Тематическое планирование уроков музыки в 3 классе по УМК "Планета знаний "
материал по музыке по теме

Тематическое планирование уроков музыки в 3 классе по УМК "Планета знаний " с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_planeta_znaniy_3_kl._tematicheskoe_2013-2014.doc174.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков музыки в 3 классе

Классы: 3а,3б,3в,3г                                                                                                     Учебник «Музыка 3 класс» Бакланова Т.И., АСТ Астрель

№ п/п

Дата урока

Тема урока,

страницы учебника,цель урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

УУД

В  КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (14 часов)

1

Тема: Концертные залы

с. 6-7

Цель: Воспитание музыкальной культуры учащихся, формирование у них интереса к классической музыке, к её восприятию и исполнению на концертах

Основы музыкальных знаний. Общее представление о концертном зале, его предназначении, устройстве (сцене, зрительном зале и пр.) и акустике. Некоторые знаменитые концертные залы России (например, Большой концертный зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, концертные залы Дома музыки в Москве и др.). «Живая» музыка в концертном зале, преимущества ее слушания по сравнению со слушанием музыкальных записей или просмотром концертов по телевизору или в видеозаписи. Общее представление о концертах классической музыки (хоровой, камерной, симфонической и др.). Афиша и программа концерта. Правила поведения слушателей в концертном зале.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: исполнение песни из программы 2 класса.

Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись).

ЛИЧНОСТНЫЕ

- выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение;

- распознавать  и эмоционально откликаться на выразительность и изобразительность в музыке

 - понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

 - формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

 - осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 - распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;

 - сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

 - распознавать разные виды развития музыкальных произведений

 - узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. 

 -  определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

 - исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты произведений;

 - формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.


2

Тема: Концерт хоровой музыки

с. 8-9

Цель: Дальнейшее формирование и развитие интереса у детей к хоровому пению, а так же их вокально-хоровых умений и навыков

Основы музыкальных знаний. Общее представление о концерте хоровой музыки. Актуализация знаний учащихся о видах хоровых коллективов, о хоровых партиях, об основных правилах хорового пения и поведения на сцене участников хорового коллектива. Краткое знакомство с известными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми коллективами. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского).

Слушание музыки. Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись).

3

Тема: Концерт хоровой музыки: Гимн

с. 10-13

Цель: формирование у детей  представления о главном музыкальном символе страны        

Основы музыкальных знаний. Понятие гимн. Основные виды гимнов. Общее представление о старинных гимнах российского государства и СССР. Современный Государственный гимн Российской Федерации, его роль как одного из символов Российского государства. Отражение в музыке и тексте гимна гордости народа за свою страну, патриотических чувств россиян.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации», (сл. С. Михалкова).

Слушание музыки. Видеозапись концертных исполнений гимна РФ

Д/У

Тема: Концерт хоровой музыки: церковные песнопения

с. 14-17

Цель: дальнейшее  формирование у детей  представлений о  происхождении древнерусского церковно-певческого искусства; общее представление о знаменном распеве, обиходных песнопениях и их «отражении» в хоровых произведениях русских композиторов-классиков

Основы музыкальных знаний. Первоначальные сведения о происхождении древнерусского церковно-певческого искусства. Хор патриарших певчих дьяков и Хор государевых певчих дьяков как первые профессиональные хоровые коллективы в России. Древние каноны одухотворенного, возвышенного, ангелогласного хорового пения в храме. Общее представление о знаменном распеве, обиходных песнопениях и их «отражении» в хоровых произведениях русских композиторов-классиков (на примере «Всенощного бдения» П.И. Чайковского).

Церковная музыка в репертуаре современных светских профессиональных хоров. Особенности концертного исполнения хоровым коллективом произведений церковно-певческого искусства (по сравнению с хоровым пением на церковном богослужении в православном храме). Сравнение восприятия церковных песнопений во время церковного богослужения и на концерте в концертном зале.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Обиходные песнопения (напр., фрагменты Символа веры, Тропаря Рождества Христова и др.)

Слушание музыки. Концертное исполнение произведений древнерусского церкоено-певческого искусства и фрагмента 'Всенощного бдения» П. И. Чайковского.

4

Тема: Концерт хоровой музыки: хор

с. 18-19

Цель: Знакомство с новым значением понятия «хор» - как жанра хоровой музыки и малой музыкальной формы, дальнейшее освоение школьниками хорового наследия  русских композиторов. воспевающих родную природу и образы русского народа

Основы музыкальных знаний. Двойное значение слова «хор» — хоровой коллектив и хоровое произведение. Хоры русских композиторов-классиков как важная часть их творческого наследия. Хоровые «краски» Волшебницы Музыки, создающие колоритные музыкальные «портреты» и «пейзажи».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза).

Элементарное музицирование. Музыкально-инструментальные импровизации на тему «Девицы-красавицы» и /или  «Чудесный сон».

Слушание музыки. Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова 'На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы «Девица-красавица» и/или «Чудесный сон»

5

Тема: Концерт хоровой музыки: кантата

с. 20-21

Цель: Знакомство с понятием «кантата» как жанром хоровой музыки и крупной музыкальной формой, а так же с отражением в хоровой музыке идеи защиты отечества и образов защитников Родины

Основы музыкальных знаний. Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент четвертой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу).

Слушание музыки. Четвертая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»).

6

Тема: Концерт камерной музыки

с. 24-25

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о камерной музыке и ее основных жанрах; общая характеристика куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной музыкальных форм

Основы музыкальных знаний. Понятие «камерная музыка» и ее основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной).

Общее представление о концертах камерной музыки. Знаменитые музыканты-исполнители камерной  музыки

Музыкально-исполнительская   Пение: повторение одной из песен композиторов-классиков по желанию уч-ся

Слушание музыки. Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении.

7

Тема: Концерт камерной музыки: романс

с. 26-29

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о романсе как жанре камерной музыки; сведения об истории русского романса и разнообразии малых музыкальных форм, в которых написаны романсы.

Основы музыкальных знаний. Общее представление о романсе как жанре камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса. Старинные традиции исполнения романсов в домашних музыкальных салонах. Современные концерты и исполнители русского романса. Сравнение звучания романса в «живом» исполнении, в музыкальной записи и в кинофильме.

Разнообразие малых музыкальных форм, в которых написаны романсы. Музыкальные «краски», с помощью которых в романсах воплощаются тонкие человеческие чувства и переживания.

Музыкально-исполнительская деятельность. Мелодекламации текстов романсов (напр. А. Варламова «Белеет парус одинокий» (ел. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига).

Слушание музыки. Видеозаписи концертного исполнения романсов А. Варламова «Белеет парус одинокий» (ел. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) — из кинофильма «Приключения Буратино».

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Цветок», «Перекличка птиц" и «Волны» из программы I класса.

8

Тема: Концерт камерной музыки: пьеса

с. 30-31

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки и средствах музыкальной выразительности; музыкальная форма и художественно-образное содержание.

 

Основы музыкальных знаний. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Примеры знакомых учащимся пьес П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», написанных в различных малых музыкальных формах. Композитор А. Лядов и его фортепианные пьесы из цикла «Бирюльки». Средства музыкальной выразительности (музыкальные «краски»), использованные композитором для создания этих Музыкальных миниатюр.

Пьеса А. Лядова «Про старину», ее музыкальная форма и художественно-образное содержание.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинных русских народных песен из программы 2 класса.

Элементарное музицирование и основы сочинения музыки.

Музыкально-инструментальная импровизация на тему «Бирюльки» (напр. «Бирюлька-юла», «Бирюлька-пирамидка", «Бирюлька-самовар» и др.) для металлофона, игрушечного рояля или детского синтезатора.

Слушание музыки. А. Лядов «Бирюльки», «Про старину» (видеозаписи концертного исполнения).

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Зеркало» и «Юла».

Музыкально-изобразительная деятельность. Актуализация знаний учащихся о миниатюрной живописи, о лаковой миниатюре (Палех, Федоскино). Рисование под музыку миниатюры на тему «Русская старина».

9

Тема: Концерт камерной музыки: соната

с. 32-33

Цель: Знакомство с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование первоначальных представлений о сонатной форме

Основы музыкальных знаний. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Первоначальное знакомство с сонатной формой. Композитор Людвиг Ван Бетховен и его соната № 14 (Лунная) как воплощение в сонатной форме глубоких раздумий и душевных переживаний композитора.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Песня Л,-В. Бетховена «Сурок» (русский текст Н. Райковского).

Элементарное музицирование и основы сочинения музыки: Музыкальная картина на тему одной из картин М. Чюрлениса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звездная соната»). Музыкальная импровизация «Мелодия лунной ночи».

Слушание музыки. Л.-В. Бетховен. Соната № 14 (Лунная).

Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с картинами М. Чюрлениса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждение различных предположений (гипотез) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен.

10

Тема: Концерт симфонической музыки

с. 36-37

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об истории возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Актуализация знаний учащихся о расположении оркестра на сцене концертного зала.

Основы музыкальных знаний. Актуализация знаний учащихся о симфонической музыке и симфоническом оркестре. Первоначальные сведения об истории возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Современный симфонический ор кестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Некоторые знаменитые симфонические оркестры и их дирижеры.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ.

Слушание музыки. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества».

Музыкально-пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под музыкальную запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).

11

Тема: Концерт симфонической музыки: симфония

с. 38-39

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о  симфонии как крупной музыкальной форме

Основы музыкальных знаний. Общее представление о симфонии как крупной музыкальной форме (на примере Симфонии № 1 (Зимние грезы) П. Чайковского). Музыкальные «краски» симфонического оркестра, создающие таинственные образы на фоне зимней природы. Мелодия русской народной песни «Цвели цветики» в финале Симфонии № 1 П.И. Чайковского как пример отражения в симфонической музыке русского народного творчества.

Сравнение музыкальных и поэтических «красок» в художественных образах зимней природы.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: романс М. Яковлева «Зимний вечер» (ел. А. Пушкина). Мелодекламация стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Русская народная песня «Цвели цветики».

Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Музыкально-инструментальные импровизации на темы «Музыка зимы» и/или «Зимние грезы».

Слушание музыки. П. Чайковский. Симфонии N° 1 (Зимние грезы) — фрагмент.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-фантазия на тему «Зимние грезы».

12

Тема: Концерт симфонической музыки: симфония

с. 42-43

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о

Основы музыкальных знаний. Повторение понятий «симфония» и «симфонический оркестр». Композитор А. Бородин и его Симфония № 2 (Богатырская): выражение в этом симфоническом произведении русской удали, душевной широты и силы. Имитация инструментами симфонического оркестра звучания русских народных инструментальных наигрышей.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение русской народной песни «Вспомним, братцы, Русь и славу».

Элементарное музикирование и основы сочинения музыки. Сочинение и исполнение двух контрастных «богатырских» мелодий (музыкальных тем). Разучивание мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях.

Слушание музыки. А. Бородин. Симфония № 2 (Богатырская)— фрагменты.

13

Тема: Концерт симфонической музыки: симфоническая картина

с. 44-45

Цель: Знакомство с программными произведениями симфонической музыки, обогащение их представлений о взаимосвязи музыки и живописи

Основы музыкальных знаний. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите (на примере сюиты А. Лядова «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра). Мелодии русских народных песен различных жанров в этой симфонической сюите. Первоначальное представление о понятии «духовный стих» (в связи со знакомством с «Духовным стихом» из сюиты А. Лядова).

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня «Я с комариком плясала», мелодия которой звучит п сюите А. Лядова. Повторение русских народных песен различных жанров,

Слушание музыки. А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты).

14

Тема: Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита

с. 48-49

Цель: Формирование у учащихся представление о крупных музыкальных формах в симфонической музыки и первоначальной восприятие и анализа такой музыки

Основы музыкальных знаний. Изобразительность и выразительность в симфонической музыке, программная музыка (на примерах симфонических картин А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро»). Симфонические «краски», создающие сказочные образы. Сравнение сказочных образов в симфонических картинах А. Лядова и в песнях.

Музыкально-исполнительская деятельность, Пение: старинные и современные песни о сказочных персонажах (например,  игровая русская народная песня «Баба-Яга» или песня М. Дунаевского «А мне летать охота» (сл. Ю. Энтина).

Элементарное муэнцнроваине и основы сочинения музыки. Ритмическая импровизация на тему «Баба-Яга — костяная нога» на любых народных музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Симфонические картины А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты).

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнения «Звуковые волны».

В  МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (13 часов)

15

Тема: Музыкальные театры

с. 58-59

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о театре как синтетическом виде искусства; об истории рождения театрального искусства в Древней Греции и роли музыки в театральном искусстве.

Основы музыкальных знаний. Обшие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зала и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с - драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты ндр. Некоторые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран (Большой театр (Москва), Мариинский театр (Санкт-Петербург), Ла Скала (Милан), Гранд Опера (Париж) и др.). Основы театрального этикета.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение фрагментов хоров из опер (напр., хора девушек из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», хора «Славься»  из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»).

Слушание музыки. Фрагменты музыкальных спектаклей (в видеозаписях).

ЛИЧНОСТНЫЕ

- определение главных героев оперы или балета, оценка их музыкальной характеристики;

 -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки;

 - проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

 - эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

 - выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

 - расширение представлений   о музыкальном языке произведений

 -  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки


КОММУНИКАТИВНЫЕ

 - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

- формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)  расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.)

16

Тема: Опера

с. 60-65

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об опере, как виде музыкально-театрального искусства и синтезе искусств в оперном спектакле

Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «опера» как одного из видов театрально-музыкального искусства. Виды искусства, объединенные в оперном спектакле. Общее представление об истории рождения оперы в Италии. Понятие «либретто». Появление оперы в России. Постановки оперных спектаклей в придворных и крепостных театрах.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение, повторение фрагментов хоров из опер ( хора из оперы В.-А. Моцарта "Волшебная флейта»).

Слушание музыки. Фрагмент старинной итальянской оперы                                                                  

                                                                                     

17-18

Тема: М.Глинка, опера «Руслан и Людмила»

с. 66-67,  68-69

Цель: знакомство с понятием либретто. Создание целостного представления об Опере «Руслан и Людмила»  М. Глинка.

Основы музыкальных знаний. М.И. Глинка как основатель русской классической оперы. Отражение в «зеркале» оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» одноименной поэмы А.С. Пушкина. Знакомство с либретто оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Образы русской старины и сказочного мира на оперной сцене.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинной русской народной песни (например, «Бояре»),

Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа». «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки, арабского и турецкого). Старинные русские народные свадебные песни

Музыкально-пластическая деятельность. Инсценировка шествия Черномора со свитой (под музыку "Марша Черномора»).

19-20

Тема: Н.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка»

с. 70-71,  72-73

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о музыке Римского-Корсакова и отражении в опере старинного народного обряда проводов масленицы, а также древнерусского быта  народного песенного творчества

Основы музыкальных знаний. Знакомство с либретто оперы и ее основными действующими лицами. Некоторые персонажи древнеславянских мифов (Леший, Лель, Ярило и др.) — действующие лица оперы. Образы скоморохов в опере, краткая информация об истории скоморошества на Руси. Образы гусляров-слепцов, краткая информация о «каликах перехожих» на Руси. Отражение в опере старинного народного обряда проводов масленицы, а также древнерусского быта н народного песенного творчества.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение народных масленичных песен из программ для 1 и 2 классов. Русские народные песни «Прощай, масленица» и «А мы просо сеяли» (цитируемые в опере «Снегурочка»),

Элементарное музицированне. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов эскиза декорации к опере «Снегурочка». Музыкальная картина-импровизация «Весенний лес в Стране берендеев». Озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина».

Слушание музыки. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли».

Арт-терапевтичсская деятельность. Повторение музыкальных игр "Перекличка птиц» и «Лесное эха».

Музыкально-пластическая деятельность. Пластические импровизации на темы «Шествие царя Берендея» и «Пляска скоморохов-.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-пейзаж «Ярилина долина».

21

Тема: Оперы для детей

с. 76-77

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о том, как «серьезный» музыкальный жанр может быть интерпретирован к детской музыке Знакомство детей с детским музыкальным театром, развитие у них интереса к оперному искусству как к наиболее доступному материалу для учащихся начальной школы

Основы музыкальных знании. Детский музыкальный театр им. Н. Сац » Москве, Детские оперы («Дюймовочка», «Дитя волшебства» и др.) в его репертуаре.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Фрагмент оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».

Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Волк и семеро козлят»).

Слушание музыки. Фрагменты детских опер (в видеозаписях).

Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Волк и семеро козлят»).

22-23

Тема: Балет. Балеты П.И.Чайковского

с. 80-83, 84-85

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о балете и старинных балетных спектаклях; знакомство с балетами Чайковского Развитие у учащихся интереса к балетному искусству  творческих способностей на основе синтеза искусств.

Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «балет». Первоначальные знания о происхождении балета и особенностях старинных балетных спектаклей. П.И, Чайковский как основатель русской классической балетной музыки. Либретто всемирно известных балетов П.И, Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Отражение в них сказок и танцев разных народов мира.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Мелодия Вальса из первого действия балета «Спящая красавица».

Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов рисунка «Красавица» или «Принц».

Слушание музыки. Русский и Неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Музыкально-пластическая деятельность. Характерные движения одного из старинных баянных (придворных) танцев. Пластическая импровизация «Музыкальные волны» под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к балету "Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и Белая кошечка», «Красная Шапочка и Волк», «Фея Сирени и Фея Карабосс». Танцевальные движения вальса.

Музыкально-изобразительная деятельность. Эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские или фантастические темы.

Рисунки на темы «Красавица» и «Принц».

24

Тема: И.Стравинский, балет «Петрушка»

с. 86-87

Цель: формирование у детей  представлений о персонажах народного кукольного театра;  музыке в народном стиле. 

Основы музыкальных знаний. Композитор И. Стравинский и его знаменитый балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах). Знакомство с либретто балета. Отражение в балете традиций русских народных гуляний на городских ярмарках во время празднования масленицы. Общие представления о балаганах как одном Из видов народного театра. Представления кукольного театра с участием Петрушки. Цитирование в балете мелодий популярных народных городских песен («Вдоль по Питерской» и др.). Невероятный успех балета «Петрушка» в Париже, во время «Русских сезонов». Современные постановки балета «Петрушка».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни о Петрушке И. Брамса.

Слушание музыки. Фрагменты музыки  И. Стравинского к балету «Петрушка».

25

Тема: В детском музыкальном театре

с. 90-91

Цель: Продолжение знакомства  с детским музыкальным театром, развитие у них интереса к балетному искусству на наиболее доступном для их возраста материале

Основы музыкальных знаний. Общее знакомство с балетами из репертуара Детского музыкального театра им. Н. Сац. Например. «Синяя птица», Щелкунчик».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение на звук «А» знакомых музыкальных тем из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Слушание музыки. Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи).

Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок. Макет декорации для одного из детских балетов. Гримирование одного из персонажей сказочного балета

26

Тема: Оперетта

с. 92-93

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об оперетте как одном из видов музыкально-театрального искусства.

Основы музыкальных знаний. Общее представление об оперетте как одном из видов музыкально-театрального искусства. Веселый, жизнерадостный характер музыки в оперетте. Основные сведения об истории оперетты. Известные театры оперетты и России. Детские оперетты (например, «Проделки Кота в сапогах») на сценах российских театров.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одной из детских оперетт (по выбору учителя).

Элементарное музицирование: веселая, юмористическая музыкально-инструментальная импровизация на одну из следующих тем: «Песенка Кота в сапогах», «Таней Кота в сапогах».

Слушание музыки. Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»).

27

Тема: Мюзикл

с. 94-95

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о мюзикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкально-театрального искусства; об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее.

Основы музыкальных знаний. Общее представление о мюзикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкально-театрального искусства. Основная краткая информация об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее. Некоторые знаменитые американские мюзиклы. Мюзиклы российских композиторов. Детские мюзиклы (Например, «Волшебник Изумрудного города» и «Путешествие Не-знайки»),

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одного из детских мюзиклов (по выбору учителя).

Слушание музыки. Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях).


В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ (6 часов)

28

Тема: Музыкальные музеи

с. 102-105

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о понятиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», "музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира

Основы музыкальных знаний. Общее представление о понятиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», "музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира. Известные музыкальные музеи в России (например. Музей музыкальной культуры им. М.И, Глинки и Музей русской гармоники в Москве, Музей музыкальных инструментов в г. Санкт-Петербурге. Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину Московской области. Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в г. Тихвине и др.). Известные музыкальные музеи в зарубежных странах. Например, дома-музеи композиторов И.-С. Баха. В.-А. Моцар-та, Л.-В. Бетховена, музеи знаменитых музыкальных театров (Ла Скала, Венской оперы и др.), музеи старинных музыкальных инструментов (например, и Вене. Париже и других столичных городах мира).

Необычные музыкальные музеи и коллекции (например, коллекция звуков природы и человеческой цивилизации в Венском музыкальном музее).

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение, повторение песни или хорового произведения одного из композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

Слушание музыки. Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» учашиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ

 - углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей;

- познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к  музыкальным  традициям и истории родного края;  

 - углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека прошлого и нашего современника


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 - углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

 - присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества



КОММУНИКАТИВНЫЕ

- участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений.  

 - сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

 - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов

29

Тема: Музыкальные инструменты

с. 106-109

Цель: Формирование представлений о богатстве и разнообразии  музыкальных инструментов разных времён, стран и народов

Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу музыкальных инструментов в музыкальном музее: старинные клавишные музыкальные инструменты как музейные экспонаты (клавесины, клавикорды, спинеты и др.). Особенности их устройства, звуконзвлеченин и звучания. Старинные духовые и ударные музыкальные инструменты.

Знаменитые музыкальные мастера и музыканты-исполнители, чьи музыкальные инструменты хранятся в знаменитых музеях мира.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зеленом лугу», «Заиграй, моя волынка»). Песня «Веселый барабанщик» (муз. Л. Швариа. ел. Б. Окуджавы).

Слушание музыки. Записи звучания старинных музыкальных инструментов

Музыкально-пластическая  деятельность.   Импровизации  на

одну из следующих тем: "Ритмы жаркой Африки», «Тарантелла».

30

Тема: Музыка и техника

с. 112-113

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов. Развитие представлений  о взаимосвязи музыки и техники. Формирование у них интереса к изучению различных музыкальных устройств, а так же многообразных способов записей и воспроизведения звуков.

Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и техника» в музыкальном музее: старинные музыкальные шкатулки, табакерки, шарманки, граммофоны, патефоны, механическое пианино и другие музыкальные устройства для записи и воспроизведения звуков. Разнообразие их устройства и характера звучания.

Краткая информация об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов.

Музейные и домашние коллекции старинных музыкальных устройств и пластинок с записями голосов знаменитых певцов (например, Ф.И. Шаляпина), хоровых коллективов (например, хора М.Е. Пятницкого) и музыкантов (например, Великорусского оркестра народных инструментов под управлением В.В.Андреева).

Сравнение звучания музыки в «живом» исполнении на концерте или в музыкальном театре и звучания механических музыкальных устройств. Изображение в пьесах и других музыкальных произведениях звучания механических музыкальных устройств (музыкальной шкатулки, музыкальной табакерки, шарманки и др.). Сравнение старинных механических устройств для записи и воспроизведения звуков с современными музыкальными устройствами, вмонтированными в игрушки, открытки, с «музыкой» мобильных телефонов и т. д.

Музыкально-исполнительская деятельность Пение: музыкальная игра «Граммофон».

Элементарное музицированне: Повторение песни Л.-В. Бетховена «Сурок».

Слушание музыки. Звучание механического пианино (в художественном кинофильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов Музыкальная табакерка. П. Чайковский «Шарманщик поет».

31

Тема: Музыка и изобразительное искусство

с. 114-115

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о связях музыки и живописи, скульптуры. Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств

Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и изобразительное искусство» в музыкальном музее: портреты знаменитых композиторов и исполнителей, натюрморты, исторические и жанровые картины с изображениями музыкальных инструментов. Образы народных музыкантов в народных игрушках и других произведениях народного декоративно-прикладного творчества. Скульптурные изображения музыкантов.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение. «Песня о картинах" (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

Слушание музыки. Записи звучания музыкальных инструментов, изображенных в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества.

32

Тема: Музыка и книги

с. 118-119

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о музыкальных отделах библиотек и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке. Развитие представлений о значении нотных изданий и книг о музыке

Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и книги» в музыкальном музее: старинные рукописные церковно-певческие книги, редкие издания партитур симфоний, опер и балетов знаменитых композиторов-классиков, первые издания сборников русских народных песен, старинные книги о жизни и творчестве знаменитых композиторов и другие ценные экспонаты. Сравнение изображений старинных нот и книг о музыке с современными изданиями.

Общее представление о музыкальных отделах библиотек (например, Российской государственной библиотеки) и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение песен, сопровождавших экскурсии по музыкальному музею (например. «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, ел. Б. Окуджавы) и «Песни о картинах» (муз. Г. Гладкова, ел. А. Кушнера).


33

Тема: Школа Скрипичного ключа. Урок сольфеджио: мажор и минор; интервалы

с. 124-127

Цель: Формирование преставлений о сольфеджио как учебной дисциплине

Основы музыкальных знаний. Понятия: «мажор», «минор», «интервал». Интервалы от примы до октавы. Интервалы и мелодия. Интервалы и аккорд.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: пение по нотам различных интервалов. Песня О. Мандичевского «Интервалы».

Слушание музыки. Звучания различных интервалов.

Основы сочинения музыка. Сочинение и нотная запись мелодии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисование и озвучивание голосом рисунка на тему –«Дружная семья интервалов».

34

Тема: Хоровой класс

с. 128-129

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о хоровом коллективе

Основы музыкальных знаний. Понятия «хор», «дирижер», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», унисон».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: упражнения на распевание. Песня Л. Абелян «Петь приятно и удобно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков музыки 1-8 классы По программе Д.Б.Кабалевского

Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и уг...

Календарно-тематическое планирование уроков музыки Брянского края

Тема урока, содержание, типу рока, виды контроля, требования к уровню подготовки учащихся...

Тематическое планирование уроков музыки 1-4 классы.

Тематическое планирование уроков музыки в 1-4 классах по триместрам....

Тематическое планирование уроков музыки в 1 классе по программе "Планета знаний

Тематическое планирование уроков музыки в 1 классе по программе "Планета знаний" с УУД...

Тематическое планирование уроков музыки во 2 классе по программе "Планета знаний"

Тематическое планирование уроков музыки во 2 классе по программе "Планета знаний" с УУД...

Календарно-тематическое планирование уроков 1 класс УМК "Планета знаний"

Календарно-тематическое планирование уроков 1 класс УМК "Планета знаний" (Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка)...

Календарно-тематическое планирование уроков 2 класс УМК "Планета знаний"

Календарно-тематическое планирование уроков во 2 классе УМК "Планета знаний" (Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка)...