Взаимодействие психологической службы и учителей музыки в школе-интернате.
методическая разработка по музыке по теме

Евдокимова  Наталья  Александровна

Данная методическая работа раскрывает и обосновывает важность взаимодействия учителей и психологической службы сопровождения школьников в свете продуктивности образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей ученика, снятия зажатости и закомплексованности, с которыми сталкивается учитель в работе с проблемными детьми.  А также подробно обозначаются конкретные цели и задачм работы психолого-педагогической службы поддержки школьников, их родителей и учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_psihologicheskoy_sluzhby.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  СЛУЖБЫ

И   УЧИТЕЛЕЙ   МУЗЫКИ   В   ШКОЛЕ  -  ИНТЕРНАТЕ.

                                                           Методическая   работа

                                                           учителя   музыки

                                                           Евдокимовой   Н.А.

                                                   2013 г.    

   В  рамках  современного  положения  школы  в  обществе  перед  педагогическим  коллективом  школы  встают  качественно  новые  цели  и  задачи.  От  школы  ждут  решения  многих  социальных  и  нравственных  проблем  общества.  Это  возможно  лишь  при  совершенном  образовательном  процессе,  в  котором  принимают  равноправное  участие  школа,  учащиеся  и  их  родители.  Т. О.,  от  школы  сегодня  ждут  создания  оптимальной  для  развития  ребёнка  и  педагога  образовательной  среды.  Образовательная  среда  -  широкое  и  многогранное  понятие.  Оно  включает  в  себя  эмоциональный  микроклимат,  личностное  благополучие  каждого  участника  образовательного  процесса,  особенности  микрокультуры  образовательного  учреждения,  качество  учебно-воспитательного  процесса  и  т.д.,  в  результате  взаимодействия  которых  происходит  становление  личности  ребёнка.

   Психологическая  служба  образования  -  это  своеобразное  поле  взаимодействия  практического  психолога  с  детьми  разного  возраста,  их воспитателями,  учителями,  родителями.  В  центре  этого  взаимодействия  находятся  интересы  формирующейся  личности.

   Всякий  работающий  в  школе  знает,  что  в  настоящее  время  снижается  общий  уровень  воспитания  детей,  а  музыкального  воспитания  как  такового  нет  вовсе,  особенно  у  тех  детей,  которые  приходят  в  интернат.  Дети  зажаты  в  эмоциональном  и  двигательном  плане,  имеют  проблемы  с  координацией  движения.  Многие  дети  имеют  большие  проблемы  со  своими  сверстниками,  не  умеют  вести  себя  на  уроке,  не  могут  спокойно  сидеть  и  внимательно  слушать  учителя,  боятся  выступлений  перед  слушателями.  Все  вопросы,  возникающие  при  работе  с  нашими  детьми,  обсуждаются  не  только  на  заседаниях  методических  отделов,  но  и  со  школьным  психологом.  Возможность  получить  оценку  психологического  состояния  данного  ученика,  раскрытия  его  внутренних  качеств,  его  скрытые  потенциальные  возможности,  положение  в  семье,  воздействие  друзей  и  родителей,  помогают  в  составлении  индивидуальных  программ,  просто  в  каждодневной  работе  с  проблемными  учащимися.

   Взгляд  профессионала-психолога  порой  кардинально меняет  подход  и  даёт  новый  взгляд  на  трудности,  делает  нас  терпимее  и  выравнивает  отношения  с  учащимися,  помогает  более  углублённым  и  качественным  занятиям.

   Концепцией  развития  школы  стало  создание  системы  психологического  сопровождения  педагогического  процесса  и  всех  его  участников  -  учеников,  их  родителей  и  педагогов,  предполагающее  отслеживание  обучения,  развития  и  воспитания  учащихся.  Это  процесс  непосредственного  взаимодействия  психологической  службы  учителей,  учащихся  и  их  родителей.

Школа  выделила  для  себя  следующие  цели:

Сделать  процесс  обучения  и  воспитания  более  эффективным,  гуманным,  демократичным  при  уменьшении  физических  и  психических  энергозатрат  и  времени  как  со  стороны  учителя,  так  и  со  стороны  учащихся.

Сделать  разработку,  апробацию  и  внедрение  педагогических  теорий  и  технологий  психологически  обоснованной,  с  учётом  закономерностей  психики  учащихся  и  педагогов.

Ввести  в  педагогический  процесс  психологические  технологии,  которые  помогут  решать  образовательные  задачи.

Используются  следующие  принципы  психологического  сопровождения  школьников,  их  родителей  и  учителей:

1. Психологическое  сопровождение  направлено  на  всех  (учителя, учащиеся,  родители ).

2. Психологическое  сопровождение  охватывает  одиннадцатилетний  курс  обучения,  включая  определение  готовности  ребёнка  к  школе.

3. Психологическое  сопровождение  должно  быть  последовательным  и  гибким.

4. Психологическое  сопровождение  должно  ориентироваться  на  потребности  школы.

5. Психологическое  сопровождение  -  интегрированная  часть  образовательного  процесса.  Оно  обеспечивает  цели,  содержание,  технологии  образовательного  процесса.

6. Психологическое  сопровождение  должно  быть  эффективным  и  действенным,  базироваться  на  деятельностном  подходе  и  носить  комплексный  характер.

Направления  психологического  обеспечения  учителя  музыки:

1. Обучение  психологическому  пониманию  целей  воспитания  и  обучения.

2. Психологический  анализ  педагогических  технологий.

3. Раскрытие  психологических  механизмов  и  эффективности  различных  педагогических  воздействий.

4. Анализ  результатов  психодиагностических  методик.

5. Разработка  программ  индивидуального  и  коллективного  взаимодействия,  оптимального  для  педагога.

6. Снятие  психического  напряжения  педагога  ( аутотренинги,  консультации  и  пр. ).

Основные  функции  специалиста  психологического  сопровождения  школьников,  их  родителей  и  учителей,  с  нашей  точки  зрения,  заключаются  в  следующем:

1. Психодиагностика  -  процесс  измерения  психических  состояний  и  свойств  личности.  Выявление  индивидуальных  особенностей  и  перспектив  развития  личности.

2. Обучение  -  формирование  знаний,  умений  и  навыков  в  области  психологии.

3. Воспитание  -  формирование  относительно  устойчивых  отношений  человека  к  внешнему  миру  и  самому  себе.

4. Развитие  -  рост  психических  ( нравственных,  личностных )  качеств  человека.

5. Психопрофилактика  -  формирование  знаний,  умений,  навыков  и  отношений,  которые  будут  предохранять,  предупреждать  возникновение  каких-либо  отрицательных  проявлений  у  человека.

6. Психологическое  консультирование  -  процесс  формирования,  исправления,  вычёркивания  знаний,  умений,  навыков,  отношений.

7. Психологическая  коррекция  -  исправление  выявленных  знаний,  умений,  навыков,  отношений  (групповая,  индивидуальная,  семейная ).

8. Исследовательская  -  психологические  исследования  по  различным  направлениям.

9. Психологическая  реабилитация  -  восстановление  прежней  репутации,  знаний,  умений,  навыков,  уверенности  в  себе.

10. Сопровождение  экспериментальной  работы  в  школе.

11. Психологический  анализ  уроков.

12. Психолого-педагогические  советы  и  семинары.

Организация  внедрения  в  школу  психолого-педагогической  службы  сопровождения  школьников,  их  учителей,  родителей.

Это  многоаспектный  процесс.  Но,  тем  не  менее,  можно  выделить  основные  этапы  внедрения:

1. Формирование  команды  психологов  и  социальных  педагогов.

2. Обсуждение  места  и  роли  психолого-педагогической  службы  сопровождения  школьников,  их  родителей  и  учителей  в  контексте  практической  работы  школы.  Организация  работы  каждого  психолога  и  социального  педагога.

3. Формирование  группы  педагогической  поддержки  внедрения  психолого-педагогической  службы  сопровождения  школьников,  их  родителей  и  учителей.  Обсуждение  задач  и  ожиданий  в  результате  внедрения  психолого-педагогической  службы  сопровождения школьников,  их  родителей  и  учителей.

4. Формирование  запроса  родителей  на  психолого-развивающую  работу  с  детьми.

5. Внедрение  программы  психолого-педагогической  службы  сопровождения  школьников, их  родителей  и  учителей.  Анализ  внедрения.

6. Принятие  решения  об  изменении  в  программе.

7. Обсуждение  возможностей  и  специфики  внедрения  психолого-педагогической  службы  сопровождения  школьников,  их  родителей  и  учителей  в  другие  школы  района  и  города.

8. Распространение  информации  о  разработке,  поиск  источников  материальной  поддержки  программы  психолого-педагогической  службы  сопровождения  школьников,  их  родителей  и  учителей.

Работа  с  учителями  занимает  весомую  часть  работы  психологов.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО учителей начальных классов школы-интерната № 23 г.Белгорода

В презентации показаны основные направления работы методического объединения учителей начальных классов школы-интерната для учащихся с ОВЗ....

Отчётный концерт детей и педагогов дополнительного образования "Волшебный мир музыки" коррекционной школы-интерната VIII вида.

Сценарий отчётного концерта детей и педагогов дополнительного образования "Волшебный мир музыки" коррекционной школы-интерната VIII вида....

Создание психологических комфортных условий пребывания ребенка в школе- интернате.

 При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном...

Методическая разработка "Взаимодействие воспитателя школы-интерната и учителя в вопросах интеллектуального развития школьников".

Материал посвящён вопросам развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в условиях взаимодействия школы-интерната и СДЮСШОР по хоккею с шайбой....

План мероприятий службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год

План мероприятий службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год № п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов службы мед...

Анализ работы службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» за 2022-2023 учебный год

Анализ работы службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат»за 2022-2023 учебный годСлужба школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» осуществляла сво...