Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Ковалева Елена Михайловна

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_primer_pesni_bez_slov.docx19.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Пример песни без слов.

Цель урока: на примере «Осенней песни» Чайковского показать, что музыка бывает настолько выразительной, что может не нуждаться в словах.

Музыкальный материал:

Чайковский «Осенняя песнь» (октябрь) фортепианный цикл «Времена года»

Чайковский «Грустная песенка»

 «Поспевает брусника»

«Желтеют листья»

Оборудование и оформление: фортепиано, компьютер, портрет Чайковского, ребусы по произведениям  Чайковского, краски или цветные карандаши, программа, презентация «Тема осенней природы в живописи», подборка стихов об осени.

Ход урока:

Организационный момент: 1) Вход в класс

                                                       2) Музыкальное приветствие

II.      Пример песни без слов.

У. Ребята, давайте с вами вспомним, как называлась тема первой четверти?

Д. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

У. Какие потери могли произойти с музыкой, если бы не было литературы? Какие жанры могли исчезнуть?

Д. Песни, оперы, балеты.

У. Что такое  опера, балет? На основе чего они пишутся?

У. А во что могли превратиться все песни, если бы не было поэзии?

Д. В вокализы.

У. А что такое вокализ?

Д. Мелодия, которая исполняется голосом, без слов.

У. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, может ли музыкальное произведение по замыслу композитора быть написано без слов, но называться песней, и чем должна отличаться такая музыка?

Главный вопрос, на который мы должны ответить на нашем уроке:

Всегда ли музыка нуждается в тексте?

У.  Очень часто многие композиторы писали и пишут различные музыкальные произведения, называют их песнями, песенками, романсами, но изначально не планируют использование текстов.

Пример такого произведения мы сегодня услышим. Это произведение композитора, который нам хорошо известен ещё с начальных классов. Давайте вспомним композитора, годы жизни которого заключают период с 1840 – 1893 год.

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор.

                                                                    (портрет, коллаж)

     У.  Где родился этот композитор? (Урал, г. Воткинск)

     У. Ребята, а благодаря каким музыкальным произведениям имя этого композитора знает весь мир, назовите его произведения, которые вам известны.                                                             (ребусы по циклам)

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть её прелести.  Ведь даже поздняя осень с хаосом дождей и  ветров  вдруг  дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго.  

Мы сегодня будем слушать произведение из цикла «Времена года», посвящённое осени.

У.    Из скольки пьес состоит цикл? (12)

Для какого инструмента написан цикл «Времена года»?

Каждая пьеса из этого цикла имеет название по месяцу в году, название, соответствующее традициям русского народа и стихотворные эпиграфы русских поэтов.                    (нотный сборник «Времена года»)

Пьесы, характеризующие осень из цикла «Времена года» называются:

«Охота» (сентябрь)

«Осенняя песнь» (октябрь)

«На тройке» (ноябрь)

Мы с вами обратимся к «Осенней песне» Чайковского, эпиграфом к этой пьесе являются строки из стихотворения А.К.  Толстого:

 «Осень, осыпается весь наш бедный сад.

Листья, пожелтевшие по ветру летят..»

У. А вы можете привести примеры стихотворений об осени?»

( Послушайте, какими словами А.С. Пушкин изобразил осень?

"Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван, тянулся к югу.
Приближалась  довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.")

Слушание музыки «Осенняя песнь» П.И. Чайковский

Послушайте, пожалуйста «Осеннюю песнь» Чайковского.   Можно закрыть глаза и постарайтесь представить, какие образы встают в вашем воображении, когда вы слушаете это музыкальное произведение.

- Подумайте, что хотел сказать в этой музыке композитор?

- Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)

-Понятна ли нам эта музыка без слов?

Д. Ответы на вопросы.

-Стонущие, поникшие, плачущие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.

- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.

У. Ребята, а как вы думаете, какую музыку называют вокальной, а какую инструментальной.

Записываем определения  в музыкальный словарь:

Вокальная музыка – музыка, предназначенная для пения.

Инструментальная музыка – музыка, предназначенная для слушания или исполнения на муз. инструментах.

У. А «Осеннюю песню» Чайковского, к какой музыке мы можем отнести? (к инструментальной)

Давайте подведём итог нами сказанного

- Понятна ли нам эта песня без слов?

- Всегда ли музыка нуждается в словах?

 - Если бы не было литературы, какая осталась бы музыка, вокальная или инструментальная?

(ФИЗМИНУТКА)

- Задумчив и тих осенний лес.

- Представьте, что вы осенние листья (встаньте).

- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)

- Ветер качает вас (наклоны в стороны).

- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)

Вокально-хоровая работа.

-распевка

-повторение песен об осени

«Поспевает брусника»

«Желтеют листья»

Творческая работа «Я рисую музыку»

А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый из вас попробовал себя в роли художника и перенёс свои впечатления от «Осенней песни» Чайковского на лист бумаги.

Итог урока: оценки за урок.

Домашнее задание: доделать творческую работу, записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительное искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир".

Интегрированный урок  "Музыка, поэзия, изобразительно искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...