РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ВОКАЛ" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень) 2010г.
рабочая программа (музыка) по теме

Модифицированная программа содержит два новых раздела: теоретические основы вокала и развитие творческого потенциала студента. Помимо пояснительной записки, тематического плана и содержания учебной дисциплины в данной программе разработаны требования по курсам и контрольным мероприятиям, критерии оценки уч. дисциплины. В разделе "Рекомендуемая литература" предложен список методической литературы. Программа рекомендует примерный репертуар разного уровня сложности: 2-я, 3-я, повышенная степень, т.е. произведения не "привязаны" к курсам, и их подбор полностью зависит от индивидуальных особенностей студента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vokalu.doc222 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Одобрена ПЦК «Вокальный класс»                          Составлена в соответствии

     Протокол №  1 от  30.08. 2010г.                                 с  Государственными

требованиями к минимуму

содержания и уровню

подготовки выпускника

по специальности 050610

                                                                                             «Дополнительное образование детей»

Председатель  ПЦК                                                    Заместитель директора

Тагина Л.В.                                                                  по учебной работе

                                                                            Хохлова Г.Г.

Авторы: Пономаренко Н.И. - преподаватель МОМПК.

Тагина Л.В. - преподаватель МОМПК,

Рецензенты

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА.

 Рабочая программа учебной дисциплины «Вокал» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и   уровню подготовки выпускников по специальности  Педагогика дополнительного образования  детей (повышенный уровень среднего профессионального  образования) в сфере музыкальной деятельности. Она составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

  Данная программа разработана на основе примерной программы «Вокальный класс» по специальности «Музыкальное образование», утверждённой ИПР СПО Минобразования России.

   Рабочая программа конкретизирует содержание примерной программы применительно к музыкально-педагогическому колледжу г. Егорьевска..  

   Программа рассчитана на 2 года обучения  –  5,6,7,8 семестры. Учебным планом на занятие отводится один учебный час в неделю в 5,6,7 семестрах и два часа – в 8 семестре.   Форма обучения – индивидуальная.    

 «Вокал» является одной из профилирующих учебных дисциплин специального цикла предметной подготовки в структуре основной профессиональной образовательной программы, которая осуществляет подготовку студентов по квалификации «педагог дополнительного образования детей в сфере музыки ». В данном варианте она является естественным продолжением дисциплины «Постановка голоса» специализации «Музыка».    Учебная дисциплина «Вокал» обеспечивает профессиональную подготовку в области вокально-речевой деятельности будущих специалистов – педагогов дополнительного образования детей в сфере музыкальной деятельности в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях  и учреждениях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ, например, организаторов культурно-просветительской и кружковой  работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.

  Учебная  дисциплина «Вокал» обеспечивает более эффективное обучение по смежным  дисциплинам  специального цикла, таким, как хоровой класс (обогащение индивидуальными тембрами хоровой звучности, неутомляемость голоса при хоровом пении); сольфеджио (вокальное интонирование); педагогическая практика (знание минимума профессионального репертуара, «эталонное звучание» - качественный вокальный показ), методика музыкального воспитания (осознание методов вокальной работы с детьми через приобретенные вокальные навыки) и т. д.

  Целью обучения в вокальном классе является воспитание будущего педагога дополнительного образования детей в сфере музыки как носителя культурных традиций музыкального искусства в целом, и в том числе традиций российской вокальной музыки.

  Структура дисциплины, предусматривающая деление содержания вокальной подготовки на разделы и темы, является условной, поскольку работа над основными исполнительскими знаниями и навыками происходит параллельно на протяжении всего периода обучения.

В соответствии с рабочим учебным планом  распределена самостоятельная внеаудиторная работа студентов. В разделе «Содержание учебной дисциплины» представлены разнообразные виды самостоятельной работы студентов.  Они рассчитаны на усвоение учебного материала, формирование знаний, умений и навыков и имеют профессиональную направленность, т.к. готовят будущего специалиста к непрерывному профессиональному самообразованию, что является одним из условий профессиональной мобильности. Актуальна организация индивидуальной  самостоятельной работы, которая позволяет студентам заниматься в соответствии с уровнем  своей подготовки и способствует развитию у них творческих способностей.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

     знать:

  1. специфику сольного исполнительства;
  2. закономерности и средства художественного исполнения  произведений;
  3. необходимый минимум профессионального репертуара;
  4. возрастные особенности певческого голоса;
  5. правила охраны  и гигиены голосового аппарата;
  6. методы и приемы вокальной работы с детьми;

уметь:

  1. исполнять произведения на хорошем вокально-техническом и                                                художественном уровне;
  2. анализировать вокальную литературу и звучание голосов;
  3. исполнять песни под собственный аккомпанемент и без сопровождения;
  4. применять приемы вокального исполнительства и грамотно объяснять детям задачи исполнения;
  5. преодолевать вокально-технические трудности при работе над       вокальными произведениями;
  6. самостоятельно работать с детской вокальной литературой;

  Содержание  учебной  дисциплины «Вокал» всецело определяется спецификой обучения данному виду музыкальной деятельности и содержит три основных раздела:

  1. овладение вокально-исполнительскими приемами;
  2. теоретические основы вокала;
  3.  развитие творческого потенциала студента.

  Специфика преподавания учебной дисциплины опирается на три основные формы вокальной деятельности:

  1. развитие голоса и овладение вокальной техникой;
  2. работа над вокальными произведениями;
  3. работа над профессионально направленным репертуаром.

  Задачи обучения, стоящие перед преподавателями вокального класса, можно разделить на три основных блока:

  1. вокально-технические;
  2. художественно-исполнительские;
  3. культурно-просветительские.

 

     Каждый блок, в свою очередь, имеет свои цели и задачи.                  

     Вокально-техническое развитие основной целью ставит формирование голоса   как рабочего инструмента. Средством достижения служит решение следующих задач:

  1. воспитание неутомляемости голоса;
  2. развитие достаточной силы звука;
  3. формирование рабочего диапазона  до 1,5 октав;
  4. формирование вокально-технических навыков.

Блок художественного исполнительства ставит основной целью воспитание культуры вокального исполнительства, что обеспечивает решение следующих задач:

  1. воспитание эстетически приемлемого тембра;
  2. овладение приемами исполнения различных стилей и жанров вокальной музыки;
  3. воспитание умений и навыков эмоционально наполненного, выразительного исполнения произведений;
  4. воспитание навыков творческой интерпретации произведений.

Блок культурно-просветительских задач имеет своей целью воспитание будущего педагога дополнительного образования детей в сфере музыкальной деятельности как носителя культурных традиций музыкального искусства в целом, и в том числе традиций российской вокальной музыки.

  Методика обучения учебной дисциплине «Вокал» опирается на традиции русской вокальной школы, на частные методики, на общепедагогические методы и дидактические принципы.

      Подбор учебного материала осуществляется по принципам индивидуальности, доступности, прогрессивности, профессиональной направленности.

 Для правильного развития голосов студентов большое значение имеет обоснованный индивидуальный подбор репертуара, учитывающий состояние голосов  и особенности развития каждого обучающегося (уровень подготовки, темперамент, характер и т.д.). Поэтому в содержании учебной дисциплины   внесены произведения разной степени сложности на одном курсе.

 Основой учебного материала являются строго дифференцированные вокально-технические упражнения, вокализы, детские песни,  народные песни,  произведения композиторов-классиков и современных авторов.

 Учебно-художественный репертуар, рекомендованный настоящей программой, построен с учетом возрастания степени сложности произведений: 2-ая степень, , 3-я, повышенная.

    С ростом вокальных возможностей студентов репертуарный список расширяется за счёт увеличения доли усложнённого профессионально-направленного  и развивающего материала (усложняются вокально-технические и исполнительские задачи).  В программу вводятся более сложные произведения по содержанию и исполнению, например, вокальная музыка без сопровождения, расширяется жанровый диапазон, изучаются романсы русских и зарубежных композиторов, старинная музыка,  современные сочинения.

Репертуарные списки, приведенные в программе, являются ориентировочными и не должны ограничивать творческие поиски преподавателей вокала в подборе произведений.

 Для проверки знаний студентов по дисциплине «Вокал» проводятся контрольные уроки и экзамен, предусмотренные учебным планом колледжа:  контрольные уроки - 5, 6 семестры;  экзамен -   8 семестр.            На итоговом экзамене  студенты должны продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате обучения.

                                    ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОКАЛ».

Наименование разделов и тем

Макс.

  учебная

  нагрузка

Кол-во аудиторных часов

 

Самост.

внеауди-      торная

работа

  студента    

Всего

        Лекции        Лекции

Прак-

тические          занятия

Раздел 3. Овладение вокально-исполнительскими приемами.

60

51

-

51

9

Тема 3.1. Развитие вокально-технических и художественно-исполнительских навыков.

11

10

-

10

1

Тема 3.2. Работа над вокальными произведениями различных жанров  2-й -  3-й степени сложности.

36

31

-

31

5

Тема 3.3. Работа над песней для детей старшего    школьного возраста.

13

10

-

10

3

Раздел 4.Теоретические основы вокала.

6

4

2

2

2

Тема 4.3. Гигиена и охрана детского голоса.

3

2

1

1

1

Тема 4.4 Регистры голосов.

Классификация голосов.

                       

3

2

1

1

     1

Раздел 5. Развитие творческого потенциала студента.

23

18

-

18

5

 Тема 5.1. Повышение

 исполнительского  мастерства.

23

18

-

18

5

Всего по дисциплине

89

73

2

71

16

                                Содержание учебной дисциплины

                                         «Вокал»                       

                                                   

                                                       Введение

Студент должен знать:

  1. значение, роль и место  учебной   дисциплины   «Вокальный    класс»   в        

подготовке педагога дополнительного образования детей в сфере          музыкальной деятельности;

  1. особенности сольного исполнительства;
  2. содержание вокальной подготовки.

        Место, роль и значение учебной дисциплины «Вокал» в системе профессиональной  подготовки  дополнительного образования детей в сфере   музыкальной деятельности.

Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Связь учебной дисциплины «Вокал» с другими дисциплинами музыкального цикла.

Особенности и специфика обучения пению по академическому типу голосообразования.

Основные характеристики и эстетические свойства академического пения.                  

            Раздел 1. Овладение вокально-исполнительскими

         приёмами.

Студент должен:

          иметь представление:

  1. о слагаемых культуры вокального исполнительства;

знать:

  1. особенности кантиленного пения;
  2. приёмы дикционной чёткости произношения;
  3. приёмы слухового анализа звучания голосов;

уметь:

  1. исполнять произведения различных стилей и жанров;
  2. исполнять произведения без сопровождения;
  3. исполнять песни школьного репертуара;
  4. петь в темпах различной подвижности: адажио, состенуто,                            

анданте, андантино, аллегретто, модерато;

  1. использовать штрихи (стаккато, маркато), украшения (форшлаги, морденты, группетто);
  2. использовать певческую опору звука;
  3. самостоятельно работать с вокальными произведениями для детской

     аудитории;

  1. самостоятельно творчески работать.

Тема 3.1.Развитие вокально-технических и

художественно-исполнительских навыков.

     Пение вокальных упражнений.

     Пение вокализов 2-й и 3-й степени трудности (в диапазоне децимы, с включением  широких пассажей, содержащих крайние ноты диапазона голоса студента, усложнённой интервалики и др.)

     Овладение певческой опорой звука.

     Закрепление певческой кантилены.

     Освоение и закрепление работы резонаторов.

     Самостоятельная работа:    разбор  вокализов, тренировочные  

                  Тема 3.2.Работа над вокальными произведениями

различных жанров 2-й и 3-й степени сложности.

Разучивание  и исполнение вокальных произведений 2-й и 3-й степени сложности (усложнённая интервалика, ритмические сложности - сложные размеры, синкопы; диапазон   до децимы, типы  различного движения: адажио, состенуто, анданте, модерато, аллегретто ; украшения – форшлаги).

Исполнение вокальных произведений без сопровождения – народная песня, авторское произведение для голоса без сопровождения.

Работа над разножанровыми вокальными произведениями различных стилей: старинная музыка, русский и западный романс, музыка ХХ века, лёгкие арии, песни из мюзиклов, оперетт, опер, народные песни.    

Овладение навыками самостоятельной работы с вокальным произведением и преодоления вокально-технических трудностей: разбор произведения, декламация слов, ритмодекламация отдельных эпизодов, прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей, работа с музыкальными энциклопедиями, оперными либретто, подготовка к экзаменам.

Самостоятельный общий анализ собственного пения и пения других студентов.

                 

                           Тема 3.3.Работа над песней для детей

                         дошкольного и школьного возраста.

         

  Дальнейшее совершенствование исполнения произведений профессионального репертуара под собственный аккомпанемент – работа над школьной песней.

         Приобретение умений и навыков самостоятельной работы над профессиональным репертуаром: подготовка песен для практики в детском саду и школе,  тренировочные занятия.           

                    Раздел  4. Теоретические основы вокала.

         

         Студент должен:

          знать:             

  1. этапы развития певческого голоса;
  2. правила охраны и гигиены детского и взрослого голоса;
  3. классификацию голосов;

          уметь:

  1. применять теоретические знания на практике;
  2. реализовывать основные теоретические положения основ вокала в собственной  исполнительской деятельности.

                                                                                                                               

Тема 4.3. Гигиена и охрана детского голоса.

  Основные правила работы с детскими голосами. Пять основных периодов развития  детского голоса.

Мутация. Занятия пением в «щадящем режиме».

Рабочие диапазоны голосов школьников.

Правила  гигиены  певческого голоса.

Самостоятельная работа: конспектирование темы, изучение вопроса «Гигиена голоса».

Тема 4.4.Регистры певческого голоса.

Классификация голосов.

Определение регистра. Регистры мужских и женских голосов.

Основные типы голосов, их разделение на отдельные виды.

Характеристика  каждого голоса, его диапазон, примеры оперных партий и певцов.

Самостоятельная работа: подбор примеров к теме «Классификация голосов».

Раздел 5. Развитие творческого потенциала студента.

Студент должен:

знать:

  1. пути повышения исполнительского мастерства,
  2. выдающихся исполнителей прошлого и современности,
  3. методическую литературу по совершенствованию исполнительского мастерства,

уметь:

  1. творчески преподносить детям учебный материал с использованием иллюстраций вокальных произведений,
  2. применять профессиональные навыки, необходимые для овладения культурой вокального исполнительства,
  3. применять исполнительские приёмы, раскрывающие художественный образ вокального произведения, индивидуальный стиль композитора,
  4. эмоционально образно интерпретировать художественный замысел произведения.

Тема 5.1.Повышение исполнительского мастерства.                

Этапы развития  исполнительского мастерства. Анализ и самооценка исполнительской деятельности.

Подготовка к экзаменам. Разучивание произведений. Репетиционный период. Использование вокальных способностей для воплощения художественного образа и стиля исполняемого произведения. Индивидуально-творческая интерпретация произведений при подготовке к концертному исполнению. Концертное выступление.

Психологическая готовность студента к выступлению. Чувство эстрады. Умение контролировать себя в момент исполнения на сцене.

 Участие в разнообразных концертах и конкурсах исполнителей.

 Разучивание и исполнение вокальных произведений повышенной сложности (диапазон более децимы, участки неудобной тесситуры; украшения – форшлаг, мордент, группетто и  т.д.)

Использование иллюстраций вокальных произведений на практике. Знакомство с творчеством выдающихся вокалистов прошлого и современности.

  Самостоятельная работа: прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей выдающихся вокалистов, работа с музыкальными энциклопедиями, оперными либретто, подготовка к экзаменам.

Разучивание одного произведения по выбору студента самостоятельно.

                                     Требования по курсам.

На первом году обучения (3 курс) продолжается работа по развитию вокально-технических навыков студентов, накоплению знаний, умений по вокалу, которая началась на 2 курсе в рамках учебной дисциплины  «Постановка голоса» специализации «Музыка».

В течение года студент должен изучить: 2 вокализа, 6 вокальных произведений с текстом, 2 произведения без сопровождения, 2-4 песни для школьников под собственный аккомпанемент, тему «Гигиена и охрана детского голоса» из раздела «Теоретические основы вокала».

          Отчётность:  5-й семестр  – контрольный урок.

          Содержание  контрольного урока: исполнение  вокализа,  вокального произведения с сопровождением,  произведения без сопровождения (а капелла),  детской песни под собственный аккомпанемент.

6-й семестр – контрольный урок.

Содержание контрольного урока: исполнение  вокализа,  вокального произведения с сопровождением,  произведения без сопровождения (а капелла),  детской песни под собственный аккомпанемент.

На втором году обучения (4 курс) студенты совершенствуют и закрепляют приобретённые навыки звукообразования и дыхания, подвижность голоса, выравнивание звучания по всему выявленному диапазону, расширение динамических возможностей (динамического диапазона) голоса.  Задачей четвёртого курса является изучение жанровой стилистики вокальной музыки, художественное развитие студентов.  

 В течение года студент должен изучить:

2 вокализа, 5 вокальных произведений с текстом, 1-2 произведения без сопровождения, 2-4 школьные песни  под собственный аккомпанемент, темы «Регистры. Классификация голосов» из раздела «Теоретические основы вокала».

  Отчетность: 7-й семестр – итоговое занятие.  

       8-й семестр – экзамен.   Он проводится в два этапа:

       1 этап.    Концертное  выступление,  состоящее  из  3-х   произведений:  

 вокальное  произведение   классического  жанра   (желательно ария или       сложный романс),  вокальное произведение любого жанра и стиля (разнохарактерное с первым),   произведение  без сопровождения (а капелла).

       2 этап. Устный ответ на 1 вопрос из раздела «Теоретические основы вокала» за полный курс  обучения, включая «Постановку голоса».

               

 Примерный перечень теоретических вопросов к экзамену:

  1. из каких разделов состоит голосовой аппарат (перечислить);
  2. что относится к органам дыхания;
  3. что относится к органам звукообразования;
  4. что относится к органам звукоформирования;
  5. что такое резонаторы (определение);
  6. какие органы относятся к головным резонаторам (перечислить);
  7. какие органы относятся к грудным резонаторам (перечислить);
  8. что такое вокальные навыки (определение);
  9.  вокальные навыки (перечислить);
  10.  типы дыхания (перечислить);
  11.  моменты певческого дыхания;
  12.  опора дыхания (определение);
  13.  дикция (определение);
  14.  артикуляция (определение);
  15. какие органы относятся к артикуляционному аппарату;
  16.  что такое звукообразование;
  17.  что такое звукоформирование;
  18. атака звука, виды атак (перечислить);

     19. что такое регистр;

  1.  регистры женских и мужских голосов;
  2.  дать классификацию женских голосов (перечислить);
  3.  дать классификацию мужских голосов (перечислить);
  4.  дать характеристику сопрано (любого), привести пример оперной партии,   назвать исполнителя;
  5.  меццо – сопрано; характеристика голоса, привести пример оперной  партии, назвать исполнителя;
  6.  тенор; характеристика голоса, привести пример оперной партии, назвать исполнителя;
  7.  баритон; характеристика голоса, привести пример оперной партии, назвать исполнителя;
  8.  бас; характеристика голоса, привести пример оперной партии, назвать исполнителя;
  9.  перечислить 5 основных этапов развития голоса;
  10.  мутация (характеристика периода);
  11.  гигиена голоса;
  12.  охрана голоса (что следует знать учителю о детском голосе).

Критерии оценки учебной дисциплины

«Вокал».

Первый год обучения (3 курс).

1. При оценке исполнения произведений с концертмейстером и а капелла учитываются:

  1. достаточно развитое певческое дыхание и опора звука,
  2. работа резонаторов,
  3. округлое и ровное звучание голоса на разных участках диапазона,
  4. навыки точного интонирования,
  5. правильная артикуляция, четкая дикция,
  6. навыки пения на стаккато и подвижность голоса,
  7. осознанное эмоциональное исполнение художественного произведения.

 2. При оценке исполнения произведения под собственный аккомпанемент учитываются:

  1. ансамбль между голосом и инструментом,
  2. показ дыхания,
  3. четкость дикции и артикуляции,
  4. выразительность исполнения.

3. Знание темы «Гигиена и охрана детского голоса» из раздела «Теоретические основы вокала».

         

  1. Второй год обучения (4-й курс).                          

1. При оценке исполнения произведений с концертмейстером и а капелла учитываются:

  1. ровное звучание на всем диапазоне
  1. развитое певческое дыхание  и опора звука,
  1.   навыки правильной артикуляции и         дикции,
  2. мягкая атака,
  3. высокая певческая позиция,
  4. осознанное выразительное исполнение программы,
  5. чистота интонирования.

2. При оценке исполнения произведения под собственный аккомпанемент учитываются:

  1. ансамбль между голосом и инструментом,
  2. показ дыхания,
  3. четкость дикции и артикуляции,
  4. грамотность и эмоциональность исполнения.

3.  Знание раздела « Теоретические основы вокала».        

    Оценка «5»(отлично) ставится:

за уверенное и глубокое знание музыкального материала, эмоциональное, выразительное исполнение программы, точное интонирование, выполнение всех вокально-технических требований.

     Оценка  «4» (хорошо) ставится:

за хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокально-технических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное раскрытие художественного образа.

      Оценка  «3» (удовлетворительно) ставится:

за  недостаточно глубокое знание музыкального материала, отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к исполнению программы.

     Оценка  «2» (неудовлетворительно ) ставится:

за неспособность исполнения программы как наизусть, так и по нотам, невыполнение требований вокальной техники.

                  Примерный репертуарный уровень.

                

                             Произведения 2-й степени сложности.

          

                             Романсы и песни русских композиторов.

А.Алябьев. «Зимняя дорога», «Незабудочка», «Собрались мы  к  хозяину».

А. Аренский. «Комар один, задумавшись», «Спи, дитя моё, усни»

П.Булахов. «Тук-тук-тук, как сердце бьётся…», «Право, маменьке  скажу».

А. Варламов. «Горные вершины».

А. Гурилёв. «Сарафанчик», «Улетела пташечка».

Д. Дюбюк. «Не обмани».

В. Калинников.  «Осень».

Ц. Кюи. «Весенняя  песенка», «Май».

С. Танеев. «Колыбельная».

П. Чайковский. «Осень», «Колыбельная».

                       Романсы и песни зарубежных композиторов.

И.С. Бах.  «Нам день приносит свет зари».

Й. Брам. «Колыбельная».

Ж. Векерлен. «Бродя в лесах», «Пастушка-резвушка», «Приди   поскорее       весна», «Филис скупая».

Й. Гайдн. «К дружбе».

Э. Григ.  «Детская песенка».

  А. Тома.  «Вечерняя песенка».

  С. Монюшко. «Золотая рыбка».

  В. Моцарт. «Детские игры», «Маленькая пряха», «Тоска по весне».                                                    Ф. Мендельсон. «Привет».

  Г. Пёрселл. «Ах, как сладок миг любви ».        

  Б. Флис. «Колыбельная».

  Э. Шентирмай. «В мире есть красавица одна».

  Ф. Шуберт. «Колыбельная».

  Р. Шуман. «Мотылёк», «Приход весны».

Песни российских композиторов ХХ века.

     Р. Бойко. Песня Девочки из оперы «Песенка  в лесу»».

М. Блантер. «Грустные ивы», «Колыбельная», «Как служил солдат».               Н. Будашкин. Песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек».

     И. Дунаевский. «Сон приходит на порог», «Шумят седые сосны».

М. Красев. «Летний вальс».

Е. Крылатов. «Рисунки на асфальте», «Где музыка берет начало»,

        «Ласточка».

К. Молчанов.  Песня туристов из к/ф  «А зори здесь тихие».

С. Никитин. «Александра».

А. Островский.  «Пусть всегда будет солнце».

А. Пахмутова. «Хорошо, когда снежинки падают».

В. Соловьёв - Седой. «Никто не забыт».

А. Спадавеккиа. Три песенки Золушки, «Добрый жук» из к/ф «Золушка».

И.Тульчинская. « Муравьиный фонарщик».

Народные песни с сопровождением.

   Русские : «Гуляла я в садочке»  в  обр. С. Булатого,

«Зачем сидишь до полуночи» в обр. А.Варламова,                                                                                                                

          «Не велят Маше» в обр. А.Глазунова,

          «Полосынька» в обр. Ф.Фёдорова,

     «По небу, по синему» в обр. А.Копосова,

   «По улице мостовой»  в  обр. И. Прача,

   «Среди долины ровныя»  в  обр. А.Долуханяна

    Венгерская : «Тихий уголок»  в обр. Н.Новича.

   Литовская : «Добрый мельник» в обр.В.Шипулина.

   Мордовская : «Ой, летят, летят» в обр. Г.Тихомирова.

   Неаполитанская : «Колыбельная» в обр. В. Мельо.

   Польская  : «Висла» в обр. В.  Иванникова.

   Словацкая : «Ивушка» в обр. В. Новака.

Украинская : «Казав менi батько» в обр. Н. Лысенко.

Финская : «Роза у дороги»  в обр. О. Мериканто.

Французская: «Три принцессы» в обр. Х.Мёллера.

Японская : «Среди цветов» в обр. В. Локтева.                                                                                                                           

                         Произведения  3-й степени сложности.

                                     Песни и романсы русских композиторов.

 А.Алябьев.«Я вас любил», «Я вижу образ твой»,«Если жизнь тебя обманет».

П. Булахов.  «Гори, гори моя звезда», «И нет в мире очей».  

  А. Варламов. «Белеет парус одинокий», «Глаза», «Красный сарафан».                                                                        

М. Глинка. «Ах ты душечка», «Жаворонок», «Северная звезда», «Не пой     красавица  при мне», песня Вани из оперы «Иван Сусанин».

А. Гурилев. «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».

А.Даргомыжский. «Лихорадушка», «Расстались гордо мы», «Юноша и дева», «Шестнадцать лет».

А. Дюбюк. «Солнце горы золотило».      

     В. Калинников.  «На старом кургане».

     М.Мусорский.  «С куклой» из цикла «Детская».

К. Пауфлер. «Тихая звёздная ночь».

     Н.Римский – Корсаков. « Тихо вечер догорает».

     А. Титов.  «Не пой, красавица, при мне».

     Ц.Кюи.  «Царскосельская статуя».

     М. Яковлев. «Элегия».         

                 Произведения зарубежных композиторов.

  Л. В. Бетховен. Песня Клерхен  из музыки к трагедии  И.В. Гёте «Эгмонт». 

  Й. Брамс.  «Девичья песня», «В зелёных ивах».

  Ж. Векерлен. «Девы, спешите».

  Дж. Грегори. Менуэт «В душу запал мне образ прекрасный».

  Б. Годар. «Пастушка».

  Э. Григ. «Люблю тебя», «Заход солнца», «Избушка».

  Ф. Кавалли. «Пусть ты жестока».

  С. Маркези. «Бедная роза».

  Ф. Мендельсон. «Лесной замок», «Любимое место».

  С. Монюшко. «Пряха».

  В. А. Моцарт.  Ария Барбарины  из оперы «Свадьба Фигаро»,  «К цитре».

  Дж. Перголези. «Если любишь», «Три дня прошло…».

  А. Скарлатти. «Нет мне покоя», «Перестаньте сердце ранить».

  Р. Фальво. «Скажите, девушки…».                                                                                                                                                                          

  Ф. Шуберт. «Дикая роза», «К музыке», «Куда», «К лютне».

  Р. Шуман.  «На чужбине».

                                      Песни российских композиторов ХХ века.

И. Дунаевский. «Весна идет»  из к/ф «Весна», «Дорогой широкой»  из к/ф «Цирк», «На луга - поляны».

Я. Дубравин. «Сказка родного края».

   Д.Кабалевский. Серенада  Красавицы, Серенада  Дон Кихота    из    музыки  к радиопостановке «Дон Кихот». Песня Насти  из оперы «Семья Тараса».

   З. Левина.  «Вот цветочек распустился», «Весёлая песенка».

  И. Лученок. «Березка», «Память сердца».

К. Молчанов. «Помни».

А.Петров. Песня материнской любви, песня  Синей птицы  из   к/ф     «Синяя

птица». Песня Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».   Песня («Гаснут на песке…») из к/ф «Зайчик».

С. Туликов. «О чём шептал мне старый сад».

Т.Хренников. Колыбельная Светланы,  песенка Лепелетье  из музыки к спектаклю «Давным-давно».  «Ай-ай» - куплеты Доротеи  из оп. «Доротея».

Ю. Чичков. «Свет материнских глаз».

А. Эшпай.  Песня об иве.

Народные песни с сопровождением.

Русские: «Ах, ты, степь широкая»  в  обр. А. Флярковского,

      «Вот мчится тройка удалая»  в обр. неизвестного автора,

     «Из-за лесу, лесу тёмного»  в обр. Н.Римского-Корсакова,

     «Помнишь ли меня, мой свет»  в обр.М. Матвеева,

     «Про Добрыню» в обр. Н.Римского-Корсакова,

     «Травушка-муравушка»  в обр.Н. Фомина,

     «Уж как пал туман»  в обр.Г. Шварца,

     «Чем тебя я огорчила»  в  обр. А. Флярковского,

     «Чернобровый, черноокий» в обр. С. Погребова.

Итальянская : «Тик-е-тик-е-ток» в обр. неизвестного автора.

Литовская : «Дудочка» в обр. Н. Ракова.

Немецкая: «Тки, дочка»  в  обр. К. Молчанова.

   Румынские : «Пой, кукушка», «Перед зеркалом» в обр. В. Сибирского.

Французская : «Птички» в обр. неизвестного автора.

                                             

                Народные песни без сопровождения.                                                                      Русские : «В тёмном лесе», «Выходили красны девицы»,

     «Как у наших у ворот», «Как за речкою, да за Дарьею»,

    «Лён зеленой», «Пойду ль я, выйду ль я», «Перевоз Дуня держала»,

     «Сеяли девушки яровой хмель», «Со вьюном я хожу»,

     «Соловей, соловьюшка»,  «У меня ль во садочке»,

     «Ходила младёшенька», «Шёл ленинградский паренёк».

Белорусские : «Сел комарик на дубочек», «Реченька», «Журавель».

Латышская : «Вей, вей, ветерок».

Украинская : «Веснянка», «Вийди, вийди, Iванку».

                            Произведения  повышенной  сложности.

Вокальная музыка русских композиторов.

М. Балакирев. «Введи меня, о ночь, тайком…».

П. Булахов. «В минуту жизни трудную», «Не хочу».

А. Варламов. «Не отходи от меня», «Что мне жить и тужить».

А. Власов. «Фонтану Бахчисарайского дворца».

А. Глазунов. Романс Нины  из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

М. Глинка. Ариозо Антониды  из оперы «Иван Сусанин».

А. Даргомыжский. «Ночной зефир», «Оделась туманом Гренада».

Ариозо Наташи  «Ах, прошло то время…», песня Ольги  «Как у нас на улице…» из оперы «Русалка».

А. Дюбюк. «Поцелуй же меня, моя душечка», «Сердце, что ты плачешь?».

С.Рахманинов. «Здесь хорошо», «Полюбила я на печаль свою», «Сирень».

М. Речкунов. «Серенада».

Н. Римский-Корсаков. «О чём в тиши ночной», «Не ветер, вея с высоты».

Колыбельная Волховы, ария Любавы   из оп. «Садко». Третья песня Леля  из

оп. «Снегурочка».

А. Рубинштейн. «Ночь».

П.Чайковский. Ариозо Иоланты  из оп. «Иоланта», «День ли царит».

Вокальная музыка зарубежных композиторов.

  И. Бах. Ария  из «Магнификат».

Ж. Бернар.  «Берег моих надежд».

Ж. Бизе.  «Утро».

К. Вебер. Ариетта Энхен  из оп. «Волшебный стрелок».

Р.Венсан. «Ты будешь поэтом».

Ж. Векерлен. «Менуэт Мартини».

Г.Гендель. «Dignare».

К. Глюк. Ария Орфея  из оп. «Орфей и Эвридика».

Э. Григ. «Сердце поэта».

А. Гретри. Ария Изабеллы   из оп. «Говорящая картина».

Т. Джордани. «О, милый мой».

Ф. Дуранте. «Ты любви полна».

Дж. Каччини. «Амариллис».

Дж. Керн. Песенка Жюли    из оп. «Плавучий театр», «Дым».

Б. Марчелло. «Это пламя греет душу».

Ж. Мартини.  «Восторг любви».

Ф.Мендельсон.  «Баркарола».

В. Моцарт.  «Аллилуя».

             А. Скарлатти. «Светило дневное».

   П. Парадизи. «Взял в плен меня обманом».

Дж. Перголези. Ария сопрано, ария альта из «Stabat Mater».

Ф. Шуберт. «Баркарола», «Блаженство», «Приют», «Серенада», «Форель».

Романс Елены   из оп. «Заговорщики».

Вокальная музыка композиторов ХХ века.

Д. Аракишвили.  Каватина царицы Тамары   из оп. «Сказание о Шота        Руставели »

Г. Гладков.  «Вечер утра мудреней».

И. Дунаевский. Ария Клементины из оперетты «Вольный ветер», песня Тони из оперетты «Белая акация», «Лунный вальс» из к/ф «Цирк».

А. Колкер. «Женская доля» из мюзикла «Свадьба Кречинского».

К. Листов. Песня Любаши из оперетты «Севастопольский вальс».

Е. Мартынов.  «Баллада о матери».

Ю. Милютин. Лирическая песня из к/ф «Сердца четырёх».

М. Минков.  «Спасибо, музыка».

А. Новиков. Ариозо матери из кантаты «Нам нужен мир», «Колыбельная» из

цикла «Боевые подруги».

Г. Свиридов. Колыбельная.

Т. Хренников. Песня Доротеи о цветах, песня Инессы из оп. «Доротея».

И. Шварц.  «Наряд подвенечный».

В. Шебалин. «Романс».

                         Народные песни с сопровождением.

   Русские: «Волга-реченька» в обр. Н. Губарькова.

 «Как по лужку травка» в обр. М. Коваля

 «Не брани меня, родная» в обр. А. Дебюк.

 «Не одна во поле дороженька» в обр. Ю. Шапорина.

 «По сеничкам Дуняшенька гуляла» в обр. С. Василенко.

 «Разлука» в обр. А. Мозолова.

 «Что ты жадно глядишь на дорогу» в обр. В. Волкова.

Испанская : «Хабанера» в  обр. П. Лакома.

Украинские: «Ой, ты дивчина» в обр. А. Едличеи.

    «Ганзя» в обр. Н. Лысенко.

Польская: «Краковяк» в обр. М. Феркельмана.

Финская: «Качели» в обр. Г. Синисало.

                     Народные песни без сопровождения.

Русские: «Ах, ты ноченька», «Ах, реченьки, реченьки»,

 «Вниз по матушке по Волге», «Зелёная рощица»

 «Как пойду я на быструю речку», «Как по морю, морю синему»,

 «Милый мой хоровод», «У ворот, у воротиков», «Уж ты, поле моё»,

 «У зари-то, у зореньки», «Я на камушке сижу».

  Австрийская: «Любопытный сосед».

Польская: «Липонька в поле».

Сирийская: «Приди».

Украинская: «Солнце низенько».

Финская: «Ночная песня».                        

             Рекомендуемая литература.

Вопросы  вокальной педагогики. Вып. 1 – 7. – М., 1962-1984.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.

Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в      общеобразовательной школе. – М., 1983.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.

Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М., 1995.

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – Л.,1977.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения.  – М., 2002.

Примерная программа учебной дисциплины «Вокал»  - М.:    Издательский отдел ИПР СРО, 2002.

Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки. //Сборник статей     «Музыкальное воспитание в школе». – М., 1997. -  № 12.

Шевелёва Е.И. Человеческий голос как музыкальный инструмент. – СПб., 1993.

                                   Дополнительная литература.

Архипова И.К. Музыка жизни. – М., 1997.

Коннов А. Борис Штоколов. – Л.,1987.

Кузнецова А. Повесть о народном артисте ( Максим Дормидонтович Михайлов). – М.,1964.

Львов М. А.В.Нежданова. – М.,1952.

Магомаев М. Великий Ланца ( о Марио Ланце). – М.,1993.

Нестеренко Е. Размышления о профессии. – М., 1985. 

Паваротти Л. и  Райт У. Мой мир. – М., 1995.

Руффо Титта. Парабола моей жизни. – Л.,1974.

Сергей Яковлевич Лемешев. Статьи. Воспоминания. Письма. – М.,1987.

Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. – Л.,1990.

Шейко Р. Елена Образцова. – М., 1984.

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ------------------------------------------------------    3

Тематический план учебной дисциплины «Вокал»--------------------     7

Содержание  учебной дисциплины «Вокал»----------------------------     8

Требования по курсам --------------------------------------------------------  12

Критерий оценки учебной дисциплины «Вокал»-----------------------  13  

Примерный репертуарный уровень----------------------------------------  15

Рекомендуемая литература -------------------------------------------------  21

Дополнительная литература ------------------------------------------------  21

                                                                                                                                                               

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)

Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...

Рабочая программа" Английский с удовольствием" для дополнительного образования детей 8-9 лет.

Рабочую программу " Английский с удовольствием"   использую для проведения дополнительных занятий с детьми 8-9 лет, с обучающимися 2-3 классов....

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа учебного предмета "Специальность (аккордеон)" художественной направленности: "Раннее эстетическое развитие"

Данная программа рассчитана на один год подготовки и обучения детей дошкольного возраста навыкам игры на аккордеоне в классе раннего эстетического развития....