Психофизиологическое влияние музыки на развитие ребенка
статья по музыке по теме

Антонова Наталья Александровна

Анализ литературы по влиянию музыки на ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая работа с такими детьми на сегодняшний день все еще требует разработки коррекционных приёмов. Одним из направлений коррекционной работы являются музыкальные занятия, представляющие собой синтез элементарных музыкальных навыков, вокально-речевого развития и ритмо-пластических упражнений.

Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста, поэтому крайне важно знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. Музыкальное воспитание в коррекционной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной педагогике, и психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е.А. Аркин, 1931; А. Валлон, 1942, Л.С. Выготский, 1925; А.В. Запорожец 1948, М.М. Кольцова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1948 и другие).

В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе отражены результаты исследований многих авторов, раскрывающих различные вопросы, связанные с психомоторным развитием детей (Е.А. Аркин, 1948; Н.А. Бернштейн, 1946; Н.П. Вайзман, 1976; А. Валлон 1942, Л.С. Выготский, 1925; А.В. Запорожец, 1959; Е.М. Мастюкова, 1981; С.Л. Новоселова, 1978; Н.И. Озерецкий, 1923).

Процесс развития ребенка, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, в значительной степени – процесс развития движения.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения эмоциональной сферы.

Все это отрицательно сказывается на развитии и социализации учащихся с умеренной умственной отсталостью и вызывает необходимость коррекции психофизиологических недостатков школьников.

Несмотря на то, что данной проблеме уделяется внимание в психолого-педагогических исследованиях, проведение исследования в этом направлении является актуальным, теоретически и практически значимым.

Все вышесказанное обусловило выбор темы данной дипломной работы, целью которой явилось изучение возможностей музыки, как средства психофизиологического развития учащихся с умеренной умственной отсталостью.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы развития психофизиологии детей.

2. Определить значение музыки в психофизиологическом развитии.

3. Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью.

4. Изучить роль музыки и движения в коррекционно-развивающей работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

5. Исследовать актуальный уровень музыкального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

6. Разработать рекомендации по психофизиологическому развитию детей с умеренной умственной отсталостью средствами влияния музыки на организм.

Объект: психофизиологическое развитие учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Предмет: музыка и движение, как средство психофизиологического развития учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: музыка и ритмика могут являться эффективным способом коррекции отклонений в психофизиологическом развитии учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования, важнейшими из которых являются:

- методы теоретического анализа по проблеме исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта;

- экспериментальные методы исследования: наблюдение, констатирующий эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

- обогащены представления об особенностях психофизиологии школьников с умеренной умственной отсталостью;

- представлены подходы к обеспечению психофизиологического и эмоционального развития школьников с интеллектуальной недостаточно-стью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- результаты исследования показали целесообразность применения ап-робированного содержания в работе по предмету музыка и движение, которое позволяет повысить эффективность развития психофизиологии у

школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения;

- разработанные в процессе исследования методические рекомендации по предмету музыка и движение могут использоваться в организации педагогического процесса в образовательном учреждении, где обучаются дети с проблемами в интеллектуальном развитии.

Музыка – это не просто определенное сочетание звуков, гармоний и ритмов. Ее звучание в душе каждого, ее восприятие – значительно более сложный процесс с участием психо - эмоциональных, эстетических, культурных, социальных и других факторов.

Искусство для людей является средством для уравновешивания со средой в критических точках их поведения. Это уравновешивание упорядочивает работу организма, дает нужную разрядку чувству. Эту способность человека переживать эмоциональную природу музыки врачи, психологи широко используют в одной из форм психотерапии – музыкотерапии.

В необычных состояниях сознания музыка может выполнять ряд различных функций. Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их доступными для выражения, она интенсифицирует и углубляет процесс, она создает значимый контекст переживаний. Постоянный поток музыки создает несущую волну, помогающую человеку пройти через трудные переживания и тупики, преодолеть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти в его поток.

В соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на эмоциональное состояние человека, чем другие виды рецепторов.

В настоящее время выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты музыкальной ткани (мелодия, ритм, динамика, гармония, ритм, тембр) при всей их значимости, являются дополнительными.

В некоторых случаях музыка на некоторых людей влияет острее, чем слово. Связь психического и физического состояния известна. Те же механизмы что и в случае с физиологией срабатывают и при воздействии музыки на психику: музыкальный звук заставляет ответным образом «вибрировать» человеческие эмоции, отвечая на звуковые колебания.

Процесс восприятия художественного произведения – эмоциональное чувствование его содержания. Человек воспринимает мир в зависимости от его собственных психологических особенностей, его жизненного опыта,

темперамента, состояния в данный момент. А так же возраста, уровня образования, места и условия жительства, социального статуса.

Все чаще музыку используют в медицинских, медико-педагогических, психолого-педагогических учреждениях, как расслабляющее и успокаивающее средство.

Музыка – это испытанное средство обезболивания при местных хирургических вмешательствах. В целом ряде стран она в обязательном порядке включается в схему предоперационной подготовке тех пациентов, которым назначены обширные полосные операции. Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. В Московском медицинском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета – там выявили прямую связь между уровнем сахара в крови и психологическом состоянием человека. В этом центре применяют звуки природы (шум моря, шелест деревьев, пение птиц и т.п.) для расслабления больных, медитации.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, могут вызвать стресс.

В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи

колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким.

Михаил Лазарев, врач педиатр, директор московского детского центра восстановительного лечения, описывает влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода, благотворно влияет на щитовидную железу. Вибрации оказывают влияние, на весь организм, массируя внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Установлено, что при использовании музыки число осложнений при родах резко уменьшается, а малыши, появившиеся на свет более спокойные.

Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.

В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.

При развитии плода внутри матки рудименты ушей появляются уже спустя первые несколько недель после зачатия. Спустя 4,5 месяца развития, уши уже функционально способны. Поэтому половину срока пребывания в утробе матери ребенок может слышать и реагировать на звуки, особенно на музыку.

Очень полезно беременным пение, так как переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг.

Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовывал в своей клинике хоры «а-cappella» из будущих

мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

В Шведских городах в палатах для рожениц часто звучат звуки музыки (особенно произведения Моцарта). Ученые считают, что именно ей акушеры обязаны необычайно низким показателем ранней детской смертности.

В Японии тоже беременные женщины по совету врача предоставляют не родившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии.

Применение иглорефлексотерапии в комплексе с музыкотерапией в лечении функциональных нарушений толстой кишки показало высокую клиническую эффективность такого терапевтического сочетания, позволившего получить положительную динамику в моторике толстой кишки с одновременной оптимизацией общего состояния, уменьшением эмоциональной лабильности, улучшением вегето- сосудистых реакций.

И.В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки и пришел к выводу: «Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья»4.

Существующие исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми детьми. «Каприз №24» Паганини в современной обработке повышает тонус организма, настроение.

Уравновешиванию нервной системы способствуют записи со звуками природы: шум моря, леса, пение птиц, также пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.

«Полезной» для здоровья также считаются: К.Монтеверди – «Мадригалы», Ж.Б. Люлли – «Сюиты для оркестра», А. Вивальди – «Концерт

для двух мандолин», И.С.Бах – «ХТК» и «Рождественская оратория», Глюк –«Орфей и Эвридика», любые произведения Моцарта и Бетховена, Россини – «Севильский цирюльник», Глинка – «Камаринская», Лист – «Прелюды», «Фантазия на венгерские народные темы», Верди – «Риголетто», «Травиата», Брамс – «Венгерские танцы», Чайковский – «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Григ – «Пер Гюнт» и многие другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на развитие ребенка

Данная беседа подготовлена для родителей общеобразовательных школ, в рамках агитационной работы по набору учащихся в ДШИи ДМШ...

Влияние классической музыки на развитие ребенка.

Многие родители замечают, что их малыш прислушивается к классической музыке, она успокаивающе действует на него, когда он плачет. И это неспроста. Ученые утверждают, что классика способствует ра...

Психофизиологическое влияние музыки на развитие ребенка.

Анализ литературы по влиянию музыки на ребёнка...

Влияние музыки на развитие ребенка

Презентация для родителей о влиянии музыки на развитие ребенка...

Влияние музыки на психику ребенка.

Влияние музыки на психику ребенка....

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие ребенка"

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие ребенка"...