Беседа для воспитанников деткого дома «Юность Шостаковича»
методическая разработка по музыке по теме

Гриценко Татьяна Евгеньевна

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тона, красках.

Это слова крупнейшего композитора ХХ века Д.Д. Шостаковича обращенные к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shostakovich.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Детская музыкальная школа № 14

Беседа для воспитанников

 Детского дома №2

«Юность Шостаковича»

 

Выполнила:

Преподаватель

теоретического отделения

Гриценко Т.Е.

Кемерово, 2011г.

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тона, красках.

Это слова крупнейшего композитора ХХ века Д.Д. Шостаковича обращенные к людям.

Музыка Шостаковича неразрывно связана с жизнью и историей нашей страны. Все беды и страдания выпавшие на долю народа, он пропустил через свое сердце и выразил в своих произведениях. Композитор сочинял так, будто считал себя лично ответственным за неразумные деяния человечества. Он протестовал против насилия над личностью, беспощадно обличал зло, верил в Человека, в бессмертие его творений.

Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни как Шостакович. Он был сразу возведен в ранг классиков, получал зарубежные награды и дипломы, был почетным членом всевозможных академий, университетов, лауреатом международных премий. Советских наград тоже было достаточно, но композитор не был свободен в своем творчестве: он должен был выполнять приказы: о чем, какую музыку и как писать, а за неповиновение его не раз буквально уничтожали и обвиняли во всех грехах. Шостакович подчинялся и неподдавался. Что значит подчинялся ? — исполнял то, что ему поручали, занимался общественной работой, отнимавшей много времени и сил вместо того, чтобы сочинять музыку. По другому было просто нельзя. Это было время репрессий. Беда могла постучаться в окошко каждой семьи... Так была отправлена в ссылку сестра композитора, расстрелян ее муж, выдающийся физик. В застенках НКВД погибли близкие Шостаковича люди — маршал Тухачевский, режиссер Мейерхольд. Все это произвело очень сильное впечатление на композитора: «Я был близок к самоубийству...мое прошлое было зачеркнуто...я не видел выхода...я просто хотел исчезнуть». Но музыка оказалось сильнее мрачных настроений. В своих «бестекстовых» произведениях Шостакович стал говорить то, что считал нужным.В инструментальной музыке он утверждал, что человек способен устоять и перед физическим уничтожением, и перед духовным порабощением, оставаясь Личностью.

Сочинял Шостакович быстро и повсюду — за рабочим столом, на отдыхе, в поездках, в больнице. Вся музыка рождалась в голове,он сразу же мог написать партитуру симфонического произведения и для записи не требовалось проигрывание на рояле. Композитор обращался ко всем жанрам, и в каком бы  жанре не пробовал он свои силы, под его пером рождались выдающиеся произведения. Но главным жанром для Шостаковича была симфония. Именно в его 15 симфониях воплотилась история ХХ века.

А еще Шостакович любил театр, увлекался цирком, был завзятым футбольным болельщиком, даже окончил школу футбольных судей. Внешне он был хрупким, скромным, при этом «чрезвычайно умным, сильным... и мудрым человеком» (М.Зощенко).

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года в интеллигентной семье. Его отец Дмитрий Болеславович инженер-химик, работал в главной палате мер и весов. Мама Софья Васильевна закончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и оставила исполнительскую деятельность ради семьи. Семья Шостаковича была гостеприимной, по вечерам приходили товарищи по консерватории и любимым время препровождением было музицирование. Дарование ребенка было замечено довольно поздно, потому что мама принципиально считала, что начинать музыкальное обучение нужно не раньше 9 лет. Да и у  Дмитрия особого желания учиться музыке не возникало, он даже всячески уклонялся. Дело в том, что старшую сестру Марию мама стала учить с 8-летнего возраста и 5-летнему Мите эти занятия не нравились: сестра с трудом осваивала ноты и мама раздражалась. Митя старался не подходить к фортепиано, но когда в соседней комнате или квартире звучала музыка, мальчик мог подолгу сидеть прислонившись к стене и слушать. Родители на эту склонность внимания не обращали: мальчик ничем не выделялся — разве только кротостью и добротой.

Софья Васильевна начала учить его фортепианной игре только потому, что стремилась всех своих детей приобщить к музыке. В один из дней мама сказала: «теперь я буду обучать и тебя, Митя», на что мальчик попросил умоляюще: «Только не так как Марусю, только не по линеечкам». Но неожиданно выяснилось, что занятия он усваивает с необычайной легкостью, даже с линеечками и вскоре сам стал писать нотные знаки. Митя быстро выучивал наизусть музыкальные произведения - «само запоминалось». Поэтому родители отдали мальчика в музыкальную школе И. Гляссера. Успехи были ошеломляющие, в скором времени ребенок играл сонаты Гайдна, Моцарта, фуги Баха.

Появились первые собственные сочинения. Это был 1917 год — бурное время стремительных революционных событий. Нередко в квартире Шостаковичей скрывались в те дни большевики-подпольщики. Нужно отметить, что дедушка Болеслав был революционером и отправлен в ссылку. Дети в это время жили интересами своих родителей и рано приобщались к политике.

С февраля 1917 года Дмитрия неудержимо тянуло на митинги, манифестации, где звучали речи и споры о мире, земле, хлебе. Все это ассоциировалось у мальчика с музыкой. Во время июльской демонстрации на Невском проспекте городовой убил на его глазах ребенка. Много дней не могла Софья Васильевна успокоить сына. Заглянув как-то в его нотную тетрадь, она увидела крупно написанные строки с надписями «Солдат», «Траурный марш памяти жертв революции», «Гимн свободы» - это были первые сочинения его сына.

В 13 лет Шостакович поступает в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано к профессору А.А.Розановой (затем переведен в класс Л.В.Николаева) и одновременно в класс композиции к профессору М.О.Штейнбергу. Заключение экзаменационной комиссии — «Моцартовский талант». От посещения гуманитарных классов мальчика освободили. Только родители в глубине души все-таки не до конца верили в музыкальное будущее сына и решили, что консерваторское образование он должен совмещать в обучением в школе.

Занятия шли успешно. Уже через год директор консерватории  А.К.Глазунов в своих экзаменационных отзывах писал о Шостаковиче: «...выдающееся музыкальное и виртуозное дарование» и вывел 5+ по гармонии и фортепиано.

После революции в Питере царил настоящий беспредел. В городе не было продовольствия, начался голод. Деньги в это время совершенно утратили свою ценность, зато продукты питания стали бесценны, покупки производились путем обмена. Хотя Дмитрий Болеславович работал в торговле и занимал руководящий пост, заработанных им денег не хватало даже на основные продукты питания. Матери приходилось давать уроки фортепиано, за которые она получала хлеб. Мучил голод. В биографии Шостаковича написанной В. Серовым, читаем: «Когда летом 1919 года Надежда приехала Петроград дети Шостаковича встретили криками «мы голодные, тетя Надя, мы голодные!»». В консерватории выстраивались очереди за похлебкой из конины, а случалось суп готовили из крыс. Ежемесячный паек, выдаваемый особо одаренным обучающимся составляли: 400гр. Мяса и 4ст.л. Сахара на месяц. Родители часто отказывали  себе в еде, чтобы больше осталось детям. И все же у Дмитрия развилось сильное малокровие, не переставала болеть голова — началась анемия.

Зима 1919 года к постоянному недоеданию добавила страдание от жестокого холода. Это был настоящий подвиг пешком добраться до консерватории, а потом несколько часов заниматься в неотапливаемом помещении. Чтобы пальцы шевелились в классах устанавливали «буржуйки» - металлические печки, которые можно было топить чем угодно. Поэтому каждый приносил с собою топливо — кто полено, кто охапку щепок, а кто ножку стула или книгу. А занятиях композиции сидели в пальто, в перчатках снимая их ненадолго чтобы написать нотный диктант. В холодное время пальцы застывали на клавишах рояля. Не было теплого пальто, крепкой обуви. Многие студенты бросали учебу. Не выдерживали и пропускали занятия профессора. Но юный Шостакович каждый день упрямо вышагивал далекий путь, в консерваторию пешком. Если же профессора в консерватории не оказывалось, Шостакович шел к нему домой и получал свой урок. Он занимался музыкой не щадя сил и здоровья.

Почти ежевечерне его можно было видеть на концертах открывшейся в 1921 году филармонии. Денег на билеты не было: консерваторские учащиеся пробирались «зайцами», прятались за колоннами, а с началом концерта, усаживаясь обычно на ступеньках слушали музыку.

Для того чтобы получить нужные знания Щостакович настойчиво вырабатывал в себе удивительную быстроту действий, точность, внутреннюю организованность, позволяющую ничего не упустить, всюду успеть. Неиссякаемые веселость и насмешливость, рождающиеся из жизненной активности помогали в борьбе с голодом и унынием.

Хотя на первых курсах консерватории классов практического сочинения не было, Шостакович стал приносить Штейнбергу свои композиторские опыты, среди которых первое скерцо для оркестра и опера «Цыганы» по А.С.Пушкину, написанное по всем правилам. С 14 лет Шостакович сочинял музыку регулярно. Именно 1920 годом он и обозначил начало профессиональной композиторской деятельности.

К 1921-1922 году относятся и более солидные работы среди которых «3 фортепианных фантастических танца» - остроумные, блестящие зарисовки, которые поныне остаются популярными пьесками и входят в педагогический и концертный репертуар.

В 1922 в семью пришла беда: скончался отец, ослабленный голодом организм не справился с пневмонией. Семья осталась без всяких средств существования. Спустя несколько месяцев Дмитрий перенес тяжелую операцию едва не стоящую ему жизни.  Ослабленное здоровье, трудное положение семьи заставили Шостаковича отложить окончание композиторского факультета консерватории  на  2 года, форсировать занятия на фортепианном, чтобы получить исполнительский диплом и  с ноября 1922 года устроиться на работу пианистом-иллюстратором.

2 года Шостакович работал тапером в немом кино. В кинотеатрах «Светлая лента», «Сплендит-Палас» и «Пикадилли». Несмотря на пышные названия эти кинотеатры находились в катастрофическом состоянии. «Кинотеатр был старый, обшарпанный и смрадный, многие годы не видавший не свежей краски, ни щетки с облезшими стенами и кучей мусора в каждом углу. 3 раза в день его заполняла толпа зрителей вносивших снег на обуви и пальто. Люди жевали принесенные с собой яблоки и лузгали семечки, сплевывая шелуху на пол. Духота исходившая от сгрудившихся тел и влажной одежды в сочетании с жаром двух маленьких печей приводила к тому, что под конец сеанса воздух был накален, а когда двери открывались чтобы выпустить зрителей и проветрить помещение перед следующим сеансом, по залу гулял сквозняк. Митя сидел перед экранам, с мокрой от пота спиной. Близорукими глазами через очки в роговой оправе он внимательно следил за развитием действий, барабаня пальцами по расстроенному пианино». (Автобиография)

Деньги, заработанные в кино были настолько мизерные, что не хватало даже на покупку галош и перчаток,не хватало и на оплату квартиры. Работа для Шостаковича была на первом месте. Юноша приходил домой поздно вечером, до 4-5 часов утра не мог уснуть, перед глазами мелькали кадры кинофильмов, а утром с трудом заставлял себя подняться и шел в консерваторию. Шостакович продолжал успешно заниматься и был намерен любой ценой оставаться лучшим студентом.

Энтузиазм, который Шостакович проявлял на занятиях, его воодушевление, оптимизм и вера в себя были  непобедимы. Несмотря на катастрофическую ситуацию он учился и работал без передышки. А его композиторские достижения того периода вызывают изумление.

В июне 1923 года Дмитрий Шостакович блестяще закончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 по классу композиции. Его дипломная работа первая симфония фа минор посвященная событиям  октября      1917года принесла юноше широкую известность, славу и успех.

Начиная свой творческий путь 19-летний Шостакович сказал: «Я буду работать, не покладая рук в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь». Это юношеское обещание композитор выполнил только благодаря своей целеустремленности, организованности, трудолюбию и вере в себя.

Слушание «Фантастические танцы»

Приложение - фотографии

Список литературы:

  1. О.Домбровская «Д.Шостакович»
  2. К.Мейер «Шосткович. Жизнь замечательных людей»
  3. О.И.Аверьенова. «Отечественная музыкальная литература ХХ века»
  4. М.Шорникова «Русская музыка ХХ века»
  5. С.М.Хентова. «Шостакович в Петрограде-Ленинграде.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для воспитанников детского дома « Курить – здоровью вредить!»

Развитие у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм....

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии"

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В резу...

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Есть такая профессия - инженер"

Знакомство воспитанников с профессией инженера, рассказ о истории и значимости профессии, её плюсах и минусах, о многообразии её специализаций....

Беседа с воспитанниками детского дома «Учись жить в семье»

Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких....

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Влияние спайсов на организм человека"

Беседа с воспитанниками о влиянии спайсов на организм человека, изучение последствий употребления курительных смесей. Попытаться сформировать у воспитанников алгоритм действий по отказу от предложений...

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Молодежь и наркотики"

Беседа с воспитанниками о наркотиках, наркомании....

Беседа «Семейные ценности и традиции» (с воспитанниками детского дома)

Цель:  Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение  добрых традиций, объединяющих родных и близких.Задачи:Образовательные:Формировать  у детей представление о се...