Педагогические принципы обучения как основа музыкального воспитания.
методическая разработка по музыке на тему

Пермякова Любовь Васильевна

В данной методической работе теоретически формулируются некоторые принципы и общепедагогические методы музыкального обучения, необходимые для реализации комплекса задач, стоящих перед педагогом в обучении игре на фортепиано. Эти принципы помогают в поиске путей и методов совершенствования процесса обучения, в развитии эмоциональной сферы ученика, его музыкально-слуховых представлений, образного мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchepedagogicheskie_metody_i_principy.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ   И   ПРИНЦИПЫ   -

            ФУНДАМЕНТ  МУЗЫКАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ.

                                                        Методическая работа  

                                                        Пермяковой  Л.В.

                                                   2013г.

   Разнообразие  применяемых  методов,  готовность  находить  новые,  порой  неожиданные  способы  педагогического  воздействия  свидетельствуют  о  том,  что  педагог  в  своей  деятельности  опирается  не  только  на  свой  опыт,  а  на  определённые  принципы,  создающие  основу  для  новых  практических  находок.  Отличительной  особенностью  педагогического  мастерства  становится  не  только  углублённое  знание  предмета,  но  и  системная  организация  всех  методов  и  приёмов  на  основе  закономерностей  и  принципов  обучения.

   Принципы  составляют  опору,  каркас  учебного  процесса,  определяют  стратегию  действий  педагога.  Поэтому  главным  условием  формирования  любого  принципа  обучения  является  его  способность  адекватно  отражать  объективные  закономерности  учебного  процесса,  направлять  его,  координировать  детали  обучения  в  русле  единого  целостного  педагогического  воздействия.

   В  определении  направляющих  установок  в  воспитании  пианистов  неоценимую  помощь  оказывает  общая  педагогика,  где  принципы  обучения  подробно  разработаны.  Вместе  с  тем,  они  не  могут  быть  механически  перенесены  в  музыкальную  педагогику  из-за  ряда  существенных  различий  в  содержании  и  организации  учебного  процесса.

   Так  как  обучение  игре  на  фортепиано  проходит  в  индивидуальной  форме,  то  это  открывает  дополнительные  возможности  в  повышении  эффективности  педагогического  процесса  и  несколько  смещает  акценты  в  формулировании  принципов.  Существенное  отличие  обучение  игре  на  фортепиано  от  какой-либо  другой  учебной  дисциплины  заключается в  специфичности  предмета  изучения.  Его  содержание,  помимо  информативной  базы,  связано  с  искусством,  художественным  творчеством,  а  также  с  моторикой  пианиста,  с  необходимостью  освоения  специализированных  двигательных  навыков.

  Одним  из  условий,  обеспечивающих  практическую  значимость  принципов  воспитания  музыканта,  является  их  адекватность  конечному  результату  обучения.  Поэтому,  прежде  чем  сформулировать  главные  принципы,  необходимо  определить  основные  цели  обучения.  При  этом  во  главу  угла  должны  быть  поставлены  не  только  проблемы,  связанные  с  профессиональной  подготовкой  музыканта,  но  более  широкая  задача:  воспитание  творческой  личности,  оснащённой  всеми  необходимыми  знаниями,  умениями,  навыками  и  социально  полезными  морально-этическими  качествами.

   В  связи  с  этим  комплекс  задач,  стоящих  перед  музыкальной  педагогикой,  можно  условно  разделить  на  две  большие  группы:

-  совершенствование  профессиональных  качеств;

-  формирование  социально-ценных  свойств  личности,  мировоззрения  музыканта;

Исходя  из  главной  цели  обучения,  можно  определить  основные  задачи:

-  формирование  музыкально-художественных  способностей  учащихся:  образного  мышления,  интеллекта,  памяти,  слуха,  ритма,  художественного  вкуса;

-  овладение  репертуаром  и  приобретение  музыкальных  знаний;

-  формирование  исполнительских  навыков,  овладение  техникой  игры  на  инструменте;

-  освоение  принципов  работы  над  музыкальным  произведением;

-  освоение  навыков  чтения  нот  с  листа;

-  освоение  навыков  игры  по  слуху,  транспонирования.

   Кроме  овладения  профессиональными  навыками,  проблема  формирования  социально-ценных  свойств  личности  становится  сейчас  исключительно  актуальной.  Поэтому  воспитательная  сторона  учебного  процесса,  формирование  социально  полезных  установок  у  молодёжи  является  в  наше  время  одной  их  важнейших  задач,  решать  которую  должен  в  своём  классе  каждый  педагог.  Особенно  актуальна  эта  работа  сейчас,  когда  средства  массовой  информации  отстранились  от  проблем  воспитания,  а  искусство  не  в  состоянии  реально  воздействовать  на  духовное  развитие  молодёжи.  Таковы  в  самых  общих  чертах  основные  цели  и  задачи  обучения  и  воспитания  музыканта.  Соответственно,  и  принципы  обучения  должны  быть  ориентированы  на  эффективность  решения  этих  проблем,  затрагивая  при  этом  все  стороны  учебно-воспитательного  процесса.

  Принципы  обучения  достаточно  многочисленны  и  направлены  на  различные  элементы  педагогической  системы.  Условно  их  можно  объединить  в  две  группы:  принципы  организации  педагогического  процесса  и  направленные  на  руководство  деятельностью  учащихся.

   В  организации  учебного  процесса  следует  исходить  из  необходимости  воздействовать  на  все  стороны  личности  учащегося.  Об  этом  говорит  закон  целостности  и  единства  педагогического  процесса.  Это  специальная  организация  содержания  обучения,  основанная  на  единстве  обучения,  воспитания  и  развития.  Признанное  в  общей  педагогике,  это  единство  имеет  важное  значение  и  для  музыкального  воспитания.

  Закон  единства  и  взаимосвязи  теории  и  практики  в  обучении.  По  справедливому  замечанию  А.А.Трифонова:  ,, Современная  фортепианная  педагогика  базируется,  в  основном,  на  богатом  практическом  её  опыте,  но  всё  ещё  слабо  вооружена  теоретически.  Ведь  если  теория  без  практики  мертва,  то  практика  без  теории  безоружна.  Даже  самое  авторитетное  имя  не  может  защитить  её  от  критики  несогласных.  Практика  одного  педагога  может  быть  опровергнута  практикой  другого,  если  она  не  опирается  на  неопровержимые  научные  доводы”.

   Принцип  положительного  эмоционального  фона  обучения.  Он  охватывает  организацию  учебного  процесса  и  необходим  при  непосредственном  педагогическом  воздействии  на  ученика.  Доброжелательный  тон  общения,  подчёркивание  достижений  ученика,  акцентирование  его  удач  -  всё  это  помогает  привнести  творческое  состояние  в  учебный  процесс.

   Одним  из  главных  принципов,  лежащих  в  основе  обучения,  является  воспитание  ученика  в  качестве  субъекта  деятельности,  а  не  её  объекта.  Казалось  бы,  что  в  условиях  индивидуальных  занятий  это  правило  само  собой  разумеется.  Однако,  когда  при  разучивании  музыкального  произведения  ученику  внедряется  в  сознание  тот   художественный  образ,  который  считает  правильным  педагог,  когда  тем  самым  подавляется  творческая  воля  и  мышление  ученика  при  игнорировании  индивидуальных  его  особенностей,  такой  учебный  процесс  будет  вызывать  стойкое  неприятие  и  отчуждение.

  Работать  не  только  над  произведениями,  но,  прежде  всего,  над  художественным  и  техническим  развитием  ученика.  Ведь  в  процессе  упорной  работы  над  произведением  развиваются  музыкально-художественное  мышление,  память,  воля,  отрабатываются  технические  навыки.  При  ориентировании  на  этот  важный  принцип  в  основу  учебного  процесса  будет  положено  не  только  стремление  к  качеству  исполнения  тех  или  иных  произведений,  а,  прежде  всего,  развитие  личности  ученика,  основанное  на  анализе  его  творческих  и  технических  возможностей,  оценке  его  профессиональных  знаний  и  умений,  достоинств  и  недостатков.

При  реализации  принципа  комплексного  развития  музыканта  следует  учитывать,  что  формирование  творческой  личности  требует  интеграции  множества  знаний,  умений,  навыков,  волевых  качеств.  В  связи  с  этим,  необходимость  комплексного  развития  ученика  должна  диктовать  стратегию  и  тактику  всего  процесса  обучения,  в  том  числе  каждого  урока.   При  этом   важнейшим  инструментом  реализации  принципа  комплексного  развития  становятся  межпредметные  связи.

   Принцип  индивидуального  подхода  в  обучении.  Для музыкальной  педагогики  этот  принцип  имеет  особое  значение.  Это  обусловлено  многочисленными  индивидуальными  особенностями,  присущими  мышлению,  двигательному  аппарату  ребёнка,  специфичными  чертами  его  характера.  Индивидуальный  подход  применяется  в  виде  учёта  индивидуальных  особенностей  характера  ученика,  его  музыкально-художественного  мышления  и  психофизиологических  характеристик.

  Принцип  развития  творческих  способностей  имеет  огромное  значение  в  музыкальном  воспитании.  Несмотря  на  очевидную  актуальность  этого  принципа,  в  реальной  педагогической  практике  он  реализуется  далеко  не  полностью,  воспитание  творческих  возможностей  ученика  протекает  лишь  эпизодически.  Ведь  творческое  развитие  проходит  не  попутно  с  освоением  произведений,  а  должно  стать  ведущей  целью,  художественно-  исполнительской  деятельности.  Это  позволяет  заниматься  развитием  творческих  способностей  систематически,  планомерно,  а  также  локально  воздействовать  на  различные  компоненты  мышления:  воспитание  слуховой  сферы,  эмоциональности,  интеллекта,  приводя  их  к  гармоничному  единству.

   Принцип  воспитания  инициативы  и  самостоятельности,  являющихся  важнейшим  условием  эффективности  практической  деятельности.  Как  известно,  успешность  обучения  зависит  от  многих  факторов.  В  их  ряду  воспитание  инициативы  и  самостоятельности  занимает  особое  место.  От  того,  как  будет  организована  и  проводиться  самостоятельная  работа,  во  многом  будет  зависеть  успешность  обучения  ученика.  Для  практической  реализации  принципа  воспитания  инициативы  и  самостоятельности,  нужно  позаботиться  о  том,  чтобы  ученик  был   не  только  вооружён  различными  методами  работы,  но  и  умел  ими  пользоваться.  Такой  же  сознательно  поставленной  целью  должно  стать  воспитание  инициативности  как  в  поиске  новых  методов  работы,  так  и  в  области  музыкально-художественных  представлений.  Для  формирования  у  ученика  инициативы  и  самостоятельности  широко  используются  методы  проблемного  обучения,  когда,  к  примеру,  для  решения  какой-либо  технической  задачи  предлагается  самостоятельно  найти  нужные  методы.  В  этом  случае  педагог  заботится  о  создании  проблемных  ситуаций,  стимулирующих  их  поиск  на  основе  имеющегося  опыта,  творческой  активности  и  инициативы.

  Принцип  сочетания  методов  прямого  и  косвенного  воздействия  на  слуховую  сферу  ученика.  Как  известно,  слуховые  представления,  составляющие  основу  художественного  образа  произведения,  формируются  при  восприятии  звуков,  интеллектуальной  и  эмоциональной  сфер.  Если  речь  идёт  об  активизации  интеллектуальной  или  эмоциональной  сфер,  то,  чаще  всего,  используются  методы  косвенного  воздействия.  Именно  с  их  помощью  уточняется  содержательная  сторона  музыкально-слуховых  представлений.  Без  активного  осмысления  произведения,  без  проникновения  в  образно-эмоциональную  сферу  слуховые  представления  будут  лишь  его  бледной  тенью.  Поэтому  активное  внедрение  в  учебный  процесс  методов  словесного  воздействия  на  интеллектуальную  сферу,  приёмов,  пробуждающих  эмоциональный  мир  ученика,  является  важнейшим  условием  воспитания  музыканта.  Вместе  с  тем  нельзя  забывать  о  методах,  непосредственно  формирующих  музыкально-слуховые  представления.  Они  связаны  с  восприятием  звучащего  произведения.  В  общей  педагогике  активно  используются  так  называемые  наглядные  методы  обучения.  Они  характеризуются  непосредственным  воздействием,  в  основном  через  зрительную  сферу,  на  чувства  учеников,  на  их  образное  мышление.  Не  менее  полезными  в  музыкальной  педагогике  оказываются  методы,  основанные  на  звучащем  музыкальном  материале.  Также  воздействуя  непосредственно  на  образное  мышление,  но  уже  через  слуховую  сферу,  они  оказывают  исключительно  сильное  влияние  на  его  формирование.  С  помощью  таких  методов  педагог  способен  решить  целый  ряд  учебных  и  творческих  задач.  Живое  звучание  инструмента  помогает  найти  соответствующие  средства  выражения,  служит  ориентиром  в  технической  работе,  формируются  звуковые  критерии,  повышается  интонационная  чувствительность,  лежащая  в  основе  художественно-исполнительского  мастерства.

   Принцип  адекватности  методов  обучения  его  задачам  является,  по  словам  М.Левиной,  одним  из  центральных  научных  положений  в  теории  методов.  В  соответствии  с  этим  принципом,  все  стоящие  перед  педагогом  цели  должны  достигаться  методами,  обеспечивающими  максимальный  обучающий  эффект.  Для  этого  требуются  глубокие  знания  о  природе  формирования  музыкального  мышления  ученика,  его  исполнительской  техники.

   Важнейший  принцип  музыкальной  педагогики  -  принцип  единства  художественного  и  технического  развития.  При  этом  необходимым  условием  продуктивного  обучения  должно  стать  художественное  совершенствование  ученика.  Как  верно  писала  известный  венгерский  педагог  М.Варро: ,, … обучение  игре  на  фортепиано,  как  и  на  любом  инструменте,  прежде  всего,  является  обучением  музыке,  Оно  не  соответствует  цели,  если  педагог  ограничивается  тем,  что  учит  читать  ноты  и  развивает  ловкость  и  быстроту  движения  рук.  Обучение  игре  на  фортепиано  можно  назвать  обучением  музыке  лишь  в  том  случае,  если  развитие  всех  навыков  идёт  рука  об  руку  с  развитием  слуха  и  музыкального  понимания.”

Однако  это  не  должно  принижать  значения  технического  развития.  Такое  понимание  требует  сознательной  работы  над  развитием  исполнительского  аппарата,  включающей  особые  технические  упражнения.  Техника  пианиста,  его  двигательный  аппарат  и  механизм  управления  им  должны  рассматриваться  в  комплексе,  как  единая система,  подчиняющаяся  психофизиологическим  закономерностям  двигательной  деятельности  человека.  Только  с  таких  позиций  возможно  избежать  односторонности  в  оценке  тех  или  иных  её  сторон.

   Сформулированные  выше  принципы  направлены  на  поиск  путей  и  методов  совершенствования  процесса  обучения,  на  анализ  и  отбор  ценного  и  необходимого  в  каждом  индивидуальном  случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Активизация восприятия музыки как основа музыкального воспитания младших школьников

Формирования активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоци...

рабочая программа по музыкальному воспитанию и обучению детей тре лет, на основе духовно-нравственной православной музыкальной традиции

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо музыкальному воспитанию и обучению детей трёх лет, на основе духовно-нравственной православной музыкальной традиции.         ДПБДОО «Истоки» г. Рыбинс...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Доклад «Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотического воспитания»

Выступление на методическом объединении классных руководителей....