковский  «Развитие  музыкального  слуха». М.: 2004г.  
  5. Л.Харсеева «Музыкальный  слух – направления  и  методы  его  развития». М.:  2002г.