Русская частушка
методическая разработка (музыка) по теме

Титова Елена Владимировна

 

      Конспект урока по музыке для 3 класса  по теме «Частушка» разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей на уроке является: работа в группах,  самостоятельное изучение темы, работа с текстовой информацией, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению задания, т.е. досочинить и исполнить частушку, а так же презентация и защита своего мини проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки 3 класс

тема урока: «Русская частушка»

Цели: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного фольклора.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с историей возникновения, развития и становления частушки;
  2. воспитать любовь к народному искусству;
  1. развить творческие способности учащихся;
  2. научить работать в группах;
  3. создать творческий мини проект.

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению задания, презентация и защита своего мини проекта.

Ход урока

       Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни.

      А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.

Звучит фонограмма частушки.

( если дети затрудняются дать ответ, учитель под фонограмму сам поет одну частушку).

     И так, мы вывили тему сегодняшнего нашего урока: «Частушка».

Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли  или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка?

(все ответы детей записываются на бумажных облачках (приложение 3), подписывая автора высказывания, и вывешиваются на доске).

Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все  ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке?  Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?

      Для этого, мы с вами разделимся на 6 команд. (в каждой команде на менее 4 человек) Каждая команда получит текст с различной информацией по теме урока (приложение 1) и рабочий лист (приложение 2). Вам нужно внимательно прочитать, в тексте выделить маркером основные понятия, ответить на вопросы в рабочем листе, выполнить творческое задание, так же в рабочем листе и сделать вывод. Затем команда готовит защиту мини проекта, освящая основную информацию из прочитанного текста, исполняя частушку собственного сочинения. (так как команд 6, а текстов 3, то защищать свои проекты к доске выходят по две команды, дополняя друг друга, делая каждая свой вывод о понятии «частушка», у этих команд разные варианты рабочих листов).

     Ну что ж,  приступаем к работе. Работаем быстро, слажено. Вам дается 25 минут.

(во время работы детей учитель подходит к командам и помогает если есть затруднения.

После защиты детских проектов, учитель возвращается к тем высказываниям, которые были записаны в начале урока и проверяет, кто был прав, чье высказывание было самым верным. Дописывают то, что нового узнали.)

Домашнее задание: сочинить свою частушку пользуясь той информацией, которую приобрели на уроке. ( различные виды, формы частушек) А затем можно создать сборник частушек.

Приложение 1

Тексты для работы в группах

1. Происхождение частушки

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

     Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

       Частушка стала широко распространяться, когда в России начали складывались рыночные отношения. Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")

    Вместе с тем частушка близка и к литературе. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

2. Становление частушки.

      Появлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

     В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.            

      Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Мелодия простая, легко запоминающаяся.

3. О чем она, частушка?

      Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

     В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Приложение 2

Рабочие листы для учащихся.

Рабочий лист: «Происхождение частушки».(вариант 1)

Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как давно появилась частушка?____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая форма частушки?___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «Происхождение частушки». (вариант 2)

Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как давно появилась частушка?____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая форма частушки?___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «Становление частушки». (вариант 1)

Что помогло появлению частушки?_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Под какой инструмент чаще всего исполняют частушки?_______________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «Становление частушки». (вариант 2)

Что помогло появлению частушки?_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как исполняются частушки?_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию.

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «О чём она, частушка?» (вариант 1)

О чём поют в частушках?__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какими словами назвали любимых в частушках?______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «О чём она, частушка?» (вариант 2)

О чём поют в частушках?__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какими словами назвали любимых в частушках?______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Облачко» для фиксирования гипотез учащихся.                                                                                                  Приложение 3

С книгою в руках лежу,

 У компьютера __________.

 Ой, купите мне очки–

 Не работают ___________.

Поленился _________ Вова

 Причесаться гребешком.

 Подошла к нему корова –

 Причесала ____________.

С горки _________ Ирина

 - Самой ____________ была;

 Ира даже свои лыжи

 По пути ____________!

Лепят все ____________,

 Мама ищет Игорька.

 Где сынок мой? Где же он?

 Закатали в __________ ком.

Стала вдруг душить рубаха.

 Чуть не умер я от _______.

 Потом понял: "Ё-мое!

 Я же ________ из нее!"

Петя ловко ловит ________

 Может плотик смастерить,

 Только "здравствуй" и "_____________"

 Не умеет говорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Частушки про мальчиков ( 23 февраля)

1 .Третья четверть уж в разгаре,Часики затикали.А мальчишки-то мечтают :Снова бы каникулы! 8. Дима, ну же постарайся,Удиви товарищей!На уроке не кривляйся ,Стань серьезней, занимайся!2. Наш...

школьные частушки

Данные частушки пригодятся и украсят любое внеклассное мероприятие....

экологические частушки

Этот материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по экологии....

Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»

Частушки  Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....

Праздник русской частушки

Данное мероприятие направлено на воспитание у обучающихся    интереса, любви и уважения к музыкальной культуре русского народа, к его традициям,  организации свободного досуга школ...

Русские частушки.Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Г.С. Меркина. ФГОС.

Презентация содержит интересный теоретический материал (Интернет - источник), имеет музыкальное сопровождение. Для воспроизведения мелодии необходимо скачать архив со звуковым файлом....

Сценарий фольклорного праздника "Русская частушка-хохотушка"

Данная разработка носит метапредметный характер, объединяя предметные области "Литературное чтение", "Музыка", "Литературное чтение на родном языке"...