конспект открытого урока на тему: "Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах"
план-конспект занятия по музыке по теме

Буйневич Елена Алексеевна

Независимо от направленности музыкального образования управление всей музыкальной деятельностью происходит с помощью слуха. Именно навыки слухового контроля обеспечивают развитие музыкально-творческого потенциала исполнителя, в том числе и юного.

Достижение определенных результатов исполнения - в силе звучания, динамическом развитие, ясной артикуляции, чистоты педализации, выразительности фразировки невозможно без слухового контроля.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klnspekt_uroka-sluh.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по специальности фортепиано

преподавателя Буйневич Елены Алексеевны

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах».

Цель: Формирование навыка слухового контроля в процессе исполнения музыкальных произведений.

Задачи:

Обучающая:

- формирование умения распределить внимание на все составляющие элементы музыкальной ткани на основе слухового контроля,

-формирование устойчивых слухо – двигательных навыков на основе упражнений,

- достижение ритмической организации, отчетливости артикуляции при отсутствии напряжения игрового аппарата с помощью декламации (стихотворных текстов)

- развитие первых навыков транспонирования на основе упражнений.

Развивающая:

- развитие слухового внимания,

- развитие взаимосвязи слуховых представлений с приемами игры,

- развитие восприятия художественно-звукового образа через внимательное прослушивание произведения.

Воспитательная:

- воспитание интереса к исполняемой музыке,

- воспитание слуховой культуры.

Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:

Традиционные:

- информационно-рецептивный метод,

- словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),

- наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),

- практические методы (упражнения, «скороговорки»),

- метод декламации.

Инновационные:

-личностно-ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха,опора на потенциальные возможности ученика,уделение внимания на специальные упражнения ),

-педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),

- метод создания проблемных ситуаций,

- здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных  условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока)

 Оборудование:

- фортепиано,

- нотный материал,

- иллюстрации,

- МР3 магнитола

План урока

I Вводно-подготовительная часть.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Подготовка игрового аппарата – 10 мин.

II Основная часть.

     1.А.Т. Гречанинов «Вальс» - исполнение по нотам – 8 мин.

2.Л.В.Бетховен «Сонатина» соль мажор – исполнение наизусть – 9 мин.

3.П.И.Чайковский «Шарманщик» - слушание произведения – 5 мин.

4.П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» - исполнение наизусть – 5 мин.

III Заключительная часть.

  1. Подведение итогов – 1 мин.
  2. Домашнее задание и оценивание учащегося- 1 мин.

Ход урока

I  Подготовка игрового аппарата.

  1. «Скороговорка» № 7  - терции

– исполнение нон легато – свободный бросок, хорошая опора с последующим гибким снятием,

 - исполнение легато –  одновременное глубокое погружение  обоих пальцев, контроль за ансамблевым звучанием, попутно отрабатываем кистевое движение к пятому пальцу.

  1. «Скороговорка» № 10 – аккорды

     – исполнение нон легато -  хорошая опора на трезвучие (форте), более аккуратное прикосновение на терцию (меццо пиано),

     - исполнение легато – сохранение предыдущих звуковых задач, достижение хорошей артикуляции при одновременном взятии звуков.

  1. Гаммаобразная последовательность в одну октаву – достижение хорошего, качественного звука, ровной мелодической линии. Кисть гибкая, кистевые движения по рисунку мелодической линии.

- подготовительное упражнение (пятипальцевое) – отработка кистевых движений:   Декламация:       Упражнение играю,                                                                    

                                                Свои пальцы обучаю,                                                                

                                                 Надо их тренировать                                                                  

                                                  На legato все играть  

-.гамма в одну октаву (начиная с медленного темпа, затем постепенно увеличивая).  Декламация:    

Очень медленно и тихо   здесь прошла одна слониха,

А за ней бежит слоненок, заплетается спросонок.  

Пальцы ставлю по порядку, с ними делаю зарядку.

Если можно, чуть быстрее, так, конечно, веселее.  

Наши пальцы не скучали, все как следует сыграли!      

II  

1. А.Т.Гречанинов «Вальс» - исполнение по нотам (первая, вторая ч.).

Задача – осмыслить специфику вальсового аккомпанемента.

Работа над аккомпанементом с опорой на первую долю и облегченным звучанием второй и третьей долей (на примере первой части).

Для большей слуховой настроенности   выполним упражнение, которое будет направлено на дослушивание основного звука  при звучании его повторов в басу. Размер четырехдольный. Задача: достижение баланса звучания, достижение глубокого погружения правой руки и более облегченного левой руки. Движения плавные, без толчков. На паузах внимание не рассеивается.

При исполнении пьесы двумя руками слушать соотношение мелодии и аккомпанемента.

2. Л.В.Бетховен «Сонатина» соль мажор – исполнение наизусть.

Задача – достижение яркого исполнения мелодии и приглушенного ровного звучания аккомпанемента.

Работа над сочетанием мелодической линии с подвижным аккомпанементом.

Упражнения нацеленные на развитие самостоятельности и подвижности 1 пальца:

– махи под ладонь, ладонь на крышке,

- тоже самое при поставленной руке на клавиатуру,

- «зонтик»,

- упражнения на самостоятельность 1 пальца, достижение его легкости при минимуме движения. Все внимание на нижние звуки.

При исполнении отрывка двумя руками стараться соблюдать звуковую дистанцию – яркость мелодии и приглушенность аккомпанемента.

3. Прежде чем приступать к детальному процессу освоения произведения, нужно, прежде всего, получить первое слуховое представление. Внимательно слушая произведение, можно создать свой художественно-слуховой образ, который и будет служить маяком для дальнейшей работы.

П.И.Чайковский « Шарманщик» -  слушание произведения, анализ его характера.

Беседа:

П.  Как ты считаешь, в мажоре звучат веселые, задорные мелодии, а в миноре – грустные, жалобные мелодии – это правильное утверждение?

У…….

Преподаватель исполняет первую часть пьесы.

 Определение тональности. Определение характера пьесы и соответствие его мажорному ладу.

 П.- Чтение стихов Виктора Лунина:

Есть за семью горами,

есть за семью морями

Город, где нет несчастных.

Счастье там даром дают.

Так дай копейку, не пожалей-ка –

Кинь сюда прохожий.

Быть может с нею, скорей сумею

В этот город попасть.

П.. Как ты думаешь, город, о котором мечтает шарманщик, может существовать на самом деле или он выдуманный?

У. …….

П. На твой взгляд, шарманщик верит, что он когда-нибудь попадет в этот город?

У…….

П.. Если шарманщик верит в  город, «где счастье даром дают», то характер явно должен быть жизнерадостным, а если нет – то грустным. Давай прослушаем вторую часть пьесы и попробуем догадаться, сбудется ли мечта шарманщика.

П. А теперь мы прослушаем эту пьесу в исполнении и ответим на вопрос -  не поменялось ли твое восприятие характера пьесы ?

4.П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» - исполнение наизусть.

Задача - достижение звукового баланса мелодии и аккомпанемента.

Слушать выразительность и плавность мелодии, уделить внимание к оформлению музыкальной фразы, тяготению к основному тону и окончаниям фраз.

Слушать сопровождение, достижение  выразительности его звучания.

Особое внимание уделить эпизодам, в которых мелодия выражена половинной нотой, при этом аккомпанемент имеет свое развитие. Важно – дослушать долгий затухающий звук, не заглушив его аккомпанементом.

Игра с закрытыми глазами – внутренняя сосредоточенность на контроле исполнения.

IV

Подведение итогов, информация о домашнем задании. Оценивание учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов

В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10)     Обучение двигательным действиям необходимо в любой...

Конспект открытого урока на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»

Открытый урок был проведён 18.11.2015г. в ДШИ №1 г. Люберцы для преподавателей струнно-смычковой секции Люберецкого района. В открытом уроке принимал участие ученик 1го класса МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андр...

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе

Тема урока: Урок представляет собой занятие по изучению основных технических приемов и элементов игры в баскетбол.Цель: Закрепить разученные элементы техники передвижений, ловли и передачи мяча по раз...

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом»в 5 классе...