Музыкальное зодчество Руси.
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Просандеева Елена Николаевна

Методическая разработка урока " Музыкальное зодчество Руси" разработан в соответствии с программой " Музыка" Е.Д.Критской, Г.П..Шмагиной.  Цель данного урока- познакомить учащихся с  образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Также к уроку прилагается презентация и музыкальный материал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План конспекта урока:

«Музыкальное зодчество России»

Тема: «Музыкальное зодчество России»

Цель: Познакомить учащихся с  образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.

Задачи:

- формирование целостного представления учащихся о  музыкально- художественной культуре Руси.

- развитие эмоционально- осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовного - нравственного содержания.

- выявить взаимосвязи между музыкальной культурой и древним зодчеством.

Оборудование: компьютер, медиапроектор.

 Зрительный ряд: презентация Power Point «Музыкальное зодчество России».

На доске: тема урока «Музыкальное зодчество России», высказывания:

«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души».

                                                 Святой Афанасий Великий 

Ожидаемый результат:

учащиеся должны уметь соотносить разные виды искусства. Научить обобщать музыкально- слуховой опыт учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства и раскрыть виды самостоятельной деятельности: работа со справочным материалом, использование ресурсов Интернет, умение размышлять и сопоставлять.

Используемая литература:

«История отечества» А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков 6-7 класс.

Справочник по мировой культуре и искусству. 2007г.

«История России»А.А.Данилов 6 класс.

senar.rumemoirs/Smirnov/

ru.wikipedia.orgРахманинов 

   www.canto.ru 

www.pravoslavie.ua

www.om-saratov.ru

discopark.ru

www.luchmir.com

ХОД УРОКА:

Учитель: Искусство – это послание потокам.  Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира.

Тема нашего урока – «Музыкальное зодчество России».

Что такое зодчество? Давайте откроем словарь и узнаем смысл этого слова.
У-ся:  Архитектура - (лат.architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения 

Учитель: не маловажный вклад в  развитие архитектуры древней Руси внесли и первые русские «архитекторы» – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.

Зодчество Древней Руси прошло в своем развитии длительный и сложный путь. Самые ранние монументальные сооружения встречаем мы в пределах Киевской Руси. За ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимиро - Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величественные соборы и дворцы Москвы – собирательницы русских земель.

Наивысшего расцвета русское  зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности. ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм (Слайд№ 4)  

 Первые памятники зодчества были деревянными. Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.  

Показ слайдов архитектурных памятников древней Руси. ( слайд2-9)

Учитель: Охарактеризуйте облик первых деревянных храмов древней Руси

Уч-ся: Эти храмы строгие, величественные и в тоже время очень красивые.

Учитель: Как вы думаете, какая музыка должна звучать в этих храмах?

Уч-ся: Духовная.

Учитель: Что такое духовная музыка?

Уч-ся: Музыка, предназначенная для духовного богослужения.

Учитель: По своему характеру, музыка, может быть какая?

Уч-ся:  Созвучная  облику храмов.

Звучит одноголосный древнерусский распев. Слайд № 10

Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке?

Уч-ся: Это одноголосное духовное произведение, исполняемое без сопровождения мужским хором. Музыка мелодичная, распевная, спокойная.

 величественно – торжественного характера.

 

 Учитель: В Киеве ещё в середине Xв. появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками.

В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева (10370) и Новгорода (1052), церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор Владимира (1194-1197), соборы и дворцы Москвы и многие другие произведения.

Показ слайдов№ 11-15

Учитель: Что изменилось со временем в облике храмов?

Уч-ся: Храмы стали более изысканными, более богатыми,  появились купольные пирамиды.

Учитель: Произошли ли изменения в духовной музыке?

Уч-ся: От одноголосья до многоголосья.

Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о музыке, которая была навеяна архитектурой храмов древней Руси.

«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды»- эти слова принадлежат С.В. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Слайд№16

«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны ( в начале1915г) Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей прозвучала как противостояние несправедливости бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатления новгородского Софийского собора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал   прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки.

«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения.

Уч –ся  читают стихотворение И.А.Бунина.

 
ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О "Свете Тихом", — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.  

Учитель + презентация слайд№18-20

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.

Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.

Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений

 — подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами.

  Вслушайтесь в звучание хора «Приидите,поклонимся». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Звучит хор «Приидите,поклонимся»- своеобразный эпиграф – приглашение.Слайд№21

Уч- ся: Начинается произведение двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный  и мелодичный хор, звучащий мелодично и строго, как вступление к действию.

Учитель: Спойте мелодию этого хора и сравните её с главной темой Концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что в них общего?

Уч-ся: Интонации.

Звучит хор «Ныне отпущаеще» (№5).Слайд №22

Учитель: Какой смысл несёт в себе полифоническое звучание хора « Ныне отпущаеще»? Что вносят в характер звучания глубокие мужские  голоса (басы), а что высокие (сопрано)?

Уч-ся: Этот хор подобен умиротворённой колыбельной, в которой мужские голоса звучат как аккомпанемент, а женские как  мамины напевы.

Учитель: Сейчас прозвучит знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни»

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) Слайд №23

Учитель: Проникнуто лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковых композиций. Активно и утверждающе звучит хор « Хвалите имя господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.

Звучит хор «Хвалите имя господне». Слайд №24

 Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.

Учитель: В чём заключается драматическое развитие музыки «Всенощной»?

Уч-ся: В контрастных образах «Вечерни» и «Утрени».

Учитель: Определите средства музыкальной выразительности церковного пения.

Учащиеся работают с таблицей  ( презентация слайд№25)

Учитель: Как вы считаете, почему «Всенощную» С.Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры?

Уч-ся: В своем произведении С.Рахманинов стремился передать всё лучшее, что есть в России. А это и зодчество и музыка и вся культура.

Учитель: Почему это произведение родилось именно в России?

Уч-ся: Это произведение могло родиться только в России. Во всём Русском хоровом искусстве трудно найти  другое такое сочетание, в котором бы русский  характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик  Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».

Учитель: «Всенощная создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижёра В.Чернушенко, - вся Россия. С лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов. С иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов её, с её добрым и умным народом…  Слайд№26

Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас  - в любви и преданности земле своей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальное зодчество России Искусство – это послание потокам

Слайд 2

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах

Слайд 3

Русское средневековое зодчество- одна из наиболее ярких страниц в истории древней Руси. Памятники архитектуры наполняют живым образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие до нас в письменных источниках.

Слайд 4

ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм

Слайд 5

Храм Тихона Задонского

Слайд 6

Часовня Михаила Архангела

Слайд 7

Вознесенская кубовая церковь

Слайд 8

Часовня Трёх Святителей

Слайд 9

Кижи.

Слайд 11

Собор Софии Киевской

Слайд 12

Собор Святой Софии в Новгороде .

Слайд 13

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 14

Дмитриевский собор Владимира

Слайд 15

Собор Василия Блаженного

Слайд 16

Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, потому это русская музыка. С.В.Рахманинов

Слайд 17

«Всенощное бдение» Сергей Рахманинов

Слайд 18

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток.

Слайд 19

ИСТОКИ «ВСЕНОЩНОЙ» Слово (Библия) Знаменный распев

Слайд 20

Образы «Вечерни» «Приидите, поклонимся» (№1) Ныне отпущаевши» (№5) «Богородице Дево, радуйся» (№6)

Слайд 21

« Приидите,поклонимся » (№1)

Слайд 22

«Богородице Дево, радуйся» (№6)

Слайд 23

«Ныне отпущаеще» (№5).

Слайд 24

Образы «Утрени» «Хвалите имя Господне»

Слайд 25

Средства музыкальной выразительности церковного пения Мелодия Фразировка Динамика Темп Дикция (новое сред­ство) Звуковедение Тембр Плавная, выражает различные образы и состояния. Много подголосков Осмысленное исполнение отдельных мотивов, фраз богослужебного текста, акцентов, логического ударения От рр до ff Спокойно, плавно, медленно Ясность, разборчивость произношения Связное, плавное, используется цепное дыхание (смена дыхания происходит не одновременно, друг за другом) Звук округлый, не открытый - обязательное условие церковного пения, особенно гласные е, о, и ближе по звучанию к э, о, ы

Слайд 26

«Всенощная» создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом… Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности земле своей. В.Чернушенко

Слайд 27

Используемая литература: «История отечества» А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков 6-7 класс. Справочник по мировой культуре и искусству. 2007г. «История России»А.А.Данилов 6 класс. senar.ru› memoirs / Smirnov / ru.wikipedia.org›Рахманинов www.canto.ru www.pravoslavie.ua www.om-saratov.ru discopark.ru www.luchmir.com

Слайд 28

Презентацию подготовила Просандеева Елена Николаевна учитель музыки 1 квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревянное зодчество на Руси

разработка урока по ИЗО...

Презентация Зодчество Древней Руси

Материал к уроку истории в 7 классе...

Деревянное зодчество Руси.

Деревянное зодчество Руси....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 1025-летию Крещения Руси.

Школьное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция,посвященная 1025-летию Крещения Руси...

музыкально-историческая композиция "Святые семьи Святой Руси. М.М.Тучкова"

В работе представлена история семьи героя  Отечественной войны 1812 года А.А.Тучкова. Точнее сказать судьба его супруги М.М.Тучковой, урождённой Нарышкиной, будущей игумении Спасо-Бородинского мо...

Музыкальная культура Древней Руси

Музыкальная культура Древней Руси...