Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования
статья по музыке по теме

Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx18.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования

Основная цель современного музыкального образования  – это «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (ФГОС).

Актуальными проблемами современного общего образования являются:

*использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;

*внедрение новых образовательных технологий;

* использование инновационных форм работы;

* использование современных методов музыкального воспитания;

* использование принципов художественной дидактики;

Урок музыки - это урок творческий, но и на нем должны решаться основные дидактические задачи: образовательная, воспитательная, развивающая.

Задачи школьного образования  направлены на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, его неповторимости, умения найти себя в обществе, уметь преобразовать себя и общество в лучшую сторону.

Современный урок музыки направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет изумление, восторг учеников, одним словом то, что они надолго запомнят. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, знакомая музыка, но в необычном  исполнении и т.д.

Успеху урока музыки способствуют:

*чувство физической раскованности, свободы на уроке;

* правильный выбор и разнообразие методов обучения;

* выраженная заинтересованность  учителя в успехе учеников;

* стимулирование вопросов обучающихся;

* одобрение их активности и осведомленности.

В начальной школе на уроках музыки используются современные методы музыкального воспитания:

  1. Метод  интонационно-стилевого постижения;
  2.  Метод сравнительного анализа;
  3.  Метод  эмоциональной драматургии;
  4.  Проблемно-поисковый метод.

На уроках музыки я широко использую информационные технологии: создание слайдов, их показ на мультимедийном экране, таким образом очень удобно объяснять новый материал - задавая вопросы и сопровождая  объяснение слушанием музыкальных фрагментов. Если запланировано закрепление материала, то показ слайдов или мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами также являются хорошим подспорьем в работе.

Знакомство с новым песенным репертуаром происходит также с помощью компьютера или синтезатора, как и последующая работа над развитием певческих навыков.

Новые формы работы не только модернизируют процесс преподавания музыки в школе, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала  детей. Начиная с первого класса дети изучают фольклор, широко использую метод «разыгрывания»  песни; затем «Метод сочинения сочиненного» помогает продолжить фразу, придумать свою мелодию к знакомому тексту  и т.д. Во время слушания музыки я часто применяю метод «пластического  интонирования», это и  «дирижирование» (играем в дирижёра), создание композиции с помощью рук - этот метод называют «активным» слушанием.

Кроме фольклора и классической музыки  на уроках в начальной школе дети знакомятся с духовной музыкой, это знакомство основано на доступных для детей примерах  (такие темы, как «Перезвоны колоколов», «Рождественские песни»,  «Пасхальные песни») Также в начальной школе дети узнают все основные музыкальные жанры.

Для определения музыкальных форм хорошо помогает метод  «цветового моделирования», то есть цвет помогает определить одинаковые по музыке части произведения и разные, звучания мажора или минора. Дети с удовольствием рисуют простые геометрические фигуры, затем их раскрашивают.

Также новой формой работы является импровизация. На уроках я использую два вида импровизации: музыкально-ритмическую и певческую. Распределяем роли, часть класса - артисты,  часть - зрители и «играем» знакомую детскую сказку на новый лад- придумывая на ходу простые мелодии на только что сочиненные слова, слова берем простые и немного.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает и такой аспект, как работа на уроках музыки над развитием Универсальных Учебных Действий (УУД).

К ним мы относим:

  1. Регулятивные УУД – умение ставить цель, планировать и корректировать свои действия, затем самостоятельно их оценивать;
  2. Познавательные УУД – умение формулировать познавательную цель, анализировать, самостоятельно находить способы решения проблемы;
  3. Коммуникативные УУД – умение работать в группе, ставить вопросы, разрешать конфликты;
  4. Личностные УУД.

Хотелось бы остановиться на развитии личностных УУД. Развитие этих универсальных действий на уроках музыки я считаю особенно важными, ведь они включают в себя мотивацию учения, дети учатся находить смысл и учатся отвечать на вопрос: «Зачем я учусь?» Кроме этого, развитие личностных УУД – это нравственно - этический аспект воспитания: усваивая  учебный материал на уроках музыки ,  дети учатся делать выбор и давать собственную оценку тому, новому, что они узнали – будь то история создания прекрасного музыкального произведения или удивительные факты биографии композитора, учатся давать собственную оценку услышанной музыке.

В наше время новаторских подходов к обучению и воспитанию как никогда актуально звучат слова Василия Александровича Сухомлинского:

      «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты  музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног

В соответствии  с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...

Готовность образовательного учреждения к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

В связи с переходом на стандарты нового поколения, проблема готовности школы к внедрению этой инновации волнует всех руководителей, учителей, родителей учащихся....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Урок физической культуры в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...