Методическая разработка
методическая разработка по музыке (10 класс) на тему

Тихомирова Марина Юрьевна

Методическая разработка концертмейстера, педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию  

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования

ПУ№70 г. Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования

Методическая разработка

« Задачи концертмейстера в  освоении музыкально-вокальных навыков у учащихся профессионального образования»

Концертмейстера Тихомировой Марины Юрьевны

Санкт-Петербург

2009г.

Оглавление:

-ведение

-подбор репертуара

-предварительное ознакомление с произведениями

-разучивание: преодоление технических трудностей

           и создание художественного образа

-концертное исполнение

-заключение

1.Введение.

Учитывая, что  большую часть составляю    дети –сироты, музыкальное образование должно носить не только вокальную работу, но и психологическую, воспитательную.

Работа с учащимися заключается в том, чтобы научить детей слушать, любить и понимать музыку, классическую, современную, народную, джазовую, во всех ее проявлениях.

Задача концертмейстера – помочь ученику донести вокальное произведение до слушателя, проникнуться мелодией, передать характер исполняемого произведения.

 Для удачного исполнения произведения большую роль играет подбор репертуара. В этом ему поможет – концертмейстер. Он подберет под соответствующий голос, тембр – романс или песню, народную мелодию.

Для того, чтобы произведение понравилось нужно рассказать о композиторе, авторе слов, создании произведения.

Заинтересовав учащегося, нужно         преодолеть технические трудности.

Главное, чтобы учащийся приобщился к миру музыки, научился петь под аккомпанемент, вершина его обучения – концертное выступление перед публикой, творческое собственное самовыражение.

 Роль концертмейстера в процессе воспитания духовной, нравственной, музыкальной личности очень значительна, тем более, что дети, без родителей нуждаются в большем внимании.

Важную роль играет в музыкальной жизни – подбор репертуара:

1.При выборе музыкального произведения нужно учитывать:

-возраст ребенка

-уровень музыкальной подготовки

-психологические особенности возраста

-содержание музыкального произведения

-языковые особенности

-строение голосового аппарата

-эмоциональные особенности учащегося

При подборе репертуара можно ознакомить с историей создания произведения. Может быть красивая мелодия, художественный образ песни заинтересует учащегося и на его выбор повлияет  знакомая мелодия.

При предварительном ознакомлении стоит обратить внимание на фразировку, интонацию песни, дыхание по фразам.

Например,  в песне В.  Шаинского «Уголок России» -  длинная фраза, образ России, берез, нужно петь нежно        на цепном дыхании.

Песня для высокого голоса, можно транспонировать и петь альтам.

Можно привести пример песен Корейской культуры.

Они совсем другие – светлые, совсем непохожи на русские, напевные песни.

Например, песня «Ветерок». Идет вокализ, затем дуэт поет в унисон.

Перед исполнением идет подготовка:

-рассказ о Корее

-народные мотивы

-истории создания песни

-исполнение на корейском языке

-вокальные трудности

Преодоление вокальных трудностей, языковых ведет к созданию художественного образа песни в целом, отдельной фразы, ноты.

Для этого разучиваются вокальные упражнения,  цепное дыхание, пение в унисон.

Вырабатывается дикция, фразировка, речитатив и кантилена, правильная артикуляция, тонкость  расстановки смысловых акцентов,

Постановка ударения в музыкальной фразе.

Идет работа над осмыслением художественного образа произведения.

Сам учащийся – творец исполнения музыкального произведения.

Это очень важно для ребенка. Раскрытие своих творческих способностей, осмысление своего мира и передача другим людям  через песню.

    Важно не только выучить правильно произведение, передать характер, но и донести до слушателя – концертного выступления.

Учащихся нужно познакомить с мировой музыкальной культурой, без

 которой невозможно было бы говорить о современной музыке.

Эта вся русская музыка, народная, западная музыка, музыка народов мира.

Без их влияния нет современных направлений. Нет джаза, нет рока, т.д.

Велик язык музыки – язык нот, для всех музыкантов. Поэтому их художественный образ понятен любому человеку.

Например, корейская песня «Дорога к дому».

Исполняется  на корейском языке в сопровождении свирели.

Исполнители в корейских костюмах передают мелодию на корейском языке в чередовании со свирелью. Певцы в образе голосом рассказывают нам о быте Кореи, колорит передает свирель – народный инструмент не только России, но и задумчивой Кореи.

Спеть на корейском языке для профессионального певца сложно, а для учащегося профессионального училища – настоящая победа.

Учащиеся через песню другого народа передают нам весь колорит природы Кореи, ее людей, чувства двух людей.

Это настоящее искусство – концертное исполнение.

Как говорилось выше  концертное исполнение.

Очень важно для концертмейстера поддержать исполнителя, дать ему возможность передать весь внутренний мир произведения.

Любую неправильно взятую ноту наполнить аккомпанементом, уменьшить свое звучание, дав возможность певцу протянуть ноту. Закончить фразу. Для любого певца это значимо.

Концертмейстер как дирижер, плавно сопровождает певца, ведет его по всему произведению.

Сам выход певца на сцену требует определенных навыков:

-умение вести себя на сцене

-психологический момент (выступление перед большой, незнакомой аудиторией)

-вокальное исполнение

-пение под аккомпанемент

-сценический образ

Концертмейстер должен подхватить певца в любой, неожиданный момент, потери голоса, неправильно взятой ноты, паузы.

Он – хорошая опора для певца.

Отличным исполнением будет – слияние голоса и аккомпанемента в единое целое.

Например, в романсе Булахова «На заре ты ее не буди».

Идет связь между певцом и концертмейстером. Они как единое целое слышат друг друга, один рассказывает голосом, другой – игрой на рояле.

Когда солирует один инструмент, то он передает характер через звук.

И этот язык музыки понятен всем.

В заключение  хочется сказать, что роль концертмейстера очень важна.

Это один из исполнителей произведения, от его умения играть и вести главную музыкальную тему зависит все звучание произведения.

Его знания, умения, художественный вкус – основа профессии.

Он творец, которому доверяют люди, учатся на его примере, берут все лучшее, значимое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...