Музыкальная гостинная Пушкин в русском романсе
занимательные факты по музыке по теме

Иванова Екатерина Михайловна

 

«Лирика А.С.Пушкина в творчестве русских композиторов»

         Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст.

         В начале 19 века романс появляется в России, и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.
         Начало расцвета романса в России, это первая половина 19 века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения: Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине 19 столетия и в начале 20 к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

         Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_gostinnaya_pushkin_v_russkom_romanse.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»

«Лирика А.С.Пушкина в творчестве русских композиторов»

Преподаватель класса «Академический вокал»:

 Быкова Екатерина Михайловна

2012 год

         Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском, языке, в отличие от песнопений на латинском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст.

         В начале 19 века романс появляется в России, и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.
        Начало расцвета романса в России, это первая половина 19 века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения: Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине 19 столетия и в начале 20 к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

        Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.

         Сегодня мы поговорим о романсах, написанных на стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И проследим, как лирика Пушкина отражалась в творчестве русских композиторов.

         При жизни Пушкина было создано около восьмидесяти романсов.

        В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало тридцать его современников. Среди них профессиональные композиторы: Верстовский, Алябьев, Глинка, Каждый воспринимал и толковал одно и то же произведение по своему. Предназначались эти романсы главным образом для домашнего музицирования. В концертах романсы в то время почти не исполнялись. Отсюда простая музыкальная фактура их, доступная любителям вокальная часть небольшой диапазон (полторы октавы, а иногда и того меньше).

        Если мы послушаем романсы, на стихи  А.С. Пушкина, композиторов того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви
.

         Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относится и современник  А.С. Пушкин  - М.И. Глинка.

         Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

         Самый известный и поистине правдивый романс М.И. Глинки  «Я помню чудное мгновенье…», на стихи А.С. Пушкина. Является образцом вокальной лирики.  Стихотворение было посвящено Анне Петровне Керн, девушке, с которой Пушкин не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства.


Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".

Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
                                                                     
В.И. Красов «Звуки»

         Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания, как например романс «________________________________»

Исполняется романс М.И. Глинки "_______________________________»

         Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился еще один замечательный  роман Глинки «___________________________________»

Исполняется романс М.И. Глинки "________________________________»

Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина и друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы. Однако Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами и интонациями.

                   
Исполняется романс А.С.Даргомыжского "Юноша и дева" 

        Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.

Исполняется романс Н.А.  Римский-Корсаков. "Не пой красавица при мне…"


        Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...".

Исполняется романс Н.А.  Римский-Корсаков. "На холмах Грузии печальной…

         Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.

Исполняется романс «________________________________________________»

         Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г. Ал. Струве  «Храни меня мой талисман»

Исполняется романс Г.А. Струве "Храни меня мой талисман»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, эпиграф «Слыхали ль вы певца любви, певца печали?». На столиках – цветы. Подсвечники с зажжёнными свечами, портреты Анны Керн, Аннет Олениной, Натали Гончаровой. По...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

Литературно-музыкальная гостиная...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....

Музыкальная гостиная "Пушкин в музыке"

Знакомство с поэзией А.С. Пушкина и музыкальными произведения, написанными на его стихи.  Слушание стиховворений А. С.Пушкина, романсов, музыкальных произведений великих русских композиторов...