Программа вокального кружка "До-ми-солька" для подготовительной группы ДОУ
рабочая программа по музыке по теме

Чальцева Юлия Александровна

Данная программа кружка разработанна мною для детей 7-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2012_kruzhka_podg.gr_.doc75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №41

         

Утверждаю.

Заведующий МДОУ №41

_____________Т.М.Поршнева

Программа вокального кружка

«До-Ми-Солька!»

на 2012-1013 уч.год

                                      Руководитель:    Чальцева Ю.А.

г.Таганрог

2012г.

Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Вокальный кружок « До – ми – солька» проводится с детьми  подготовительной группы.

У детей 7-го года жизни достаточна развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы).

Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Концептуальные основы деятельности

Цель: научить ребенка выразительно, «чисто» интонируя петь, а также  помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Задачи:  

  1. учить детей петь выразительно ( ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);
  2. правильно передавать мелодию в пределах до1 – ре2;
  3. брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;
  4. учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
  5. петь индивидуально и коллективно;
  6. развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
  7. развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

        Основные принципы обучения детей пению:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1.    Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.         Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.         Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.         Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

Формы и методы реализации программы:

1.   Коллективная работа;

2.   Индивидуальная работа;

3.   Беседа;

4.   Распевание по голосам;

5.   Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6.   Дыхательная звуковая гимнастика;

7.   Артикуляционные упражнения;

8.   Игра на детских музыкальных инструментах;

9.   Музыкально-дидактические игры и упражнения.

        Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей

7-го года жизни:

1.   Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

2.   Дети должны петь не напрягаясь, естественным светлым звуком;

Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;

3.  Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

4.  Дети могут петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него;

5. Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

6.    Вырабатывается более широкое дыхание, что делает возможным использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами;

7. У детей расширяется диапазон (до – ре2);

8. Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

9. Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Перспективный план занятий

вокального кружка «До-ми-солька»

для детей 6-7 лет на 2011-2012 учебный год

Период прохождения занятий

     

Программное содержание


Репертуар










Сентябрь - Октябрь

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен;

- расширять диапазон детского голоса;

- способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;

- учить детей точно попадать на первый звук мелодии песен;

- учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;

- учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;

- учить детей передавать характер и смысл каждой песни;

- формирование правильной певческой осанки.

Диагностика музыкальных способностей детей

1.     круговой массаж под знакомые песни;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес», «Луг», «Белочка»;

4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у-и», «Имя»;

5. «Ритмическое эхо»;

6. Песни: А.Кудряшов «Мама дорогая», Л.Абелян «Я красиво петь могу».








Ноябрь - Декабрь







- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом;

- упражнять в чистом пропевании терции;

- упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;

- закреплять умение различать долгие и короткие звуки;

- учить детей удерживать интонацию на одном звуке;

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без форсирования звука;

- удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

- правильно выполнять логические ударения;

- учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, скачки на кварту, квинту;

- упражнять в точном интонировании трезвучий;

- петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Машина», «Белочка», «Озорной язычок», «Домашний мастер»;

4. Ритмическое упражнение «Гуси, гуси», «Заяц белый»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «Дон-дон», по трезвучиям;

6. Попевки «Дятел», «Чики-чики,чикалочки»;

7. Песни: А.Кудряшов «мама дорогая», «Мама – лучший друг», Л.Абелян «Модница»,

«Я красиво петь могу», «Дед Мороз»;

8. Скороговорки.










Январь- Февраль


- развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни различного характера;

- подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей;

- учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;

- упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;

- упражнять в четкой дикции;

- формировать хорошую артикуляцию;

- уточнять умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук, чисто интонировать в заданном диапазоне;

- совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучании;

- добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

- петь с музыкальным сопровождением и без него;

- развивать ладотональный слух.

1. круговой массаж под знакомые песни;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения», игра с ладошкой.

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Ныряльщики», «Резиновый мяч»;

4. Звуковая гимнастика «Лягушки на болоте», «В магазине», «Домашний мастер», «Поездка в зоопарк» ;

5. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Дон-дон», «Ку-ку», закрытый рот;

6. Попевки «Жучка и кот», «Бай, качи, качи».

7. Песни: «Песенка про дикцию» , «Что такое Новый год?», «Про папу»;

8. Игра «Волшебники и колокола».










Март- Апрель


- воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни;

- развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным не лирическим песням;

- продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их пения;

- закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движение руки;

- продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;

- упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на кварту, квинту, терции вверх и вниз, сексту вверх, трезвучия сверху вниз;

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

- петь выразительно, легким, подвижным звуком, с музыкальным сопровождением и без него;

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «В лесу», «На лугу»;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо», «Сапожник»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», «Дон-дон», закрытый рот, «и-э-а-о-у-ы»;

7. Песни «Весенний блюз» Г.Фрида,  «Солнечная капель», Л.Абелян «Песенка про гласные».













Май- Июнь

 

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни разного характера;

- проверить умение детей самостоятельно дать оценку качеству пения;

- вспомнить песни, которые учили в течении года;

- закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше-ниже;

- учить детей распознавать на слух движения мелодии;

- упражнять в чистом интонировании кварты и квинты;

- закреплять навык естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения;

- следить за правильным дыханием;

- точно передавать пунктирный ритм;

- продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах;

- развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в поисках певческой интонации, мелодических оборотов, музыкальных фраз, предложений.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. Пальчиковые игры;

4. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч», «Насос»;

5. звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк», «Домашний мастер», «Машина»;

6. Скороговорки;

7. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке, «Имя», «Дон-дон»;

8. ритмические упражнения «Гусь поет», «Ритмические считалки»;

9. Попевки «Гуси-гусенята», «Ехали медведи»;

10. Песни «Про меня и муравья», «Я красиво петь могу», «Про лето!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа вокального кружка для детей старшей группы ДОУ

Данная программа кружка разработанна мною для детей 6-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду"....

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"

Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...

Рабочая программа по речевому развитию для подготовительной группы

                                                      ...

Сценарий интерактивной программы в День Матери для подготовительных групп "Джинсовая вечеринка".

Интерактиваный праздник с участием родителей. Разработана на основе Орф похода в музыкальной педагогике. Направлена на развитие творческой активности детей и взрослых и создание атмосферы взаимод...