Конспект музыкального занятия.
план-конспект урока по музыке по теме

Пирогова Ольга Николаевна

Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе. Тема: "Чувства и настроение в музыке". 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.

Дидактическое обоснование занятия.

Тема: «Чувства и настроение в музыке.»

Цель: развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о музыке композитора П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевский , познакомить с новым произведением П.И.Чайковского «Новая кукла».

Развивающие: продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки. Развивать творческое воображение детей средствами музыки. Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

Воспитательные: формировать ценностное отношение к культурному наследию; развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Методы: наглядные (наглядно – слуховой, наглядно – зрительный); демонстрации и иллюстрации; словесные (беседа, объяснение); практические (импровизационное музицирование, исполнение танцевальной композиции, вокальное исполнение.

Тип занятия: Тематическое, доминантное.

Формы организации: фронтальная.

Средства: портрет композитора П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла». Муз. дид. игра «Музыкальные инструменты». М.д.и. «Лесенка».  Детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик, треугольник, ложки. Фломастеры. Шары.

2.

Ход занятия.

/ Дети, спокойно заходят в музыкальный зал, останавливаются/.

М.р:

Ребята, у нас сегодня на занятии гости, давайте поприветствуем их:  здороваются с гостями и проходят садятся на стульчики. А сейчас  начинаем занятие и как обычно поприветствуем друг – друга. ( Муз.рук. поёт музыкальное приветствие (бодро и весело)): «Здравствуйте ребята!» дети отвечают: «Здравствуйте!»

М.р:

Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (дети отвечают: веселое, радостное, бодрое…)

Правильно, настроение у меня очень хорошее,  ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. И я вижу, что вы сегодня пришли на занятие, тоже с хорошим настроением. А если бы я вдруг поздоровалась вот так?(приветствие в миноре). Что бы вы в этом случае сказали  про моё настроение.( Дети отвечают: грустное, печальное).

Правильно ребята, сегодня у нас с вами занятие необычное мы  будем говорить о чувствах и настроении в музыке, ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.  Скажите, кто пишет музыку?

Дети:

(Ответы детей). Композиторы.

М.Р:

С какими композиторами мы с вами уже знакомы?

Дети: 

(Ответы детей). Д.Б.Кабалевский, П.И.Чайковский.  

/муз.рук. открывает портреты этих композиторов./

М.Р:

Какие произведения этих композиторов  мы с вами уже слушали?

3.

Дети:

(Ответы детей). «Песня Жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Клоуны»…

М.Р:

Ребята, скажите, а характер, настроение в этих произведениях  разное или всегда одинаковое?

Дети:

(Ответы детей). Настроение в  произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная.

М.р:

А почему музыка всегда разная, от чего это зависит…?

Дети:

(Ответы детей)….это зависит от настроения и чувств человека, который пишет музыку…его состояние души….

М.р:

Сейчас я вам предлагаю послушать отрывок уже знакомого вам произведения, а вы должны узнать его автора и название.

/В грамм.зап. звучит произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы»./

М.р:

Кто узнал это произведение и его композитора?

Дети:  

(Ответы детей).  («Болезнь куклы». Композитор П.И.Чайковский.)

М.р:

Какие чувства у вас вызывает это произведение?

Дети: 

(Ответы детей)…грусть, печаль, тревогу…музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая.

4.

М.р:  

Ребята, как вы думаете, а композитор П.И.Чайковский правильно назвал это произведение «Болезнь куклы»? Музыка похожа на то, что кукла заболела?

Дети:  

(Ответы детей)…..

«М.р:

 Ребята, а мы можем вылечить эту куклу, поднять ей настроение?

Дети:

(Ответы детей) Да….

М.р:  

А как?

Дети:

(Ответы детей…) – спеть песню.

М.р:

А какая песня должна быть по настроению?

Дети:

Весёлая.

М.р:

А какие весёлые песни вы знаете?

Дети:

(Ответы детей..) (песня по выбору детей.)

М.р:

Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте,  сначала приготовим наши голосочки, разогреем их уже знакомыми вам упражнениями.

/Идёт распевка -  упражнения: а) самолёты,

               б) паровоз,

в) лесенка. (к этой распевке применяется м.д.и. «Лесенка».) карточки объемные./

5.

/Исполнение песни по выбору детей./

М.р:

Ребята, давайте послушаем следующее музыкальное произведение, и узнаем, изменилось ли настроение у куклы, помогла ли наша песенка?Послушайте, какое сейчас будет настроение в музыке.

/Звучит музыкальное произведение «Новая кукла» муз. П.И.Чайковского./

М.Р:

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

Дети:

(Варианты ответов: весёлое, радостное, игривое, задорное, прыгучее, бойкое, озорное, солнечное.)

М.Р:

А знаете, как называется это произведение? «Новая кукла» и написал его тоже композитор П.И.Чайковский.

Ребята, я сегодня вам приготовила музыкальные инструменты. Посмотрите…назовите, какие: (колокольчик, треугольник, бубен, барабан, металлофон, трещотка, ложки.)

Дети:

/ответы детей./  

М.Р:  

Ребята, а сейчас достаньте карточки из кармашков с изображением музыкальных инструментов. Поиграем в игру.  Я хочу увидеть, как вы все отвечаете на вопросы.

/Показываю детям крупные иллюстрации с изображением тех же муз.инстр, которые у детей на карточках.

 Я вам сыграю произведение, которое называется «Колыбельная». Если это колыбельная, то судя по названию, какие чувства и настроение должна передавать музыка?

Дети:

(Ответы детей)…ласковая, нежная, заботливая…

6.

М.р:

Перед вами карточки с изображением муз.инстр. выберите те инструменты, которые  своим звучанием украсят это произведение.

/муз.рук. исполняет «Колыбельную» муз. С.Левидова./

/работа с карточками – м.д.и. «на чём играю»/

/дети поднимают соответствующую карточку по выбору./ - вариант ответа (колокольчик, треугольник.)

Давайте, послушаем колыбельную в сопровождении колокольчика и треугольника. Правильно ли мы сделали выбор, действительно ли эти инструменты точно передают, характер, настроение колыбельной, украсят её своим звучанием.

/приглашаю 2 – х детей./

/исполняем вместе с детьми колыбельную/.

М.р:

Послушайте сейчас и скажите, какой звучит музыкальный жанр?

/исполняю марш «Барабанщики» муз. З.Парлова./

Дети:

(Марш.)

М.р:

Какие вы выберите музыкальные инструменты, которые правильно помогут передать характер и настроение марша. Покажите карточки.

/Дети показывают карточки, называют инструменты: барабан, бубен./

/ Вызываю 2 – х детей, исполняем вместе с детьми марш./

М.р:

А сейчас послушайте отрывок ещё одного знакомого вам  муз. произведения и скажите, что вам хочется делать под эту музыку, какие чувства она у вас вызывает?

/исполняю весёлую, танцевальную музыку «Мыши на крыше» муз. и сл. И.Бодраченко./

Дети:

7.

(Варианты ответов детей: танцевать, настроение весёлое, бодрое.)

М.р:

А сейчас, я приглашаю вас в круг, инсценировать эту песню – танец. Передать в образах свои чувства, настроение. Считалочкой выберите кота.

/Дети самостоятельно выбирают считалочкой кота./

/Дети самостоятельно импровизируют танец – песню «Мыши на крыше»./

М.р:

Молодцы, а сейчас у меня для вас сюрприз.

/Достаю шары./

М.р:

Посмотрите, сколько у меня шариков, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение?

Дети:

Нет.

М.р:

А  чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого шарика было своё настроение?

Дети:

Рот.

М.р:

Возьмите фломастеры и каждый своему шарику нарисуйте, то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия.

/Воспитатель раздаёт фломастеры детям и помогает справиться с заданием./

/Муз.рук. включает музыку  «Домовой ». – фоногр./

/Под музыку дети  прощаются с гостями, (фотографируемся) с шариками уходят с занятия./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты музыкальных занятий с элементами музицирования.

Интеграция слова, движения музыки - это естественное и закономерное объединение, связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит сама по себе, а каждый принимает участие в процессе ее создания....

Конспект музыкального занятия на волшебной музыкальной поляне (средняя группа)

Рассматриваются с детьми средней группы различные музыкальные инструменты, обучение детей игре на них....

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Музыкальная палитра Татарстана»

Конспект занятия "Музыкальная палитра Татарстана"Цель занятия: пробуждение и стимулирование творческого потенциала дошкольников в процессе знакомства с музыкой  композиторов ТатарстанаЗадачи:Обра...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны».

Конспект музыкального занятия в старшей группе  «Музыкальные краски весны»...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек».

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек»....