Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме

Павлова Наталья Сергеевна

Рабочая программа по музыка 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_6_klass_.doc155 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»

«Согласовано»

Руководитель МО

 Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Принято»

На заседании педагогического совета

Протокол № ___ от«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 15  п.  Березайка»

_____________

Приказ № ___ от «___»  ____2012 г.

Рабочая программа по музыке

6 класс

2012 – 2013  учебный год

                                                                                                    Составитель:  Павлова Н.С.

   

                                                                          2012 г.

Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 6 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества.  В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.

 

 

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.


Учебно-тематический план программы по музыке для 6 класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Разучивание песни

I четверть«Преобразующая сила музыки»

9 час.

1.

Преобразующая сила музыки

Музыка и настроение

1 ч.

Е. Крылатова. «Школьные годы»

2.

Разное воздействие музыки на людей

1 ч.

Е. Крылатова.

«Школьные годы»

3.

Задушевность лирической интонации музыки.

Тема счастья в музыке П.И. Чайковского

1 ч.

«Песня о дружбе»

4.

Музыка приносит человеку утешение и опору

1 ч.

«Осень»

5.

Музыка с человеком в горе и радости

Песни в борьбе за мир

1 ч.

Русская народная песня

6.

Музыка -  оружие в борьбе за свободу

1 ч

«Школьная песня»

7.

Сила героической интонации

1 ч.

«С чего начинается Родина»

8.

 Человек – это звучит гордо

1 ч.

«Ты человек»

9.

Музыка помогает человеку в трудную минуту

1 ч.

«Родная сторона»

II четверть «Преобразующая сила музыки»

7 час.

10.

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории

1 ч.

Гимн России

11.

Взволнованные интонации искусства

1 ч.

«Эх, зима»

12.

Взволнованные интонации искусства

1 ч.

«Колокола»

13.

Сатирические интонации в музыке

1 ч.

Народные частушки

14.

Сатирические интонации в музыке

1 ч.

Народные частушки

15.

Музыка Рождества

1 ч.

«Тихая ночь»

16.

Преобразующая сила в музыке

1 ч.

Полонез Ф. Шопена

III четверть«В чем сила музыки»

10 час.

17.

Красота и правда в искусстве и в жизни

1 ч.

«Баллада о солдате»

18.

Красота и правда музыки о героях ВОВ

1 ч.

«Баллада о солдате»

19.

Красота и правда музыки И. С. Баха

1 ч.

«Баллада о солдате»

20

Красота и правда шутливой музыки

1 ч.

«Планета детства»

21.

Красота природы и правда отображения её в музыке

1 ч.

«Ты слышишь море»

22

Сила нравственной красоты человека в музыке

1 ч.

«Ты слышишь море»

23.

В чём сила музыки В.А.Моцарта

Серенада

24.

Разнообразие красоты и выразительности в музыке

1 ч.

«Время, вперед»

25.

Разнообразие красоты и выразительности в музыке

1 ч.

«Прекрасное далёко»

26

Обобщающий урок по теме «В чем сила музыки»

1 ч.

 

IVчетверть «В чем сила музыки»

8 час.

28.

Красота и правда музыки о детях

Роль изобразительности в музыке

1 ч.

«Сказки гуляют по свету»

29.

Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки

Мастерство исполнителя

1 ч.

«Хорошо, что есть каникулы»

30.

Единство содержания и формы – красота музыки

Сила музыки П.И. Чайковского

1 ч.

«Московские окна»

31.

Красота и правда

«легкой» и «серьёзной» музыки

Музыка – гимн жизни

1 ч.

«Верность»

32.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Военная тематика в музыке

1 ч.

«Ехал я из

Берлина»»Песни о солдате»

33.

Жизненная сила музыки П.И.Чайковского

1 ч.

«Дорога добра»

34.

Гармония красоты и правды в жизни и музыке

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах 

1 ч.

«Малиновый звон»

35.

Обобщающий урок по теме «В чем сила музыки»

1 ч.

За учебный год:

35ч.

Календарно-тематический план программы по музыке для 6 класса

Дата

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

I четверть «Преобразующая сила музыки»

1.

Преобразующая сила музыки

Музыка и настроение

Жизнь – источник музыки. Эмоциональное воздействие музыки. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

Р.н.п. «Матушка, что во поле пыльно?»

Ж. Брель «Вальс о вальсе»

Е. Крылатова.«Школьные годы»

2.

Разное воздействие музыки на людей

Особенности музыкального стиля П.И. Чайковского и

 Ф. Шопена

Жанровые особенности вальса.

Сравнение стилистических особенностей музыкального языка П.И. Чайковского и Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса.

Р.н.п. «Зеленая рощица»

П.И. Чайковский «Вальс» фа минор

Ф. Шопен «Вальс №14» ми минор

Е. Крылатова. «Школьные годы»

3.

Задушевность лирической интонации музыки.

Тема счастья в музыке П.И. Чайковского

Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилист. музыкального языка П.И. Чайковского

П.И. Чайковский «Симфония №6», побочная тема 1 части

Р.н.п. «Зеленая рощица»

«Песня о дружбе»

4.

Музыка приносит человеку утешение и опору

Характерные особенности русской народной музыки. Воздействие русской народной музыки через простоту и задушевность интонации. Роль песни в жизни человека.


 «Народные музыкальные инструменты Руси», «Осень»

5.

Музыка с человеком в горе и радости

Песни в борьбе за мир

Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве.

С. Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке», сцена из 5 картины

В. Егоров «Облака», А. Розембаум «А может, не было войны?», Высоцкий В. «Песня о друге».

Современные песни о войне.

6.

Музыка -  оружие в борьбе за свободу

Героическая музыка

Л. Бетховена

Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена.

М. Теодаракис «На побережье тайном», «Я - фронт»

Л.Бетховен. Канон «Прошу вас всем хором гамму пропеть»

Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20»

Л. Бетховен «Соната №7», экспозиция.

Л. Бетховен «Симфония №5», экспозиция 1 части

7.

Сила героической интонации

Сила музыки И.С. Баха

Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха.

1 часть 5-й симфонии Л. Бетховена

«С чего начинается Родина»

8.

Человек – это звучит гордо

Особенности полифонии и гомофонии

Отличительные черты гомофонного и полифонического склада.

И.С. Бах «Весенняя песня»

 

 

«Ты человек»

9.

Музыка помогает человеку в трудную минуту

Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

Песни и музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся

«Родная сторона»

II четверть

«Преобразующая сила музыки»

1.

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории

Показать как песня проявляла себя в переломные моменты истории

Гимн России

2.

Взволнованные интонации искусства

Как в музыкальных произведениях отразилась напряжение дореволюционного времени

 

«Эх, зима»

3.

 Взволнованные интонации искусства

Как в музыкальных произведениях отразилась напряжение дореволюционного времени

Этюд №12 для фортепиано А. Скрябина  «Колокола»

4.

Сатирические интонации в музыке

Сила сатиры в музыке

 


Народные частушки

5.

Сатирические интонации в музыке

Сила сатиры в музыке Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции.


  Народные частушки

6.

Музыка Рождества

Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей

Международный рождественский гимн – Ф.Грубер «Тихая ночь».

 

7.

Преобразующая сила в музыке

Обобщение 1 полугодия

Полонез Ф. Шопена



III четверть

«В чем сила музыки»

1.

Красота и правда  в искусстве и в жизни

Постижение музыкального образа как единства правды и красоты. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Воплощение в музыке темы народного патриотизма. Характерные черты музыкального языка М.И.Глинки. Ария – музыкальная характеристика главного героя.

М.И. Глинка. Ария Сусанина, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»

2.

Красота и правда музыки о героях ВОВ

Точно найденные слова и музыка помогли поэту рассказать о подвиге солдат в годы ВОВ

В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»

3.

Красота и правда музыки И. С. Баха

Сила музыки И.С. Баха

Жизненная сила музыки И.С.Баха. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Многообразие музыкальных образов И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии и гомофонии. Инструментальные обработки музыкальных произведений И.С.Баха.

В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»

 

И.С. Бах «Шутка»

4.


Красота и правда шутливой музыки

Юмор в жизни и музыке

Единство замысла и формы в музыкальных шутливых произведениях. Танцевально-маршевая основа «Сюиты» И.Стравинского. Характерные особенности музыкального языка И.Стравинского. Воплощение музыкальных образов в пластических импровизациях.

 

И. Стравинский «Сюита №2»: «Марш», «Вальс», «Полька», «Галоп».

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка».

А.Журбин «Планета детства».

5.

Красота природы и правда отображения её в музыке

Музыка природы

Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. Особенности развития русского музыкального фольклора в операх русских композиторов

С. Намин «Мы желаем счастья вам»

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: «Третья песня Леля», «Ария Снегурочки», «Сцена таяния Снегурочки».

А. Зацепин, сл. Пляцковского «Ты слышишь, море»

 

6

Сила нравственной красоты человека в музыке

Сила музыки Н.А. Римского Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора

 А. Зацепин, сл. Пляцковского «Ты слышишь, море»

7.

В чём сила музыки В.А.Моцарта

Музыка Моцарта очищает и поднимает её до идеалов совершенства

Рондо. Серенада.

8.

Разнообразие красоты и выразительности в музыке

Красота музыки, созвучной нашему времени

Г. Свиридов «Время, вперед!»

 

О. Хромушин, сл. Куклина «Сколько нас!»

9.

Разнообразие красоты и выразительности в музыке

Красота музыки, созвучной нашему времени

Г. Свиридов «Время, вперед!»

  «Прекрасное далёко»

10.

Обобщающий урок

по теме «В чем сила музыки»

Сила музыкального образа в единстве правды и красоты.

Песни музыкальных произведений по выбору

Защита проектов по теме «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»

IV четверть

«В чем сила музыки»

1.

Красота и правда музыки о детях

Роль изобразительности в музыке

Образное содержание программной музыки. Стилистические особенности музыкального языка С.С.Прокофьева. Жанр сюиты.

С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер», 1 часть

 » «Сказки гуляют по свету»

2.

Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки


Мастерство исполнителя

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина.

Л.В. Собинов – «золотой тенор России».

Многогранность таланта Собинова Л.В. Творческий стиль певца.

Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы»

 

Каватина Берендея из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка».

3.

Единство содержания и формы – красота музыки

Сила музыки П.И. Чайковского

Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского.

П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была»

Украинская народная песня «Веснянка».

 

4.

Красота и правда

«легкой» и «серьёзной» музыки

Музыка – гимн жизни

Красота музыки в единстве содержания и формы. Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова.

Т. Хренников, сл. Матусовского «Московские окна»

С.В. Рахманинов «Весенние воды»

С.В. Рахманинов «Концерт №2» для фортепиано с оркестром, 1 часть

Е. Дубравин «Верность»

5.

«Никто не забыт, ничто не забыто»


Военная тематика в музыке

Песни военных лет. Проектные задания «Истории военных песен».

Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы»

 «В землянке» (сл. А.Суркова, муз. К. Листова), «Темная ночь» (сл.В. Агатова, муз. Н.Богословского), «Священная война» (муз. А.Александрова,  сл. В.Лебедева-Кумача), «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова).

«Ехал я из Берлина»

6.

Жизненная сила музыки П.И.Чайковского

Воплощение русских обрядов в музыке

Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта.

В. Салманов «Лебедушка», фрагмент 4 части хорового концерта

В. Мартынов «Лебединая верность»

«Дорога добра"

7.

Гармония красоты и правды в жизни и музыке

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах 

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Мелодия»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

. «Малиновый звон»

8.

Обобщающий урок

« В чём сила музыки»

Концерт по заявкам учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Знать/понимать:

  1. роль музыки в жизни общества;
  2. воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;
  3. жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  4. приемы развития образов музыкальных произведений;
  5. характерные особенности духовной и современной музыки;
  6. имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);

Уметь:

  1. определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  2. владеть навыками: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  3. анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  4. раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  5. развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...