Конспект урока « Под музыку Вивальди »
методическая разработка (музыка, 6 класс) по теме

Хабарова Анастасия Геннадиевна

 

Пояснительная записка

Я работаю по программе, разработанной на основе 3-го издания авторской программы  Д.Б. Кабалевского «Музыка».

Тема второго полугодия 6 класса «В чём сила музыки» раскрывается через решение проблемы: способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Обучающиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его «лучше», добрее, разделить с ним горе и радость.

Сегодня я бы хотела представить вашему вниманию урок, тема которого звучит так: «Под музыку Вивальди». Данный урок был взят из  планирования по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой « Инструментальный концерт» (из раздела «Мир образов камерной и симфонической музыки»). На этом уроке авторы рассматривают концерты именно А. Вивальди. ( В планировании по программе Д.Б. Кабалевского тема урока «Музыка современности – энергия жизни»  рассматривается  как воплощение жанра инструментальный концерт в музыке композиторов  XX века.)

Темы предыдущих уроков («Музыка природы», Образы природы в музыке композиторов XX века») позволили мне реализовать  этот урок. Ориентируясь на способность  класса к длительному восприятию, я посчитала возможным  включить в урок достаточно большой объем теоретического материала и музыкальных произведений, исключив хоровое пение и музыкально - ритмические движения.

Данный урок соответствует общей теме полугодия.

Цель урока определялась необходимостью развития у современного подрастающего поколения духовно-эмоциональной  стороны личности ребенка.

Отбор содержания зависел от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных  особенностей обучающихся.

 

Тема урока - «Под музыку Вивальди».

Тип урока – урок овладения новыми знаниями.

Вид урока – комбинированный.

Цель урока: познакомить детей с композитором А. Вивальди и его новаторством в  симфонической музыке.

Основные задачи

Образовательные:

  • Актуализировать понятия «концерт, программная музыка».
  • Познакомить с четырьмя   разнохарактерными концертами.
  • Углубить знания по музыкальной культуре.

Воспитательные:

  • Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.
  • Способствовать воспитанию у учащихся возможности чувствовать разное эмоциональное состояние, при прослушивании  музыки.

Развивающие:

  • Формировать у учащихся понимание эмоционального состояния музыки.
  • Развивать слуховую память, внимание, воображение.

Методические рекомендации на подготовительный период

Для проведения этого урока учителю необходима предварительная подготовка.

Так как урок начинается с  исполнения вокально-инструментальным ансамблем песни «Под музыку Вивальди», которая определяет тему урока, именно с ним проводится задолговременная работа. Ведь качественное исполнение – является неотъемлемой частью создания атмосферы урока и дальнейшего его восприятия.

Учитель заранее проводит работу с одним из обучающихся, который готовит сообщение о биографии композитора. Материал для доклада подбирается педагогом в зависимости от характеристики класса, его способности длительного восприятия.

Так же учитель готовит видеоряд, сопровождающий прослушивание музыки и презентацию-викторину, включающую вопросы обобщающие урок.

Прослушиванию музыки предшествует чтение сонетов, посвященных каждому из фрагментов. Учитель может выбрать для этого кого-то из учеников, так же заранее проработав с ним, либо выполнить это сам, умело рисуя картины содержания.

Методические рекомендации для проведения урока

В процессе урока необходимо учитывать возрастные особенности. Поэтому необходимо стимулирование поведения  и деятельности: «живое» исполнение,  карточки – нотки, викторины. Надо поощрять за правильные ответы, за правильные ответы и за интересные предположения. Ещё одним из важных моментов является то, что бы каждый ребёнок был задействованным и увлечённым процессом.

Располагаю полным набором видеоряда и презентаций-викторин. УК сожалению не могу выложить из-за несоответствия форматов. Пишите все кому интересно. С радостью поделюсь материалом.


Первые минуты урока – организационного момента задаю общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: слушать, рассуждать, анализировать, чувствовать. Именно поэтому  урок начинается с исполнения вокально-инструментальным ансамблем песни «Под музыку Вивальди», которая определяет тему урока. По мере возможности и необходимости, я стараюсь приглашать на уроки ребят из других классов. Живое исполнение музыкальных произведений старшими учениками школы выступает на уроке как способ приобщения к более глубоким занятиям музыкой. Целью организационного момента является создание атмосферы урока,   осмысление детьми того, что тема им знакома.

2 этап  -  актуализация знаний. Цель: выявление степени знания материала, формирование интереса к дальнейшему изучению. Самостоятельно дети пробуют рассказать о композиторе и его произведениях. Между этапом актуализации знаний и этапом изучения нового материала очень хрупкая   грань. Потому что изучение теоретического материала вытекает из осознания детьми того, что на  данный момент они владеют недостаточным количеством информации. Они  отчетливо это понимают, когда ученица читает доклад.

3 этап - изучения нового материала. Цель: познакомить детей с новыми произведениями композитора.  А так же помимо знакомства с новыми материалом, «помочь» детям чувствовать, воспринимать, формировать уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Перед каждым прослушиванием произведения зачитывается сонет, отражающий содержание музыки, а так же используется не «голая» аудиозапись, а видеомонтаж. Умение  анализировать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, несомненно, важны. Но, как известно, умение мыслить невозможно без умения чувствовать. И, по этому, восприятие новой темы шло на эмоциональном фоне. Через яркие зрительные образы.

4 этап - закрепление материала. Цель: закрепить полученные знания.

Материал закрепляется посредством беседы обучающихся с учителем, а так же с помощью небольшой викторины, представленной в виде презентации.  Некоторое количество вопросов обобщает тему урока и дает возможность учителю понять степень усвоения материала урока. Количество и содержание вопросов может варьироваться по желанию учителя. (Исходя из того на какие вопросы учитель хочет получить ответы создается викторина).

5 этап – рефлексия урока. Цель: выявление интереса и степени  усвоения материала урока детьми в живой беседе с учителем.

Учитель обсуждает с детьми, насколько интересен и понятен был материал урока. А так же как ребята оценивают свою работу на уроке. Кто мог быть активнее. Кто хотел что-то добавить, но не успел.

Обсуждение эмоций, возникших во время прослушивания еще раз «окунает» детей в мир музыки. Эмоциональная атмосфера урока и настроение детей способствовали успешному усвоению теоретического материала.

6 этап – домашнее задание. Цель: еще раз проанализировать свои эмоции, закрепить знания о новом материале.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки.

На следующий урок учащимся предлагается подготовить небольшие сообщения. Тема сообщений «Мои впечатления от концертов А. Вивальди». В них  еще раз закрепляются  эмоциональные ощущения.

 

 

 

Хороший урок – это слаженный, четко работающий механизм. Восприятие темы детьми во многом зависит от тех методов и форм работы, которые выбрал учитель.

При подаче учебного материала я использовала следующие формы  работы: индивидуальную, групповую, фронтальную. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов. Поэтому на уроке было знакомство с новым материалом, слушание и восприятие музыкальных фрагментов, игровая творческая деятельность. Что и было задумано мною.

         На уроке  я использовала видеоролики и презентацию. Для установления контакта учителя и детей необходимо было общение, поэтому детям был предложен игровой метод, вывешивание карточек – ноток на доску  за  правильный ответ. Ребята узнали биографию композитора, о его инновациях в музыке, что такое программная музыка. Размышляли о передаче композитором образа произведения, обсуждали свои эмоции и чувства при прослушивании. 

          На уроке использовала одну часть из каждого концерта. В свою очередь каждая из которых, характеризовала образ природы определенного времени года и отличалась эмоциональным содержанием.

          Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся  на протяжении и в конце урока посредством игрового метода (за правильный ответ – карточка - нотка)

   Время на все этапы урока было распределено рационально. Подачу нового материала я разбила на 2 блока: «Что мы знаем об А. Вивальди?» и «Инструментальный концерт».

Игровой метод  на уроке послужил так же физкультминуткой, что является элементом использования здоровье - сберегающих технологий на уроках музыки.

Достаточно было времени для рефлексии и подведения  итога урока. Рефлексия урока доказывает, что ребята чувствовали себя комфортно, урок им понравился. И я тоже осталась довольна уроком, так как все поставленные цели и задачи урока были достигнуты. На протяжении урока не было замечено, что дети устали (при отсутствии ритмики и вокальной работы), в классе была рабочая, заинтересованная атмосфера, так как «слушание и беседа» сменяли себя в достаточной мере вовремя. Ярким моментом на уроке является викторина, где дети уже не просто воспринимают материал, а могут проявить себя. Исходя из наблюдений проведенного урока, считаю применение таких формх работы и методов  уместными и оправданными.

Средства обучения, использованные на данном уроке:

Во время урока были использованы:

ПК, интерактивная доска, карточки – «ноты», дидактический материал, мел, доска.

Располагаю

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

« Под музыку Вивальди »

                                                          ( 6 класс III четверть )

 

Организационный этап.

В классе предварительно находятся обучающиеся 10 «А»  класса Еникеева Кристина и Анисимова Ксения (гитара) и обучающаяся 11 «А» класса Сидорова Наталья (вокал). Все девочки участники музыкальной студии «Четыре сезона» рук. Хабарова А.Г.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня к нам в гости вновь пришли ребята из музыкальной студии. Давайте посмотрим, что же они приготовили нам сегодня. (исполняется песня « Под музыку Вивальди »)

 -  Ребята, как вы думаете, почему именно с этого произведения начался наш урок? О чем мы сегодня будем говорить и с чем знакомиться? (Дети, обсуждая с учителем выступление, сами формируют тему урока).

- Конечно! Строчка из этой песни и стала темой нашего с вами урока. Мы уже не раз «встречались» с этим замечательным композитором. Но сегодня мне бы хотелось познакомить вас с ним немного поближе.

Актуализация знаний.

(На развороте доски размещен портрет композитора)

- Давайте с вами вспомним, кто же такой Антонио Вивальди? В каком городе он родился?  Что мы о нем знаем? (За каждый правильный ответ ребенок вывешивает на доску свою карточку – «ноту»). А что мы можем сказать про его произведения? (дети упоминают его концерты).

- Ну что же. Не плохо. А теперь давайте послушаем небольшое выступление вашей одноклассницы.  Что-то вы уже знаете, а что-то будет для вас новым (ученица читает, учитель на доске демонстрирует иллюстрации.)

- Антонио Вивальди родился в 1678 году в Венеции. В то время Венеция была крупным музыкальным центром. Вивальди родился в «музыкальном» мире – его отец был ведущим скрипачом в капелле Собора святого Марка. Мальчик рано проявил интерес к музыке, и отец сам взялся за обучение ребенка игре на скрипке и клавесине.

   - В юности Вивальди продолжил свое музыкальное образование, а так же подготовку к принятию церковного сана. Это был единственный способ получить образование. Из-за плохого состояния здоровья (астма или ангина) он получил особое разрешение жить в кругу семьи во время учебы. Благодаря этому юноша мог продолжать свое музыкальное образование. Всю свою жизнь Вивальди пытался посвятить себя музыке. Став публичным человеком, он тут же  получил прозвище il Prete Rosso («рыжий священник») из-за своих рыжих волос. Антонио Вивальди был рукоположен в сан священника в 1703 году. Через некоторое время после посвящения он публично отказался служить мессу, ссылаясь на плохое здоровье. Многие историки пересказывают анекдотичную историю (возможно не достоверную, но показательную) о том, что однажды во время службы «Рыжий священник», к удивлению прихожан, спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. За это Вивальди едва не подвергся серьезному наказанию и впредь ему было запрещено служить мессу, что было только на руку музыканту. Поскольку с духовенством было покончено, этот случай помог Вивальди стать «подходящим кандидатом» на должность преподавателя скрипки в Ospedale  Della Pieta. Это был дом попечения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа девочек. Все более громко и хвалебно распространялась молва о сочинениях Вивальди и его музыкальных талантах.

  -  Вивальди был чрезвычайно плодовитым композитором – он написал около 50 опер, более 500 концертов, свыше 100 сонат для различных инструментов. Однажды он хвастался, что в состоянии сочинить концерт быстрее, чем переписчик мог бы его записать. Один из наиболее чутких художников своего времени, Вивальди был в числе первых композиторов, выдвинувших на передний план в искусстве открытую эмоциональность, страсть (аффект), индивидуальное лирическое чувство. Под его несомненным влиянием тип концерта для нескольких солистов (concerto grosso) в классическую эпоху отошел на второй план, уступив место сольному концертированию. Именно Вивальди выработал структуру и тематизм сольного концерта. Он установил трехчастный концертный цикл (быстро – медленно – быстро) и упорядочил последование tutti (игра всего оркестра) и solo.

Изучение нового материала.

- Спасибо, Настя. Именно на его концертах мы и остановимся. Сегодня вашему вниманию будет представлен цикл «Времена года». Это четыре концерта для оркестра с солирующей скрипкой, каждый из которых состоит из трех частей. Ну, а как они называются, я думаю, вы уже догадались.

 - В каждом из них есть словесные интерпретации в виде отдельных строк – сонетов, предпосланных концерту  как эпиграф. Четыре скрипичных концерта «Времена года» - это одно из известнейших его творений, являющееся образцом симфонической музыки.

     В музыке Вивальди можно услышать шелест весны, пение птиц, грозу – одним словом все звуки живой природы. Это программная музыка – музыка, которая преднамеренно рисует нам картины и образы во всех своих красках.

     К сожалению, мы с вами ограничены временем. И послушать все четыре концерта нам не позволят временные рамки. Поэтому мы послушаем четыре части из каждого «времени года». И откроет наше музыкальное путешествие концерт «Весна» - первая часть - Аллегро.

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

(Слушание)

-  Ребята, вам понравилось произведение? А что именно? (ответы детей)

- Давайте попробуем вместе разобраться, что мы услышали? Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!"; играет весь оркестр. Этот мотив помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь "пение птиц". Как чудесно это передано звучанием скрипок!

     Следующий эпизод  иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И опять рефрен. Следующий эпизод - гремит гром. Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Грозу сменяет музыка рефрена - неомраченная радость прихода весны. И вновь - в следующем эпизоде - поют птицы).

 - А сейчас мы с вами попадем в летнюю грозу. Мы послушаем третью часть концерта - Престо.

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

(Слушание)

- А что вы скажете сейчас? (ответы детей)

- Вот буря разряжается. Почти зримы потоки воды, низвергающиеся с неба. И как вспышки молнии в "Весне" передаются мелодией с характерным рисунком, так и здесь потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммаобразными пассажами и аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно, устремляющимися вверх и вниз. В середине, когда быстрые пассажи звучат в нижнем регистре, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру. Завершается эта часть (и этот концерт, но еще не весь цикл!) грозным унисоном всего оркестра, оставляя слушателя в некотором замешательстве: что же будет дальше, после этой страшной грозы?..

 - Из третьего концерта «Осень» мы так же прослушаем третью часть - Аллегро.

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

-  Что вы думаете теперь? Как композитор изобразил осень? (ответы детей)

- Ребята, третья часть называется "Охота". Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. - качча, "охота") культивировался в Италии еще в XIV - XV веках. (В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает "выстрел и лай собак" - так поясняет этот эпизод сам Вивальди).

- И наконец, четвертый концерт «Зима» и его первая часть - Аллегро нон мольто.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

(Слушание)

- Ребята, нас словно закружила метель, правда?   И будто бы стало прохладнее. (ответы детей)

- Здесь, в этой части, действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. (Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притопывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании).

Закрепление материала.

- Вот и прозвучала музыка. Скажите, вам понравились произведения?

- Давайте вспомним,  сколько частей в концерте Вивальди? Что нового он внес в форму концерта?

-Как вы считаете, может ли эта музыка оставить равнодушной? А какие вы испытывали чувства при прослушивании музыки? Какие картины природы «рождались» у вас при прослушивании?

 - А сейчас я предлагаю вам небольшую викторину. Постарайтесь дать как можно больше правильных ответов. (Использование карточек – «нот»).

 (Презентация)

Рефлексия урока.

-  Ребята, скажите, материал урока был вам понятен? Интересен? Может, кому то было скучно и совсем неинтересно?

- А как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Ваше настроение как то изменилось?

Домашнее задание.

- Молодцы! На следующий урок я предлагаю вам подготовить небольшие сообщения. А тема этих сообщений будет звучать так:  «Мои впечатления от концертов А. Вивальди». И мы их обязательно  заслушаем и обсудим.

- Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».

На уроке используются современные образовательные технологии:               «Педагогика искусства» (ПИ).·         Технол...