"Краски и звуки весны"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Полозкова Людмила Павловна

Открытый урок в 5 классе. Метод проекта на уроке музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proekta_na_uroke_muzyki.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   

           

                                               

  «Метод проекта на уроке музыки»

    Краски

          и

  звуки …..

   (урок в 5 классе)

          1.  Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковский «Подснежник»

На доске написан эпиграф Г. Гессе

        Всех звуков и цветов соотношенья,

        А также способы переложенья

        Любых оттенков цвета в ноты, звуки

        О, как хотелось мне азы науки

        Такой постичь!

2.Сообщение темы урока 

На доске выписано незавершенное название темы урока

« Краски и звуки…..»

3.Цель урока

Изучить взаимосвязь музыки и живописи в картинах  природы.

Научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани.

          Ход  урока.

Обратите внимание на доску. Я начала писать тему урока, но не завершила ее. Прошу вас в конце урока придумать окончание темы. А теперь мы продолжим постигать секреты музыки, но  уже через содружество с другим искусством. С каким, вы найдете, прочитав эпиграф « Г. Гессе».

В каком виде искусства употребляются слова цвет, оттенки

Ответ детей: (В изобразительном искусстве)

Природа в искусстве никогда не выглядела простым копированием. Она всегда или печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой ее видит художник.

Природа всегда привлекала  художников и композиторов. Она дарила им звуки и краски. Сейчас мы послушаем музыкальную пьесу  из «Детского альбома»                          П. И. Чайковского «Подснежник». (Звучит  музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» На фоне музыки  показ картины)

Скажите, что вы представили, слушая это произведение? Какие чувства хотел передать композитор своей музыкой?

Ответы детей_____________________________________

Звучало очень нежно, светло, как будь-то  цветок, тянется к солнышку  и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала немного взволнованно, слышно журчание ручейка, а может, и звон капели.                                        Какое стихотворение хочется прочитать, слушая эту пьесу и вглядываясь в картину? ответы детей_____________

Голубенький, чистый

Подснежник- цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние грезы о горе былом

И первые грезы о счастье ином.

Как  я уже вам говорила это произведение из детского альбома П.И Чайковского, а кто знает, как этот альбом  называется?

Рассказ детей: Детский альбом П.И Чайковского «Времена года »                                                                                              

Красота природы, смена времен года. А каждое из них - осень, зима, весна, и лето. Неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

Как называется картина, на которой изображена природа?

(пейзаж)

А художники, которые изображают природу? (пейзажисты)

А назовите известных художников -  пейзажистов?

(Константин Юон, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов и многие другие)

Перед вами репродукции картин известных художников - живописцев.  

            Здесь мало увидеть,

            Здесь нужно всмотреться,

            Чтоб ясной любовью

            Наполнилось сердце

            Здесь мало услышать,

            Здесь вслушаться нужно,

            Чтоб в душу созвучья

            Нахлынули дружно.

                                                                                                   Что объединяет эти репродукции?

(Любовь к весне, к природе)

Поднимите руки, кто любит весну. Почему?

Ответы детей______________

Хороша наша русская весна,

 природа просыпается, от зимней спячки, распускаются первые листочки на деревьях, на проталинах появляются первые цветы – подснежники. Проглядывает молодая нежная травка, птицы запели свои весенние трели.

Душа ликует и поет. Мы с вами тоже знаем песни о весне. Одна так и называется: ласточка «Ласточка» муз. Е.Крылатова ,стихи И. Шаферана.

(Исполнение песни).

Очень часто к образу цветка обращаются как композиторы, так и живописцы. Форма цветка, его видение зримо присутствует во вступлении к балету Игоря Стравинского «Весна священная». Сейчас мы послушаем это произведение и попробуем нарисовать картину. Удивительно замечательное  явление природы - распускание бутонов, стебелька запечатлено в этой музыке. Вначале фагот своим наигрышем напоминает строение стебелька, который тянется вверх. Вот стебелек обрастает листочками, мелодия все больше и больше обрастает мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье. И вот цветок распускается. Пришла  весна!

        Мы услышали и увидели, как композитор и художник  изображают пробуждение земли от зимней спячки.                

Сейчас мы с вами тоже попробуем стать композиторами и              

художниками. Изобразим звуками музыки нашу природу. У меня на столе лежат музыкальные инструменты. В них мы найдем голос неба, земли, солнца, пение птиц, деревьев, цветов, которые хотят прогреться на первых лучах весеннего солнышка.

 ( Каждому конкретному образу природы, выбирается голос

        музыкального инструмента.)

        Земля и небо- синтезатор         Птицы- свистульки                  

        Солнце- треугольники        Цветы- металлофон

        Деревья- трещотки

        Ветер- маракасы

        (Одни ученики выбирают инструменты, другие на

             Фланелеграфе выкладывают картину весны).

Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить нашу словесную картину. Мы не только смогли ее           представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.

        Не правда ли понять и говорить о музыке очень трудно?

Но есть специальные слова, и некоторые из них мы ужезнаем.

Сейчас мы  послушаем «Жаворонок»М.А.Балакирев. Я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения (Прием «Слушание рукой» детям знаком).              

На парте лежат листочки и карандаши для построения диаграммы.

Что показала наша рука? Голос земли и голос неба. Т.е музыка нам открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. В музыке, пространство, в которое «вписываются» все звуки называют регистром. Если низкие звуки - низкий регистр, высокие - высокий регистр, а звуки которые исполняет человеческий голос - средние.

Какой регистр, преобладал в этом произведении?

Ответ детей___________________

Вот такая музыкальная диаграмма «Весны» получилась у нас.        

        

                             Итог урока

        Все композиторы, художник, поэты и другие создатели по - своему волшебники. Они создают замечательные произведения искусства, которые помогают остальным людям видеть мир по - другому, более глубоко и разносторонне. Для этого необходимо вдохновение.

И так, ребята, возвратимся к началу урока. Что же мы должны дописать в названии урока? Какое слово? И что получится, мы вместе прочтем!

        «Краски и звуки весны!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краски и звуки музыки

Презентация к уроку...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.

Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...

Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета.

Приглашаю  на урок-экскурсию в 6 класс.Урок создан по технологии критического мышления....

Технологическая карта урока в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета"

Технологическая карта урока урока литературы в 6 классе....