Психология гендерного подхода к развитию музыкального потенциала учащихся ДШИ.
статья по музыке на тему

Гарькавая Валентина Петровна

Гендерное описание психологического портрета развития музыкальности школьников ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_gendernogo_podhoda_k.docx17.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Психология гендерного подхода к развитию музыкального потенциала  учащихся  ДШИ.

  В образовании курс на дифференциацию обучения школьников на основе гендерного подхода целесообразен, важен и актуален.

  Термин «Gender» означает  «социальный пол» в отличии от «биологического пола». Гендерный подход в целом предполагает, что различиях в моделях поведения, мышления и восприятия девочек и мальчиков определяется не только психофизиологическими  особенностями, но и социальными факторами, социальными ожиданиями.

   Главное – надо постоянно помнить, что дети – это не однородная безликая масса, каждый из них индивидуальность и каждый – либо мальчик, либо девочка. От требований, предъявляемых школой, зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом.

    Современными психологами проводилось немало исследований гендерного направления с школьниками, обучающиеся на исполнительских отделениях основных инструментальных специальностей (фортепианный, струнный, народный, духовой) музыкальных школ. Основной акцент исследований был сделан на обнаруженных гендерных особенностях проявления индивидуальности музыкально одаренных учащихся. Оказалось, что структура музыкальности у учащихся младшего, подросткового и юношеского возраста качественно своеобразны.   Музыкальное своеобразие представляет собой сочетание музыкальных способностей, а также свойств личности, темперамента и нервной системы. Полученные результаты позволили описать психологический портрет музыкальности одаренных школьников на разных этапах онтогенеза:

Младший школьный возраст

Девочки

-активизация правого полушария мозга;

- эмоциональность;

-экспрессивность;

-интонационный музыкальный слух

Мальчики

-активизация левого полушария мозга;

-развитие аналитических способностей, несущих в себе элементы точной науки;

-эмоциональная стабильность

Подростковый возраст

-выраженность интеллекта и музыкальной памяти;

-развитие интонационных способностей

-творческая активность;

-сила подвижности нервной системы определяет ритмическую способность

Юношеский возраст

-практичность, реалистичность;

-более подвижны к расширению и «считыванию» содержательных параметров музыки;

-высокие показатели абстрактного мышления

-практическое мышление;

-абстрактное мышление;

- мечтатель

  Изучив современную психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что обучение музыкантов должно вестись с учетом не только возрастных особенностей становления их личности и одаренности, но и в соответствии с логикой становления их гендерной идентичности.

  Полагаю, что полученные результаты исследования в рамках гендерного подхода послужат более полному развитию их музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкально - исполнительской деятельности, позволят создать научную базу для разработки программ психологического сопровождения и системы поддержки детской одаренности.

Литература.

  1. Скрипник Н.М. Минусы бесполой педагогики. Н.Скрипник- Т.Лунева// Сельская школа 2002  №5
  2. Ерофеева Н.В классе мальчики и девочки. Как их учить? Ерофеева Н.// Народное образование 2001 №2
  3. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода. Сиротюк А.// Народное образование  2003 №8
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.СПб.,2000
  5. Таллибулина М.Т. Гендерный подход в психологии музыкальной одаренности// Музыкальная психология и психотерапия: научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Москва,5(8), 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения  авторс...

Проект "Гендерный подход в образовании"

Создание системы учебно – воспитательного процесса, основанной на гендерном подходе в профильном обучении...

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.Цел...

Гендерный подход в сексуально- гигиеническом просвещении учащихся 5-11 классов.

Программа нравственно-полового воспитания учащихся  среднего звена...

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Статья : " ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИТАРИСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ"

Данная статья информирует о педагогических подходах в развитии музыкально-ритмических способностей гитаричтов в младших классах ДШИ....